Олег Иванович Даль (1941 - 1981) - советский актёр театра и кино. Автор стихотворений и
театральных постановок.
Жизнь и карьера
Родился 25 мая 1941 в подмосковном городе Люблино (позже город вошёл в состав Москвы)
в семье крупного железнодорожного инженера и учительницы. В 1959 поступил в
Театральное училище им. М.Щепкина, став учеником Б.Бабочкина и Н.Анненкова.
Первая работа в кино - роль Алика Крамера в фильме режиссера А.Зархи "Мой старший
брат" (1962) по повести "Звездный билет" Василия Аксенова, где Даль сыграл героя 1960-х,
юнца-интеллектуала из московской подворотни.
В 1967 В.Мотыль предложил Далю роль Жени Колышкина в фильме
Женя, Женечка и «катюша». «Это был тот редкостный случай, когда
артист явился будто из воображения, уже сложившего персонаж в пластический
набросок», - вспоминал позже режиссер киноленты. 21 августа 1967 состоялась премьера
и вызвала большой интерес у зрителей. Тем не менее на широкий экран картина тогда
не попала: было отпечатано минимальное количество копий, прокат был разрешен
только в провинции.
Важный этап творческой судьбы О.Даля - исполнение роли Евгения Соболевского в
фильме Н.Бирмана
Хроника пикирующего
бомбардировщика (1967). Благодаря созданному им образу умного и обаятельного
парня, 27-летний Даль стал одним из самых популярных актеров советского
кинематографа. Роль Кукольника и Солдата в Старой, старой сказке (реж.
Н.Кошеверова, 1968) еще больше укрепила любовь зрителей. В том же году в театре
«Современник» Даль играет Ваську Пепла (На дне М.Горького, реж. Г.Волчек).
О.Даль продолжает работать в кинематографе. Он снимается в роли Шута в фильме
Король Лир режиссера Г.Козинцева (1970). Этот персонаж был выстроен Далем
из одних острых углов: голый череп, торчащие уши, ввалившиеся щеки. Трагические и
мудрые глаза. Вместо шутовского наряда - ветхое рубище. Его задача не развлекать, а
бередить раны.
В 1971 О.Даль снимается в сказочном триллере режиссера Н.Кошеверовой "Тень",
исполняя сразу две роли: Ученого и его Тени. Партнерами О.Даля в этом фильме были
А.Вертинская, Л.Гурченко, М.Неёлова, В.Этуш, Г.Вицин, А.Миронов.
С 1974 в «Современнике» идут сразу четыре спектакля с участием О.Даля: "Валентин и
Валентина" М.Рощина, "Провинциальные анекдоты" А.Вампилова, "Из записок Лопатина"
К.Симонова, "Принцесса и дровосек" М.Микаэляна и Г.Волчек. С ним работают такие
режиссеры как В.Фокин, И.Райхельгауз, Г.Волчек. А спектакль "Принцесса и дровосек"
был первым опытом О.Даля-режиссера.
В 1975 А.Эфрос дает возможность осуществиться давней мечте Олега Даля, предлагая
ему сняться в телеспектакле
По страницам журнала Печорина. Встреча с
А.Эфросом вновь вернула О.Даля в лоно театра. Он пришел в «Театр на Малой Бронной»,
где сыграл, в том числе в спектакле Месяц в деревне (по прозе И.Тургенева). В 1977
О.Даль снимается у А.Эфроса в фильме
В четверг и больше никогда. Последней их совместной работой
стала картина
Острова в
океане (1978).
Выход на экран "Отпуска в сентябре" (по пьесе А.Вампилова "Утиная охота", реж.
В.Мельников, 1979) стал значительным событием в творчестве Даля. На герое Олега Даля
лежала печать высокой одаренности. Он мог бы писать чудесные стихи, сочинять
песни. Но с первых секунд появления на экране он знал, что погибнет. В самом
ритуале утиной охоты, в ее ожидании улавливалось что-то судорожное, нелепое, как
нелеп этот отсчет уже не дней, не часов, - минут.
11 ноября 1980 Даль был зачислен в труппу «Малого театра», где ему лишь единожды (31
декабря 1980) довелось сыграть роль Алекса ("Берег" Ю.Бондарева, реж. В.Андреев).
Последней работой в кино стала роль Виктора Свиридова в фильме
Незваный
друг режиссера Л.Марягина (1981). Олег Даль умер 3 марта 1981 в Киеве.
Похороны актера состоялись на Ваганьковском кладбище.
Штрихи к портрету
Олег Даль походил на тех немного сумасшедших художников-авангардистов, которые
жили на Монмартре в конце 19 века. Такой же взбалмошный, капризный и невероятно
дотошный во всем, что казалось театра и кино, он требовал от себя и других
совершенства, не меньше. Его стремление к идеалу походило на манию. Если он не мог
жить своим персонажем, не мог влезть в кафтан чужой судьбы - он даже не старался.
