Популярные торрент-раздачи в персонах кино (профиль, семья, родственники)
Искать раздачи: Константин Лопушанский 2
Краткая биография
Имя: Константин Сергеевич Лопушанский
Дата рождения: 12 июня, 1947 | близнецы
Место рождения: Днепропетровск, СССР
Карьера: Режиссер, сценарист
Жанр: драма ,
короткометражка ,
фантастика
Биография
Родился 12 июня 1947 г. в Днепропетровске.
По первому образованию - музыкант. В 1970 г. окончил Казанскую государственную
консерваторию по классу скрипки, после чего учился на факультете музыкальной
режиссуры Ленинградской государственной консерватории (1973-76 гг.). В 26 лет получил
степень кандидата искусствоведения. Преподавал историю исполнительского
искусства в Казахской и Ленинградской консерваториях, работал редактором в
Ленинградском Академическом Малом оперном театре.
Автор «Очерков по истории русской музыкально-критической мысли. 1825-1960 гг.» и
нескольких оперных либретто.
В 1979 г. окончил режиссерское отделение ВКСР (мастерская Эмиля Лотяну). Работал
ассистентом у Андрея Тарковского на фильме «Сталкер». С 1980 г. - режиссер
постановщик к/с «Ленфильм».
В 1991-1996 гг. возглавлял Христианскую киноассоциацию Санкт-Петербурга,
действительный член Российской Академии Кинематографических Искусств «Ника»,
Заслуженный деятель искусств России (1997).
Свой первый фильм - к/м «Слезы в ветреную погоду» снял в 1978 г. Дипломная работа
режиссера , к/м «Соло»(1980), многими была признана лучшим фильмом о блокаде,
главного героя играл один из любимых актеров Тарковского Николай Гринько. Фильм
«Соло» побывал на многих кинофестивалях и был удостоен Гран-при МКФ
документальных и короткометражных фильмов в Бильбао (Испания).
Ученик Андрея Тарковского, последовательно проводящий в своем творчестве
духовные и эстетические принципы мастера, Константин Лопушанский - один из
немногих российских режиссеров, в отношение которых применимо понятие
«авторский кинематограф». Называя себя «убежденным и непереубежденным
приверженцем тотального авторства», Лопушанский не приемлет компромисс в любом
его виде и, прежде всего, по отношению к себе. Он ставит перед собой сложнейшие
художественные задачи, каждый его фильм - свидетельство интеллектуального труда
и глубоких личностных переживаний. Эстетические ориентиры режиссера - Ингмар
Бергман, Робер Брессон, Кэндзи Мидзогути. Место духовного и художественного
поиска - Россия. «Органичная черта русской культуры - космизм, стремление в одном
произведении дать образ Вселенной, метафору Истории, - пишет критик Михаил
Трофименков в журнале «Сеанс». - Без этого качества наша культура утратит ту
яркость, истовость, которую ищут в ней затосковавшие обитатели «цивилизованного
мира». Константин Лопушанский - режиссер , который взвалил на себя эту
«предельную» функцию. Она идет ему, она - к лицу».
Уже первый полнометражный фильм Константина Лопушанского «Письма мертвого
человека» (1986) стал событием всесоюзного и даже мирового масштаба. Мрачная,
сложная по стилистике антиутопия о последствиях ядерной войны имела кассовые
показатели в 9,1 млн., - поразительный результат для фильма-притчи-пророчества,
предназначенного не для развлечения, а для тяжелого размышления. Но картина была
созвучна времени и настроению людей, - «Письма» вышли через год после трагедии в
Чернобыле и на исходе «холодной войны». Этот фильм стал одним из заметных
кинофестивальных событий 1986-1987 гг., собрал множество престижных наград: Гран-при
МКФ в Варне и Мангейме, Приз за режиссуру МКФ в Мадриде, Приз жюри ВКФ в Тбилиси. В
1987 г. сорокалетие Константина Лопушанского совпало с присуждением ему Гос. Премии
РСФСР им. братьев Васильевых. Получил Гос. Премию и сыгравший главного героя
Ларсена Ролан Быков.
