Мария Клёнская родилась 29 января 1951 года в Тарту, Эстонии.
С 1968-1970 г.г. - работала реквизитором и гримером в Государственном молодежном
театре Эстонской ССР (Таллинский городской театр).
В 1970-1974 г.г. - закончила актерский факультет Таллинской государственной
консерватории (преподаватель курса, Григорий Кроманов и Микк Микивер).
С 1974 была актрисой Эстонского драматического театра в Таллине.
В 1988-1989 - актриса Таллинского театра-студии Старого города (Vanalinnastuudio).
Муж эстонский актер -
Аарне-Мати Юкскюла (1937-2017 г.г), был известен по фильмам «Всадник без
головы», «Гибель 31 отдела».
Скончалась 5 января 2022 года в возрасте 70 лет.
Интервью Елены Скульской с Марией Клёнской от 11 июля 1998 года: «Лучше всего я
себя чувствую в театре».
- Маша, какие воспоминания детства поддерживают вас всю жизнь,
помогают?
- В последнее время я думаю о том, как и когда человек попадает к морю и в какой мере
это ему необходимо? Я родилась в Тарту, но довольно скоро оказалась в Таллинне, у
моря. Наверное, у реки, у озера люди живут по-другому, а я могла бы жить только в
Таллинне или на Сааремаа, у моря. Кому-то нужен огонь, эти люди сидят у камина, жгут
свечи; кому-то - воздух, кому-то - земля, а я из четырех стихий ближе всего к воде.
Морю. Океану. Океан я видела дважды - во Вьетнаме и в Индии. Мне достаточно видеть -
этой энергии хватает надолго. Тяга к морю - с детства.
Детство у меня было счастливое. У нас была хорошая семья, где мама была мамой, а
папа - папой...
- Вы собирали в детстве фотокарточки кинозвезд?
- Признаться, да. Моим кумиром был Смоктуновский. У меня было много его снимков и
даже редкое фото из спектакля "Идиот".
- А теперь вам самой нравится фотографироваться?
- Не люблю, просто ненавижу, особенно, когда снимают вне сцены. Знаете, есть такие
традиционные снимки артистов: я и зонтик, я и перила, я и ручка. Вспоминаю
Раневскую, которая говорила: зачем это женщины Востока, идиотки, отказались от
чадры! Наступает возраст, когда о чадре думаешь с теплотой.
- При вашей популярности думать о чадре?
- Какая чушь! Моя популярность - вымысел, на сей счет есть даже анекдот. Я вам его
расскажу. Я даже вам расскажу три истории, но не только о популярности, а больше о
пустых бутылках, которые мы все раньше сдавали в магазины. Вы не сдавали? Вам
повезло. А мы сдавали. Так вот, лет десять назад, когда в Таллинне снималась
Маргарита Терехова, Лембит Ульфсак загрузил машину молочными бутылками и поехал
сдавать их в магазин. А Терехова страшно удивилась: "Лембит, ты куда везешь
бутылки?" - "В магазин. А ты сама разве не сдаешь?" - "Нет". - "А что же ты с ними делаешь?"
- "Я бедным отдаю..." Такая история.
Потом есть история со сдачей бутылок у Юлле Кальюсте. Она побывала с мужем в
Америке. Там познакомилась с одним респектабельным эмигрантом-эстонцем. Спустя
какое-то время она идет в Таллинне сдавать бутылки. В руках у нее две огромные
сумки, надеты на ней спортивные старенькие штаны, растянутые на коленках. И надо
же - навстречу тот самый эмигрант. Узнал. "О, у вас, наверное, тут съемки?" - "Именно. А
это наш Голливуд", - и Юлле указала рукой на маленький павильон на улице
Пегельмана.
И, наконец, моя история. Мы переехали в Ыйсмяэ. Вы, может быть, не только про
бутылки, но и про переезд ничего не знаете? Переезд - катастрофа: идут дни за днями,
а вещи все не расставляются, все не находят себе места, кругом все навалено... Я
зачуханная, на велосипеде, в тех же растянутых на коленках тренингах отправляюсь
к магазину сдать бутылки и купить первые фрукты. И тут у магазина обращается ко
мне какой-то мужчина: "Ну что, маленькая, устала?" И так мне хорошо стало от его
теплоты, я решила все деньги потратить на зелень и фрукты. Для дочки. Подхожу к
тетечкам у магазина. Говорю: "Мне клубнички". А мужичок уже стоит тут же, пиво пьет и
добавляет: "Ты ей побольше клади!" А тетенька парирует: "Я и так ей больше кладу!" Он
удивился: "А что это ты ей больше кладешь?" - "А потому что я ее люблю!" (Тут на одну
секунду я почувствовала, что моя популярность - не миф!) А мужичок: "А чего это ты ее
так любишь?!" А она отвечает: "А потому, что она у нас в домоуправлении работает!" Вот
так!