Но, как и многие творческие увлекающиеся личности, Даль был полон сиюминутных
причуд и совершенно алогичных мыслей. Его биография - удивительный клубок событий
и эмоций, которые порой подменяли друг друга.
Он отказывался от ролей, покидал театры, создавал на сцене и в кино такие образы,
которые сам затем называл «нелепейшей стряпней»; пытался стать режиссером,
внезапно исчезал со съемочной площадки и бросал роли, скандалил из-за плохо
сидящего костюма, доводил режиссеров до истерики своими выходками или, наоборот,
заставлял всю съемочную группу надрывать животы от смеха.... Пожалуй,
противоречий, соседствующих в душе Олега Даля, с лихвой хватило бы на десяток
людей.
Даль являл собой тот образчик богемных денди, которые приводили в восторг
молодежь и в ужас - людей пуританских взглядов. Его экстравагантная манера
одеваться, лучистые глаза, ранимость, изящно-элегантные манеры и при этом
потрясающая твердость суждений и гордая походка делали его человеком, по меньшей
мере, неординарным.
Его болезненная тяга к совершенству играла с ним порой злые шутки. Олег Даль
несколько раз менял театры. Вначале он работал в «Современнике», уходил оттуда и
снова возвращался, репетировал во МХАТе под руководством Олега Ефремова, играл в
Ленкоме, в Театре на Малой Бронной и в Малом театре... Однако за всю свою жизнь он
так и не сыграл в театре ни одной главной роли. Между тем земля полнилась слухами и
легендами о «гениальном театральном актере Олеге Дале».
То же происходило и в кинематографе. Он одинаково сногсшибательно играл и
романтических наивных героев, и разведчиков, и несправедливо приговоренных к
смерти. А кто не знает Шута из «Короля лир» в исполнении Даля? Кому неизвестен
принц Флоризель?
Кинематограф стал для Олега практически всем. Благодаря ему Даль нашел свою
любимую женщину, открыл в себе сотни новых граней, которые и воплощал на сцене, и
даже исполнил мечту своей юности - сыграл лермонтовского Печорина («
По страницам журнала Печорина»). Он так долго и
самозабвенно желал этого, что во многом сам превратился в этого героя. Точно так
же он был горд, точно так же не мог идти на компромиссы со своей совестью, и
совершенно так же мир отвергал человека, не желающего вписываться в
установленные рамки. Так, из-за отказа Даля сниматься в киноленте «Экипаж»
руководство «Мосфильма» запретило снимать Олега в течении трех лет. Сам же актер
не знал об этом еще долгое время.
Как и все личности, насквозь пропитанные тем духом творчества, которое не
позволяет что-то делать плохо, он мечтал обо всем, причем сразу. Сниматься и
снимать (для чего даже пошел на Высшие режиссерские курсы во ВГИК), созидать и
разрушать... Для кого-то он был неврастеником, но для кого-то - гением. И последних
много больше.
Однако такие творческие амбиции буквально высосали душевные силы О.Даля. К концу
восьмидесятых в нем что-то сломалось. Умер Владимир Высоцкий - его друг и некогда
коллега («
Земля
Санникова»), после чего в нем словно погнулся внутренний стержень. Олег начал
чаще думать и говорить о смерти. Видимо, как и многие творческие личности, которые
так и не смогли приспособиться к суровым реалиям этого мира, он предчувствовал
собственную смерть. Была ли в этом доля позерства или чудовищная безысходность -
вряд ли можно сказать сейчас. Но однажды утром Даль сказал своей жене: «Мне снился
Володя. Он меня зовет».
Тут неуместны громкие фразы о «начале конца» и прочие пафосные заявления, однако
Олег Иванович действительно больше почти не снимался, все больше пребывал в
состоянии задумчивом и отрешенном.
1 марта 1981 года советский Печорин поехал на Украину - сниматься в лирической
комедии...
Теперь талант человека, положившего свою жизнь на алтарь Красоты и Совершенства,
пылится на полках с грустным названием «Ретро». Поколение за поколением память о
нем угасает, обращаясь в выцветшие фотографии и переведенные в DVD-формат фильмы.
Такого ли хотел достигнуть Олег Даль, когда терпел несправедливый бойкот
«Мосфильма»? К этому ли стремился, дубль за дублем ломая себя и перевоплощаясь в
вымышленного персонажа?.. Впрочем, как ни грустно, такая судьба ждет всех «лишних
людей», которым стал Олег Даль, уподобляясь своему любимому герою. Забвение.
Забвение, которое мы можем только отсрочить...