В разгар перестройки, когда отечественный кинематограф увлеченно живописал
злободневные сюжеты, Лопушанский пытался понять природу зла метафизического и
снял свой второй полнометражный фильм «Посетитель музея» (1989, копродукция с ФРГ и
Швейцарией) - религиозную притчу о поиске истины и смысла, о жертвенности и
фанатизме, о вечном противостоянии добра и зла. В этом фильме режиссер выступил не
только как вдумчивый и честный автор, идущий «до конца», но и как профессионал,
способный справиться со сложной постановочной и морально-этической задачей (в
эпизодах с массовкой снималось более тысячи реальных сумасшедших людей). Фильм
удостоился высокой оценки критики, жил насыщенной фестивальной жизнью, получил
множество призов, среди которых Гран-при и Приз за режиссуру МКФ в Мадриде, Приз
«Серебряный Георгий» и Приз экуменического жюри МКФ в Москве.
«Русская симфония» (1995) - третья картина Константина Лопушанского , которая
обозначила новый этап в творчестве режиссера . Сохранив неизменный лейтмотив
Апокалипсиса, «свидетель обвинения» русской интеллигенции « Константин
Лопушанский впервые «впустил» в свое кино жизнь, хаотичную и раскаленную, порой
неизмеримо более фантастическую, чем любые режиссерские построения...» («Новейшая
история отечественного кино»). Критика обнаружила «в склонном к мессианству
режиссере » сомневающегося, рефлектирующего художника, «способного к
неожиданной эволюции». Мировая премьера состоялась на МКФ в Монреале в сентябре
1994г. Но международных наград было уже меньше, фактически только Приз
экуменического жюри на берлинском МКФ.
К следующему проекту «Конец века» режиссер шел несколько лет. Сценарий,
написанный в 1996 г., в период общероссийского малокартинья, был отвергнут Госкино,
где его сочли слишком дорогим. В то же время интерес к Лопушанскому на Западе
по-прежнему не остывал. В то время как отечественные телекомпании довольно
прохладно относились к фильмам Лопушанского , французы, принимавшие финансовое
участие в «Русской симфонии», показали картину в прайм-тайм по каналу ARTE, его
ретроспективы проходили по всей Европе в кинотеатрах и на ТВ.
Тем не менее, в 2002 г. «Конец века» был снят. В этом «нетипичном», практически
камерном, самом неожиданном своем фильме, построенном как история
взаимоотношений матери и дочери, режиссер размышляет о вещах жестоких и
неизбежных: любви, революции, истории, человеческой памяти. В отличие от
предыдущих картин-метафор, «Конец века» - реальная история, где, по словам
режиссера , при всем количестве аллюзий «читать надо только то, что происходит на
экране». Интересно, что в фильме снимались сразу два театральных режиссера - Роман
Виктюк и Светлана Свирко. Премьера «Конца века» прошла в Америке, в 2001 г. на
фестивале «Теллурайд-фильм», которым руководит продюсер Фрэнсиса Форда Копполы
Том Ладди. В России картина получила несколько фестивальных наград и вошла в
число фильмов, рассматривавшихся Комиссией Национальной академии
кинематографических искусств и наук по выдвижению на премию «Оскар».
В мае 2004 г. в кинотеатре «Родина» (Санкт-Петербург) прошла первая российская
ретроспектива Константина Лопушанского.
В мае 2006 режиссер завершил работу над фильмом «Гадкие лебеди» по повести братьев
Стругацких (пр-во «Proline-film»).
Режиссер
Сценарист
Продюсер
Награды и премии
2007 Народный артист Российской Федерации
1997 Заслуженный деятель искусств Российской Федерации
Ника, 2002 год
Номинации: Лучший сценарий («Конец века»)
Берлинский кинофестиваль, 1995 год
Победитель: Приз экуменического (христианского) жюри (программа «Форум»)
(«Русская симфония»)
ММКФ, 1989 год
Победитель: Специальный приз жюри («Посетитель музея»); Приз христианского
(экуменического) жюри («Посетитель музея»)
Номинации: Приз за лучший фильм - Золотой «Святой Георгий» («Посетитель музея»)
Ссылки