Теодор Фридрих Эмиль Яненц родился 23 июля 1884 г. в Роршахе (кантон Санкт-Галлен,
Швейцария) в семье германо-американского купца Эмиля Яненца и его жены Маргареты
Швабе. Свое детство проводит в Лейпциге и Гёрлице. Бросает учебу в гимназии и
работает корабельным юнгой. В 1900 - волонтер в городском театре в Герлице. 1901-1914
актер в провинции. В 1914 переезжает в Берлин и устраивается актером в театре Макса
Рейнхардта.
В 1916 - первая самостоятельная постановка в Немецком театре. С 1917 года уже крупные
роли. В 1918-1920 - в ансамбле Немецкого театра в Берлине.
С 1916 регулярно снимается в кино, в основном в мелодрамах о любви, страсти, деньгах
и преступлении. В 1919 исполняет роль Людвига XV в фильме «Мадам Дюбарри» Эрнста
Любича. Международный успех этого фильма делает его кинозвездой. Работа в театре
отходит на второй план.
В 1924 снимается в роли разжалованного портье в фильме «
Последний человек» Фридриха Вильгельма Мурнау. В 1926 снимается в роли
Мефистофеля в фильме «
Фауст» Мурнау. В октябре 1926 отправляется в Голливуд. Его американские
фильмы ориентируются прежде всего на «Последнего человека»: Яннингс играет
людей, лишившихся своего общественного положения и живущих в нищете. С приходом
звука в кино положение Яннингса в Голливуде усложняется из-за его немецкого
акцента, и в 1929 году он возвращается в Германию.
Зимой 1929-1930 снимается в роли преподавателя гимназии Рата в фильме Джозефа фон
Штернберга «
Голубой
ангел», снятом по роману Генриха Манна «Учитель Гнус, или Конец одного тирана».
Фильм, который должен был праздновать возвращение Яннингса в Германию, дает
толчок голливудской карьере затмившей его Марлен Дитрих. С 1930 Яннингс снова
появляется на сцене. В мае 1934 получает назначение в труппу Государственного
театра. В 1936 в последний раз выходит на сцену в роли Бисмарка.
В период национал-социализма Яннингс снова становится крупной кинозвездой. В 1936
его назначают в контрольный совет фирмы Тобис, председателем которого он
становится в 1938. Сначала в качестве «главного художественного руководителя», а
позднее и самостоятельного продюсера он может официально оказывать влияние на
концепцию и режиссуру своих фильмов. В 1940-1941 он отвечает за постановку
антибританского фильма «Дядюшка Крюгер» (Ohm Kruger, в советском прокате - «Трансвааль
в огне», 1948), одной из самых дорогих немецких постановок этого периода.
В январе 1945 из-за болезни Яннингса съемки его последнего (незавершенного) фильма
«
Где господин Берлинг?» прекращаются. В 1946 он проходит процесс
«денацификации». В 1947 получает австрийское гражданство.
2 января 1950 года Эмиль Яннингс умер на своей вилле на Вольфгангзее в
Зальцкаммергуте.