Популярные торрент-раздачи в персонах кино (профиль, семья, родственники)
Искать раздачи: Анатолий Эфрос 9
Краткая биография
Имя: Анатолий Васильевич Эфрос
Дата рождения: 3 июля,
1925 |
близнецы
Место рождения: Харьков, СССР
Дата смерти: 13 января, 1987 | 61 год
Место смерти: Москва, СССР
Карьера: Режиссер, сценарист
Жанр: драма ,
мелодрама ,
комедия
Супруга: Наталья
Крымова (один ребенок)
Семья: Дмитрий Крымов
(сын)
Биография
Начало
Эфрос Анатолий Васильевич (настоящее имя - Натан Исаевич) родился 3 июля 1925 года в
Харькове, в семье служащих авиационного завода. Во время войны в эвакуации,
работал слесарем на авиазаводе в Перми. После войны окончил режиссерский
факультет ГИТИСа (1950, мастерская Н. В. Петрова и М. О. Кнебель). В 1951-1953 годах работал
в Рязанском драматическом театре, в 1954-1963 годах в Центральном детском театре.
Затем работал режиссером в других московских театрах. Поставил несколько
фильмов, несколько телевизионных и радиоспектаклей, написал несколько
книг-размышлений о себе и своей профессии.
Быстро повзрослевшие дети
Советский человек до времен хрущевской "оттепели" оставался вечным ребенком в
семье сурового "отца всех народов". Когда же в середине 50-х годов прошлого века
дали людям глоток свободы, страна начала быстро взрослеть. Происходили резкие
перемены, в том числе и в отечественном искусстве. Одним из первых эти перемены в
театре стал осуществлять Эфрос. Захолустный ЦДТ, хоть и находящийся в самом
центре Москвы, буквально на глазах у изумленной публики стал превращаться в самый
интересный столичный театр, где одна за другой выходили постановки, остро
современные и по форме, и по содержанию: "В добрый час", "Друг мой, Колька", "В поисках
радости"... И хотя пьесы Розова и Хмелика рассказывали о выборе подростками
жизненного пути и жизненных ценностей, это задевало за живое зрителей всех
поколений, ибо, как уже говорилось, вся страна стремительно взрослела, и выбор
жизненного пути и жизненных ценностей затрагивал всех без исключения.
Кроме того, если в русском театре предыдущей эпохи нагримированные актеры в
натуралистических декорациях неестественными голосами произносили
малопонятные публике тексты ("совсем как в театре"), то в постановках Эфроса
артисты, практически, не размалевывали себя, декорации были минимальны, чтобы не
отвлекать зрителей от сюжета и персонажей, а говорили артисты на сцене
нормальными голосами с нормальными интонациями. Причем и тогда, и впоследствии
Эфрос не особенно заботился - о чем говорят герои пьес. Он показывал - что
происходит между ними, какие истинные мотивы (не слова) движут персонажами. Отсюда
возникала необыкновенная психологическая глубина эфросовских постановок.
Политика придет к вам сама
Посмотрев на возрожденный детский театр, начальники от искусства решили поручить
Эфросу возродить и театр для молодежи. В начале 60-х Эфрос возглавил театр
Ленинского комсомола (ныне Ленком). Здесь он поставил несколько спектаклей, сразу
сделавших его одним из лучших режиссеров страны:"'В день свадьбы" Розова, "104
страницы про любовь" и "Снимается кино" Радзинского, впервые серьезно взялся за
классику: "Чайку" Чехова и "Мольера" Булгакова... Времена между тем менялись - на
смену "оттепели" шли первые "заморозки".
Цензура старалась строго отмерять границы дозволенного, хотя театр на Таганке и
"Современник" вели упорную борьбу за расширение цензурных дозволений. Совсем
другая ситуация была у Эфроса - он всячески избегал политических игр, считая
политику недостойной театра. Как справедливо заметил в те годы один театральный
критик: "Кто-то славословит большевиков, кто-то критикует. А Эфрос большевиков
просто не замечает".
Но коммунистические идеологи никому не позволяли держаться вне политики.
Аполитичность тоже считалась преступлением. И Эфросу вменили в вину не только
аполитичность, но еще и смехотворное обвинение в "искажении классики". Такого
человека, разумеется, нельзя было держать во главе идеологического учреждения,
каковым считался театр. И Эфроса сослали из главных режиссеров в театр на Малой
Бронной - в так называемые "очередные режиссеры".
Классика для классика
Из театра Ленинского комсомола (как когда-то и из ЦДТ) вместе с Эфросом ушли его
актеры-единомышленники. Но когда первый же спектакль Эфроса в новом театре - "Три
сестры" по Чехову - был запрещен и "пропесочен"... в коммунистических газетах, стало
ясно, что режиссер попал в большую немилость. А после того как был запрещен его
другой спектакль на Малой Бронной - "Обольститель Колобашкин" по пьесе
Радзинского, несколько эфросовских артистов дрогнули и ушли от опального
мастера.