- Маша, вы считаете актерскую профессию мужской, женской?
- Наверное, нельзя сказать, что в театре вообще не существует пола - ни мужского, ни
женского, это прозвучало бы обидно. Но... но мне больше всего нравятся люди,
сохранившие в себе детство, ребячество. Ибо мы - люди, которые любят играть и
которые верят в эту игру. В разных языках слова "артист", "актерство" происходят от
разных корней. В эстонском - от слова "показывать", в русском - от "искусство", в
немецком - от "игры". И это определение мне ближе всего. Но я люблю порядочную игру и
с порядочными партнерами.
- Во что вы играете сейчас?
- В новой работе моя героиня вызвана из Японии XIII века. Она была наложницей или
возлюбленной императора. Это высокое положение в обществе. Ей позволено было
носить восьмислойное кимоно. Ее разговор о нарядах - не кокетство, а осознание
достоинства, особенного уклада жизни. Потом она стала монахиней. А
женщины-монахини почитались меньше мужчин. Она побывала в одном мужском
монастыре и на дереве оставила им на память стихи. Когда они прочли эти
замечательные стихи, они вернули ее с почестями. Я сейчас не хочу говорить ни о
пьесе, ни о спектакле, он пока не вышел, а просто встреча с Востоком для меня всегда
праздник, подарок.
Я была совершенно потрясена Вьетнамом. У меня было ощущение, что оживают книжки,
которые я читала в детстве. Равнина, потом утес, на горизонте бухта, в бухту входит
кораблик с парусом-драконом. Мы страшно обгорели на солнце, под глазами у меня
было два аквариума - вспухшие прозрачные мешки. Как-то на утесе я вдруг
почувствовала, что сейчас я закрою глаза и полечу, и больше ничего не нужно. Я даже
разревелась...
- И восточная философия, религия вам близки?
- А любая религия должна быть человеку близка.
- И язычество?
- И язычество.
- Потому что все игра?
- Не игра, но не нами придумано, не нами создано... В Архангельске я побывала в
тюрьме, где сидел мужчина, по законам своей религии приносивший в жертву богу
каждого третьего своего ребенка. Советская власть посадила его в тюрьму за
убийство. А я читала письма к нему жены и двенадцати (!) живых детей. Более любящего
отца я не знаю! И все дети любят его и жена любит, и вся семья его боготворит и
ждет.
- Но каждого третьего убивал?
- Да, убивал. И отец его убивал, и прадед его убивал, и сын его будет убивать. Это их
жизнь, их обычаи, их религия. И какая власть имеет право их судить? После писем его
родных я пришла к такому выводу. А до писем, до Вьетнама, до Индии я думала, как вы...
Нет справедливости и несправедливости. Есть история, есть культура, есть правила.
И не нужно лезть со своими правилами "старшего брата" к другим. Я никого не
оправдываю, но я никого и не берусь судить.
- А в театре?
- А в театре хороший актер вовсе не обязательно хороший человек.
- Но и здесь ведь есть своя религия, свои правила?
- Но они довольно быстро меняются. Когда я пришла в театр, то считалось, что мы не
должны рожать детей, делать ставку на семью. А сейчас, и это нормально, рожают и в
студенческие годы... Я даже не была в декрете. Я родила в июне, а в августе уже была
на работе. И я в жутком долгу перед дочерью... Мы были неустроенными... Но что было -
то прошло. Я не могу и не должна упрекать свою дочь за то, что она не знает чувства
голода, не знает, что такое очереди.
- Сейчас у артиста есть возможность принять душ после спектакля, привести
себя в порядок?
- Сейчас - да. И я пользуюсь такой возможностью не только после спектакля, но и
перед ним. Я мерзну, согреваюсь под душем.
- А после спектакля хочется смыть с себя чужую жизнь?
- Нет. Знаете, 9 сентября исполнится тридцать лет моего, как я говорю, свободного
брака с эстонским театром. (Сразу после школы я пришла реквизитором в ТЮЗ, годы
учебы, потом уже сцена, все вместе.) И вот тридцать лет - игра, игра, игра, и в театре
я себя чувствую лучше всего. Представляете, какой я подарок близким? Я в
постоянном долгу...
- Вы постоянно в форме!
- Быть в форме - это когда тебе судьба что-то дарит, а ты готов к этому. Я знаю много
талантливых актеров, которые пропустили свой случай, потому что не были к нему
готовы. Это не значит, что я сама совершенно готова к такому подарку...