Генна́дий Ива́нович Воропа́ев - советский и российский актёр театра и кино,
родился 27 мая 1931 года в Москве. Во время Великой Отечественной войны был
эвакуирован в Оренбургскую область - там начал «актёрствовать»: выступал в
военных скетчах в госпиталях. После окончания войны Воропаев ушёл в
самодеятельность. В 1950-м, вернувшись в Москву, поступил в Высшее театральное
училище им. М. С. Щепкина при Малом театре. После окончания училища, в 1955-м, получил
распределение в Русский театр Вильнюса, но проработал там недолго - всего год.
В
1957 году приехал в Ленинград и
был принят в Ленинградский ТЮЗ его основателем А. А. Брянцевым. Там за два года
сыграл множество ролей - самых разноплановых - и в результате был замечен Николаем
Акимовым. Акимову как раз нужен был молодой герой для спектакля «Рассказ одной
девушки» (по А. Тверскому), и с 1959 года до конца жизни Геннадий Воропаев стал
артистом Ленинградского Театра комедии.
Театр Комедии
Акимов
Обладая непревзойдёнными внешними данными: высоким ростом, статью, стройной
фигурой, улыбкой и манерами аристократа, лицом итальянца-соблазнителя, - Воропаев
рисковал остаться в амплуа романтического героя навсегда. И вправду, 60-е годы
подарили череду прекрасных ролей именно этого плана: и Кречинский (А.
Сухово-Кобылин, «Свадьба Кречинского»), и Дон Жуан (Байрон, «Дон Жуан»), и Ланцелот
(Е. Шварц, «Дракон»), и Учёный во второй редакции «Тени» Е. Шварца... Но Воропаеву
хотелось большего: он видел себя в характерных ролях. «Вы будете играть и это, и
то», - сказал Акимов. И выполнил обещание. Шут в «Двенадцатой ночи», Родольфо в
«Цилиндре» - его лучшие характерные роли останутся в памяти поколений зрителей
Петербурга.
После Акимова
В начале 70-х Воропаеву вновь повезло. Назначенный на пост художественного
руководителя Пётр Фоменко предложил роль в спектакле «
Этот милый старый дом». Роль Гусятникова - невероятнейшая,
трогательная, с такой чистотой и искренностью играемая - стала новым открытием! И
дальше новые достижения в спектаклях Театра Комедии того времени: «Лес»
Островского, «Характеры» Шукшина.
И в 80-х, и в 90-х Воропаев «при деле» - «Всё о Еве», «Филумена Мартурано», «Бешеные
деньги», «Страсти по Мольеру» - в каждой роли что-то новое, но неизменно - обаяние,
правдивость, чувство достоинства. В 3-ей редакции «Тени» (1984 г.) Воропаев - этот
известнейший Учёный из спектакля Акимова - исполнил роль Доктора: робеющего от
собственной слабохарактерности.
Взаимоотношения с кино
Никогда Геннадий Иванович - ни в театре, ни в кино - не суетился, добиваясь ролей и
обхаживая режиссёров. Но роли случались! Популярность на всю страну принесла
работа в «Вертикали» с Высоцким. Воропаев исполнил одну из центральных ролей -
альпиниста-предателя, который скрыл от друзей радиограмму, из-за чего вся
экспедиция оказалась под угрозой смерти.
В целом же снимался немного. Несмотря на большую загруженность в театре, Воропаев
и в кино смог создать яркие образы: большие роли в «Олесе» с Чурсиной, в
«Эксперименте доктора Абста», в «Особом мнении».
Одна из последних киноработ - роль отца Долли в американской версии «Анны
Карениной».
Последние годы
В последние годы Геннадий Иванович так же активно продолжал творческую
деятельность. Небольшие, но яркие роли в театре Комедии. И тем не менее, последняя
премьера состоялась весной 2001 года в театре «Особняк»: в спектакле Владимира
Михельсона «Зелёные щёки апреля» Геннадий Иванович исполнил большую роль.
Сезон театра Комедии 2001-го года хотели открыть спектаклем «Дамы и гусары», в
котором Геннадий Иванович исполнял роль польского отставного Гжегожа. Но не
открыли. За неделю до спектакля случился инсульт - Воропаев скончался 30 июля 2001
года.
Актёр похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.