Родилась 7 января 1917 года в селе Константиновском Владимирской губернии.
Большая часть детства и юность Нины Сазоновой прошли на Волге, в Кимрах. В семье
все были очень музыкальны: мать, Матрена Семеновна, прекрасно играла на гитаре,
отец был скрипачом.
Нина впервые вышла на сцену еще школьницей. В студию Центрального академического
театра Красной армии (ныне Российской армии) она пришла, когда ей еще не было и 17
лет. Свой путь в театре она начала под руководством выдающегося мастера - А.Д.
Попова. Сазонова органически впитала все то, что говорил Алексей Дмитриевич о
работе актера, о воспитании внутреннего мира, без «строительного материала»
которого персонаж предстанет обедненным, лишенным человеческих свойств, черт
личности.
Одна из первых ролей молодой актрисы в театре - Маша в водевиле «Лев Гурыч
Синичкин», сыгранная в 1939 году. Позже были Таня Бойцова в «Бессмертном» А.
Арбузова, медсестра Маруся в пьесе «Фронт» А. Корнейчука, Степанида Лукьяновна в
«Степи широкой» Н. Винникова, Домна Евстигнеевна в «Не было ни гроша, да вдруг
алтын» А. Островского, Полина Карповна Крицкая в «Обрыве» И. Гончарова, Лушка в
«Поднятой целине» М. Шолохова, Фекла Ивановна в «Женитьбе» Н. Гоголя.
Начало театрального пути Нины Сазоновой совпало с началом Великой Отечественной
войны. 22 июня 1941 года она вместе с подругой, молодой актрисой Театра армии,
выступала на Белорусском вокзале перед теми, кто отправлялся на фронт. Потом, за 4
года войны, Нина Сазонова дала более 3 тысяч фронтовых концертов, зимой 1941 года с
театральной бригадой побывала на всех участках Московской битвы, в мае 1942 года
чудом выжила, попав в окружение под Харьковом... Но тот первый день войны остался
незабываемым для Нины Афанасьевны - день, когда она осознала себя одной из
поколения, обожженного войной, одной из актрис, которым дано выразить высокие и
обобщенные понятия боли, страдания, счастья. Схожее чувство актриса ощутила много
лет спустя, работая над небольшой, но яркой ролью Эммы в спектакле «Господин
Пунтила и его слуга Матти» Б. Брехта. Одна из нескольких равных в коллективном
образе брехтовского Хора, Нина Сазонова выделялась не только своим уникальным,
живым и теплым, сильным и выразительным голосом, но и характером, который актриса
сумела создать несколькими точными, крупными штрихами.
К теме войны актриса вернется и в спектакле «Снеги пали» по пьесе Р. Феденева,
поставленном к 30-летию Победы в 1975 году. Сазонова играла Раису Семеновну Шитову,
женщину, вынесшую все тяготы военных лет, мать в высоком смысле этого слова,
взявшую главенство в семье в свои надежные руки. Здесь, как и во многих других
спектаклях, Нина Афанасьевна пела - исполняла песню Булата Окуджавы («Будьте
прокляты, дороги наших бедствий, вы не смеете вернуться к нам опять!..»). Именно
этот эпизод спустя годы вошел в спектакль, подготовленный театром к 55-летию
Победы, - «Ты помнишь...».
Какую бы роль ни играла Нина Афанасьевна Сазонова, она всегда оставалась
по-человечески простой и близкой той аудитории, что заполняла зрительный зал.
Одна из первых послевоенных ролей актрисы - Наталья Тузикова из спектакля по
пьесе А. Салынского «Барабанщица». Хваткая, жадная до жизненных впечатлений,
сыгранная ярко, с веселой и злой фантазией, озорством, она захватывала зрителя,
была абсолютно открыта - каждая ее эмоция подавалась крупно, отчетливо.
Мастерство актрисы делало характер Натальи узнаваемым, очень конкретным, хорошо
знакомым тем, кто пережил войну.
Нина Сазонова принадлежала к редкому типу актрис, которые умеют привлечь
внимание зрителя к тому, что в реальной жизни привычно, обыденно, казалось бы,
незаметно. Интересной и характерной в этом смысле была роль Татьяны в спектакле
«Надежда Милованова» по пьесе Веры Пановой «Поговорим о странностях любви».
Буквально несколькими уверенными, точными мазками она создала такой образ
благополучно-равнодушной женщины, которой все положено и всегда недостает того,
что положено...
Разных по характеру героинь Сазоновой объединяло поистине завораживающее
воздействие личности актрисы - сильной, верной, мужественной, умеющей страдать и
сострадать, чутко ощущающей любую беду и умеющей пропустить ее через собственную
душу. В спектакле «Ужасные родители» французского драматурга Жана Кокто героиня
Нины Сазоновой - Ивонн была едва ли не первой и единственной среди сыгранных
актрисой ролей «просто женщиной» - слабой и капризной, простодушной, но
наделенной сердечной теплотой, умением остро чувствовать, переживающей весь
драматизм слепой материнской любви. Эта роль открыла новые грани мастерства
актрисы.
