Царёв Михаил Иванович (1903 - 1987) - великий русский театральный актер.
Родился 18 ноября (1 декабря по новому стилю) 1903 года в Твери.
В 1919 - 1921 гг. учился в Школе русской драмы в Петрограде у выдающегося актера Юрия
Юрьева.
В 1920 году вступил в труппу БДТ.
В 1924 - 1926 гг. работал в театре "Комедия" (бывший театр Корша).
В 1926 - 1931 гг. работал в театрах Махачкалы, Казани, Симферополя.
В 1931 - 1933 гг. - актер Ленинградского академического театра драмы.
В 1934 по 1937 год работал в ГосТиМе у Мейерхольда, где запомнился по ролям Армана
Дюваля "Дама с камелиями" Дюма и Чацкого "Горе от ума".
С 1937 г. и до конца жизни - актер Малого театра, с 1963 года - его директор, с 1985 года -
художественный руководитель. На сцене воплощал мужество, силу, искренность,
красоту и простоту своих героев.
В кино - с 1932 года, дебютировал в фильме «
Победители ночи». В основном снимался в экранизациях спектаклей.
С 1964 по 1986 гг. - Председатель Всероссийского театрального общества.
Преподавал в Высшем театральном училище имени Щепкина.
Скончался 4 ноября 1987 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
Детство
Михаил Царев родился в Твери. Его отец Иван Изотович Царев работал
железнодорожным фельдшером, а мама Мария Петровна занималась хозяйством и
воспитанием детей - у Михаила были еще два старших брата и сестра.
Михаилу не исполнилось еще 5 лет, когда вся их семья переехала в Ревель (сегодня
Таллинн), что было связано с новым назначением отца. Здесь и прошло его детство.
Читать Михаил научился ещё до гимназии, учила его старшая сестра, к тому времени
уже работавшая учительницей. Когда Михаил Царёв немного подрос, он стал летом
работать в вагонных ремонтных мастерских. По воспоминаниям Царёва, вопреки тому,
что он вырос посреди железной дороги, его никогда не тянуло к технике. Обучаясь в
Ревельской Николаевской гимназии, Царёв любил уроки иностранного языка, истории,
географии, русского языка. Мальчик очень любил читать, ему нравились уроки
русского языка, иностранного языка, истории, географии. После окончания школы
Михаил решил связать свою судьбу с театром.
Театр
Актерское образование Михаил Царев получил в Школе русской драмы в Петрограде,
где в 1919-1921 годах обучался у Юрия Михайловича Юрьева. Еще, будучи студентом, Михаил
в 1920 году вступил в труппу Большого Драматического театра.
В 1924-1926 годах Михаил Царев работал в Москве, играя в бывшем театре Корша. В 1926-1931
годы он выступал на сценах театров Махачкалы, Казани и Симферополя, а в 1931 году
перебрался в Ленинград, где был принят в труппу Ленинградского академического
театра драмы.
В 1934-1937 годах Михаил Царёв работал у Всеволода Мейерхольда в театре, названным его
именем (Государственный театр имени Мейерхольда). О своей работе в театре у
Мейерхольда Царев вспоминал: «Что было интересно в нем, чего я не встречал у
других режиссеров, это его показы пластического выражения. В мизансцены, которые
он строил, Мейерхольд вкладывал большое содержание. Это нужно было понять,
переосмыслить, чтобы это стало своим...» В конце 30-х началась травля этого
выдающегося мастера, театр был закрыт, и Михаил Царев с группой других актеров
перешел в труппу Малого театра.
Малый театр
В Малом театре Михаил Иванович проработал до 1963 года, сначала актером, а с 1950 года -
директором. Именно здесь раскрылся талант этого интересного актера, воплощавшего
в своих героях мужество, силу, искренность и настоящую мужскую красоту. Самой
лучшей его работой стал Чацкий в постановке «
Горе от ума» Грибоедова.
Эту роль он играл еще у Мейерхольда, а затем и здесь - на сцене Малого театра в
течение многих лет. Специалисты отмечали, что лучшего исполнителя Чацкого в
советском театре не существовало. С возрастом (в 60-е годы) Михаил Царев перешел в
спектакле «
Горе от ума» на другую роль - Фамусова, которую исполнял столь же
замечательно.
Великолепные персонажи были созданы актером также в спектаклях: «
Оптимистическая трагедия» Вишневского (Вожак), «
Старик»
Максима Горького (Старик), «
Признание» Дангулова
(Илья Репин), «
Пигмалион» Шоу
(Хиггинс),«
На всякого мудреца довольно
простоты» Островского (Глумов), «Рюи Блаз» Гюго (Дон Сезар де Базан), «
Перед заходом солнца» Гауптмана (Маттиас Клаузен), «Дама с камелиями»
(Армана Дюваль) и других.
Многие годы Михаил Иванович преподавал в Высшем театральном училище (институте)
им. М. С. Щепкина. Среди его учеников: Владимир Богин («Отцы и дети», «Хождение по
мукам»), Сергей Жолобов («Кадетство», «Кремлевские курсанты»), Евгения Глушенко
(«Зина-Зинуля», «Впервые замужем») и другие известные актеры кино и театра.
Он руководил и другим - не менее сложным кораблем - Всероссийским театральным
обществом. Когда в 1986 году делегаты "революционного" съезда ВТО, преобразившегося
в СТД, почти улюлюкали ему вслед, он уходил с тем же царственным достоинством,
которому был обучен еще во времена своих петербургских университетов.
Одновременно Царёв выступал ещё и как чтец. Русский язык Царева уникален. Так
теперь не говорят. Потому послушать его речь надо, очень надо, чтобы не забывать,
что когда-то говорили совсем по-другому - красиво (это можно сделать на его
странице на сайте Малого театра).
Кино
В кино Михаил Царев снимался мало. В 1930-е годы им был сыгран ряд ролей, одной из
самых удачных стал доктор Ливси в фильме Владимира Вайнштока «
Остров сокровищ» (по одноименному роману Стивенсона).
В дальнейшем кинематограф являлся неким отражением театральной деятельности
актера. На экране Михаил Царев воплотил немало образов, сыгранных им на сцене
Малого театра. В 1952 году он снялся в экранизациях пьес Островского «
Горе
от ума» (безусловно, в роли Чацкого) и «
На всякого мудреца довольно
простоты» (в роли Егора Дмитриевича Глумова).
В 1970-е - 1980-е годы Михаилом Царевым был поставлен ряд фильмов-спектаклей, где он сам
же исполнил главные роли: «
Горе от ума» (Павел
Афанасьевич Фамусов), «
Доходное
место», «
Старик», «
Дети
Ванюшина». Кроме того, актер сыграл роли в фильмах спектаклях Леонида Хейфеца
«
Король Лир» (король Лир) и «
Заговор Фиеско в Генуе» (Верина), в фильме-спектакле Леонида
Варпаховского «
Оптимистическая трагедия» (Вожак) и других.