Родился Ежи Кавалерович 19 января 1922г. в маленьком провинциальном украинском
местечке Гвоздеве (Гвозджец) в интеллигентной семье. Традиционным в семье было
увлечение живописью. Его дядя был профессиональным художником и после смерти
оставил племяннику палитру, мольберт и краски. Так Ежи рано пристрастился к
рисованию. В городке не было ни театра, ни музеев, поэтому живопись восполняла
раннее увлечение юноши искусством. Позже, по окончании гимназии он приезжает в
Краков, где поступает в Художественную академию. Уже в академии увлекается
киноискусством и одновременно посещает занятия во вновь организованном
киноинституте. В 1947г. поступает ассистентом режиссера на съемки польского фильма
«Запрещенные песенки». В 1951г. вместе с Казимежом Сумерским снимает свой первый
фильм «Громада», в котором отчетливо проявился интерес Кавалеровича к вопросам
формы в кино. Но никогда игра пластическими формами не привлекала режиссера сама
по себе и никогда, экспериментируя, он не оказывался в положении художника,
отделенного от зрителя пропастью. «Я хочу, чтобы зритель не слушал меня, а думал
вместе со мной о жизни». Эти слова станут формулой его творчества. В каждой новой
работе он не только будет искать форму, наиболее соответствующую материалу, но и
новые возможности «сотворчества» с зрителем.
Ежи Кавалерович с поразительной быстротой завоевал признание и на родине, и
далеко за ее пределами. Каждый его последующий фильм оказывался лучше, искуснее,
тоньше и очень отличался от предыдущих. Творчестве Кавалеровича - пример
мастерства, которое непрерывно возрастало. С каждым новым фильмом усложнялся его
язык, совершенствовалась форма произведений. Но никогда последняя не становилась
в его фильмах самоцелью и не довлела над содержанием. Между зрителем и режиссером
никогда не возникало непонимания. Он всегда была любим зрителями, а его фильмы
всегда шли при переполненных залах. И не только в Польше.
Фильмография
Ежи Кавалеровича не так уж велика, всего около 20 фильмов. Но среди них
такие блестящие картины, как «Тень» /1956/, «Настоящий конец большой войны» /1958/,
«Поезд» /1959/, «Мать Иоанна от ангелов» /1962/, «Фараон» /1966/, «Смерть президента» /1978/,
«Камо грядеши?» /2001/.
В фильме «Настоящий конец большой
войны» (у нас в стране он демонстрировался под названием «Этого нельзя забыть»)
рассказывается история человека, который через несколько лет после окончания
войны возвращается к жене из концентрационного лагеря, больной эпилепсией, немой,
с провалами в памяти, но с нормальным мышлением. Жена борется между чувством долга
перед мужем и любовью к другому мужчине. Старая домработница преданно любит
больного и ненавидит жену за ее, как она думает, эгоизм в отношении к мужу. Герои
бьются в ситуации без выхода, разрываясь между обязанностями, моральным долгом и
чувствами. Любовь к людям, ненависть к войне и искренняя озабоченность
человеческим счастьем - эти чувства пронизывают фильм и в них главное его
достоинство. Фильм проникнут также чувством поразительной безысходности. Для
героев фильма конец войны так и не наступил. Название фильма звучит как
предостережение людям. Главные роли в фильме блестяще исполнили Люцина Винницка
и Роланд Гловацкий. Эта роль у Люцины Винницкой была второй в кино. В дальнейшем
она стала создательницей многих женских образов в фильмах Кавалеровича.
Действие фильма «Поезд» происходит в спальном вагоне поезда, везущего к морю на
отдых группу горожан. В фильме нет единой, связной сюжетной линии. Кавалерович
виртуозно ведет рассказ, беспрерывно прерывая и переплетая различные сюжетные
линии, добавляя все новые черточки к характеристикам героев, находя все новые и
новые приметы места и времени, тонко влияющие на развитие действия и поступки
персонажей. Как невозможно пересказать музыку, так же невозможно словами
передать тончайшие нюансы актерской игры Люцины Винницкой, Леона Немчека,
Збигнева Цибульского. Героев фильма очень много, и каждый из них несет
определенную задачу в раскрытии своеобразного среза польского общества.
Кавалерович убедительно вскрывает психологию каждого из пассажиров поезда,
иногда с помощью точно найденной детали, а иногда с помощью сложной системы
образных средств. «Поезд» - это чисто режиссерский фильм. Как, впрочем, и все
фильмы Кавалеровича. Режиссер обращается к ассоциативному мышлению зрителей. Он
признавался, что не стремился к показу в «Поезде» «больших идей»: «Я снимал фильм
только о чувствах, о мимолетных контактах, рождающихся у людей, об общности,
появляющейся даже за одну ночь». Режиссер говорит, что ему хотелось привлечь
внимние зрителей к некоторым, обычно стыдливо умалчиваемым вопросам. Этот фильм
Кавалеровича, как впрочем и большинство его фильмов, не кончается в кинозале.