Нина Сазонова - актриса очень русская, одаренная ярко выраженным национальным
характером, самоощущением, что давало ей возможность находить точные краски для
самых разных образов. Это и ее генеральша Епанчина в спектакле «Идиот», неумело
скрывающая под властностью и «металлическим голосом» мягкую, чувствительную
натуру. И словно сошедшая со страниц Достоевского Бабушка в «Игроке» - столько
было в актрисе капризного, сумбурного, энергичного, страстного. И конечно, Васса
Железнова, которую Нина Афанасьевна играла в театре в течение 10 лет, - одно из
лучших и зрелых сценических созданий актрисы. Эту роль Сазонова исполняла
по-своему. Ее Васса была и властной, и сильной, и хитрой, и всемогущей, и
деспотичной. Одновременно в ней ощущалась женщина, вынужденная многочисленными и
непростыми обстоятельствами стать такой, и только такой. Глубоко запрятанную
боль, непрощение человеческого предательства, несправедливость судьбы несла
Васса Сазоновой. Трагическая мощь ее героини была оттенена только любовью к
детям. В игре актрисы возникли неожиданные новые оттенки: напряженный, словно
исподтишка следящий за всеми взгляд, неспокойные руки, нервная натянутость, в
которой рождалась и утверждалась общая для спектакля атмосфера тревоги, нечистых
тайн и их разоблачений.
Десятилетие спустя после Вассы Железновой, в 1986 году, Н.А. Сазонова сыграла
Бабушку в своем бенефисном спектакле по пьесе А. Касоны «Деревья умирают стоя». С
глубоким психологизмом рассказывает актриса о неброском, повседневном мужестве
своей героини - доньи Эухении, убеленной сединами женщины, знающей цену жизни и
смерти. В этой роли соединились, органически слились черты многих сыгранных
прежде героинь, придав образу исключительный объем и типичность. Гордая в своем
горе, озорная, когда вспоминает о молодости, одержимая в утверждении любви как
основы жизни, полная внутреннего достоинства в горе, порой беззащитная, щедрая
душой и проницательная Бабушка Сазоновой стала стержнем всего спектакля.
Одна из самых ярких сценических работ актрисы в 1980-е годы - роль Раисы Гурмыжской в
«Лесе» А.Н. Островского - спектакле, поставленном кинорежиссером В. Мотылем.
Сазонова играла Гурмыжскую острокомедийно, на грани гротеска. Не менее интересна
и роль Гулячкиной в спектакле «Мандат», поставленном А. Бурдонским по пьесе Н.
Эрдмана в 1988 году. При всей внешней простоте и предсказуемости Гулячкина была
характером объемным - столько сошлось в нем нелепого, лукавого, обаятельного и
смешного.
Помимо уже упомянутых ролей Нина Афанасьевна сыграла в спектаклях Театра армии:
«Каса маре», «Птицы нашей молодости» и «Обретение» И. Друцэ, «Игра без правил» Л.
Шейнина, «Раскинулось море широко» Вс. Вишневского и др.
Нельзя представить себе Нину Сазонову без ее киноработ. Многие из них вошли в
золотой фонд отечественной кинематографии. Первым режиссером, который пригласил
ее в кино, был Александр Довженко. Его картина «
Поэма о море» (1958) -
начало творческого пути актрисы на экране. В кино Нина Афанасьевна сыграла около
30 ролей, создав такие замечательные образы, как Екатерина Тимофеевна в фильме «
Женщины»
(1965), Мать в «Нашем доме» (1965), тетя Паша в одном из первых отечественных
телесериалов - «
День за днем». Она
также снялась в картинах: «
Повесть пламенных лет» (1960), «
Простая
история» (1960), «
Первый троллейбус» (1963), «
Тетка с
фиалками» (1964), «
Живет такой парень» (1964), «
Свет далекой звезды» (1964), «
Рано утром» (1965), «
Не самый удачный день» (1966), «
Бабье царство»
(1967), «
Длинный день Кольки Павлюкова» (1968), «
Зигзаг удачи» (1968), «
Новенькая» (1968), «
Странные люди» (1969), «
Конец
Любавиных» (1971), «
Сибирячка» (1972), «
Потрясение» (1993), телефильмах «
Моя улица» (1971), «
Юркины
рассветы» (1974).
Кем бы ни были героини Нины Сазоновой, в какие бы жизненные обстоятельства ни
попадали, в них всегда была та жизнестойкость, тот дух поэзии, без которого
невозможен полнокровный художественный образ русской женщины. Нине Афанасьевне
обязаны своей популярностью песни, которые она исполняла в художественных
фильмах: «Сестричка», «Стою на полустаночке», «Ромашки спрятались», «Вальсок». И
даже в театре, в антракте, когда актриса торопилась в свою гримерную, чтобы
немного отдохнуть, ее часто останавливали возле будочки помощника режиссера
монтировщики, мебельщики, рабочие сцены: «Нина Афанасьевна, спой, ну, пожалуйста,
спой!..» И она всегда пела - чуть приглушенно, чтобы не слышно было в зале, ставшие
известными благодаря ее же киноролям песни.
Н.А. Сазонова удостоена звания народной артистки СССР, награждена орденом Ленина,
медалями, другими знаками отличия.
Скончалась 29 февраля 2004 года в Москве.