В это же время Эфрос получил и свой первый инфаркт. Чтобы не дразнить зверя, Эфрос
старался в своих постановках избегать актуальных современных проблем и аллюзий -
он обратился к театральной классике: "Ромео и Джульетта", "Отелло" Шекспира, "Дон
Жуан" Мольера, "Месяц в деревне" Тургенева, "Женитьба" Гоголя...
Власть подозрительно сопела, но открытые нападки на Эфроса прекратились. Ставил
он изредка и современные пьесы: "Счастливые дни несчастливого человека" Арбузова,
"Человек со стороны" Дворецкого, "Эшелон" Рощина... Каждая постановка Эфроса
становилась для театральной публики сенсацией, приводила в восторг, порождала
подражания у коллег. И, в конце концов, Эфрос был без шума и помпы общепризнан
классиком режиссуры.
Еще в опальные времена Эфроса из профессиональной солидарности приглашали на
постановки Олег Ефремов в МХАТ и Юрий Любимов в театр на Таганке. Чуть позже,
осуществляя на телевидении постановку булгаковского "Мольера", Эфрос пригласит
на главную роль Юрия Любимова - история великого французского театрала,
затравленного королем и его холуями, была близка и понятна и Эфросу, и Любимову.
Тогда никто и подумать не мог, что отношения двух замечательных режиссеров из
творческого содружества перейдут в непримиримую вражду, которая косвенно станет
причиной смерти одного из них.
Таганская погибель
В начале 80-х годов Юрий Любимов отказался возвращаться из-за границы в СССР, был
объявлен предателем родины и лишен советского гражданства. Театр на Таганке
остался без признанного лидера, нужно было успокоить прогрессивную
общественность. Эфросу предложили возглавить Таганку. Тем самым, казалось, будет
успокоена избалованная и строптивая труппа театра, а также продемонстрирован
либерализм власти по отношению к недавно опальному Эфросу. Как всегда, отдаленный
от политики, Эфрос предложение принял.
Но тут взбунтовался за рубежом Юрий Любимов - он обвинил Эфроса в шрейкбрехерстве,
в забвении корпоративной солидарности, которой сам, дескать, пользовался в
трудные времена. Несколько известных актеров Таганки демонстративно покинули
труппу театра, когда туда пришел Эфрос.
Перебравшись на Таганку, Эфрос принципиально не взял с собой, практически, никого
из прежних актеров-единомышленников, чтобы не вызывать в таганской труппе
ненужных опасений и пересудов. И получилось так, что старых соратников он оставил,
а новых не приобрел.
Правда, с ним охотно сотрудничали ведущие артисты Таганки - Валерий Золотухин,
Вениамин Смехов, Алла Демидова. Но эстетика двух великих режиссеров, Эфроса
(утонченная психологичность) и Любимова (обыгрывание условности, площадность,
вышедшие из Вахтанговской школы), была настолько разной, что коллектив театра на
Таганке не мог принять чуждые для него методы стилистики и постановки. Очень
многие из мира театра на Таганке Эфроса травили и изводили. И добились даже
большего, чем хотели.
Непонятость выдающегося режиссера коллективом привела к трагической черте. 13
января 1987 года Анатолия Васильевича настиг очередной сердечный приступ, которого
он уже не пережил. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. Рядом с ним
похоронена его жена, известный театральный критик Наталья Крымова. У супругов
остался сын - Дмитрий Крымов (театральный художник и режиссер).
Режиcсер
1989 Тартюф (
ТВ )
1988 Буря (ТВ)
1988 У войны не женское лицо (ТВ)
1983 Месяц в деревне (ТВ)
1983 Ромео и Джульетта (ТВ)
1978 Дальше - тишина (ТВ)
1978 Острова в океане (ТВ)
1977 В четверг и больше никогда
1976 Милый лжец (ТВ)
1976 Фантазия (ТВ)
1975
Страницы журнала Печорина (ТВ)
1974
Таня (ТВ)
1973 Всего несколько слов в честь господина де Мольера (ТВ)
1973 Человек со стороны (ТВ)
1972 Платон Кречет (ТВ)
1971 Марат, Лика, Леонидик (ТВ)
1970 Борис Годунов. Сцены из трагедии (ТВ)
1962 Двое в степи
1961 Високосный год
1960 Шумный день
Сценарист
Награды и премии
1993 Лауреат премии Профессионального Фонда «Русский театр» (за значительный вклад
- посмертно)
1977 Заслуженный деятель искусств РСФСР
1975 Гран-при на Международном телефестивале «Злата Прага» (за фильм «Фантазия»)
Ссылки