Мысли о нем уходят вместе с зрителем.
Свой следующий фильм - «Мать Иоанна от ангелов» - Кавалерович поставил в тот
период в польском кинематографе, когда шли интенсивные поиски ответов на вопросы,
поставленные современностью. Как и большинство польских режиссеров, Кавалерович
искал причины душевного неблагополучия людей. И он ставит диагноз современной
душевной болезни поляков, дав бой самому мрачному и злобному из того, что гнетет
их. В интервью журналу «Искусство кино» Кавалерович так сказал об этой своей
картине: «В фильме сталкиваются две силы: любовь и вера, и в этом заключается
трагедия его героев. Религиозная вера убивает челевеческую любовь». Кавалерович
выступает против церкви и религиозного мышления, а не против Бога или его
служителей, он выступает против убеждения некоторых людей в превосходстве веры
над разумом. Фильм очень необычный, сложный и многослойный. Замысел картины
вынашивался в течение нескольких лет, в нем выверен каждый кадр и сделан он с
виртуозной легкостью. Это фильм высокого общественного звучания. В основу фильма
положена повесть Я.Ивашкевича. И в повести, и в фильме герои - исторические лица.
Реальных прототипов имели и Иоанна, и иезуит Сурин. Историческая Иоанна Бельтцер -
горбунья, дочь очень состоятельных родителей, постриглась в монастыре урсулинок
недалеко от Парижа. Вскоре она объявила, что по ночам ее посещают для плотского
греха некий ксендз Грандье и насланные им дьяволы. По приказу кардинала Ришелье
ксендз был арестован и заживо сожжен. Иезуит Сурин был тем, кто изгонял из Иоанны
дьяволов. Иоанна скончалась в монастыре, больная и физически, и психически.
Кавалерович никак не изменил исторические факты. Действие фильма также
происходит в монастыре. Роль Иоанны исполняет любимая актриса режиссера, Люцина
Винницка, выявившая в этом фильме новые грани своего таланта. Если в предыдущем
фильме она живописует свою героиню очень тонко, еле заметными нюансами актерской
игры, то в фильме «Мать Иоанна от ангелов» ее игра отличается широкими жирными
мазками, порой переходящими почти в графику. Режиссер и актриса создают на экране
несломленный характер. В отличие от Иоанны Ивашкевича, героиня Винницкой здорова
физически и нравственно. Это умная и прекрасная женщина. Она вынуждена
подчиняться законам, обязательным в ее мире. Но она не хочет и не может быть рабой.
В 1966г. фильм получил специальный приз на Каннском кинофестивале.
Фильм «Фараон» - это экранизация одноименного романа знаменитого польского
романиста Болеслава Пруса. Режиссер очень современный, Кавалерович обратился к
прошлому только для того, чтобы с его помощью подумать о проблемах современной
ему Польши. Фильм дает ему возможность разобраться в механизме политики и власти
и выступить против лицемерия в жизни и политике. Особенно его заинтересовала тема
борьбы фараона с жрецами за власть. В одном из интервью он отметил, что, приступая
к съемкам, он понимал, что фильм будет очень злободневным. При этом он имел в виду
убийство президента Кеннеди. Режиссер считал, что зрители непременно проведут
параллель между смертью Кеннеди и убийством фараона, организованным хранителями
золота, и его фильм многое поможет им понять.
После «Фараона» Кавалерович снял фильмы «Игра» /1968/, «Маддалена» /1971/ и
«Смерть президента» /1978/. Замысел последнего фильма он вынашивал в течение 30 лет.
Действие картины происходит в 1922г. и основано на подлинных исторических
документах. И опять тема: - политика, государство и власть. Разбираясь в событиях
давно прошедших дней, режиссер постоянно думает о современной Польше. Время не
позволяло ему честно и прямо говорить о том, что его тревожило и волновало в
Польше, которую он очень любил. Будучи мастером высокого класса, Кавалерович все
же сказал в фильме все, о чем думал, и зрители его поняли. В 1979г. фильм получил
«Серебряного медведя» на Международном кинофестивале в Берлине.
Последняя работа кинорежиссера, фильм «Камо
грядеши?» /2001/ - экранизация романа польского писателя Генриха Сенкевича.
Оставаясь верным букве романа, Кавалерович создает масштабное произведение,
посвященное теме возникновения христианства в Древнем Риме. Прекрасные актеры,
мастерски снятые массовые сцены, блестящее использование цвета сделали фильм
очень популярным. Он был показан во многих странах мира.
Умер Ежи Кавалерович 27 декабря 2007г. Похоронен в Варшаве.