Ранние годы
Жюль Дассен родился под именем Джулиус Дассин (уменьшительно Джули) в городке
Миддлтаун округа Миддлсекс в штате Коннектикут на восточном побережье США в
набожной еврейской семье недавних иммигрантов из Одессы, один из восьми детей.
Его отец Шмил (Сэмьюэл) Дассин был парикмахером, мать Берта Фогель - домохозяйкой.
Вскоре после рождения Джулиуса вся семья переехала в нью-йоркский район Гарлем,
учился Дассен в средней школе Морриса в Бронксе.
После кратковременного обучения в Европе, Дассен начал театральную карьеру на
идише в нью-йоркской еврейской пролетарской труппе «АРТЕФ» (идиш: Арбэтэр Театэр
Фарбанд - рабочее театральное объединение) в 1934 году, когда театр въехал в
собственное здание на Бродвее. Эта новаторская труппа была создана режиссёром
Бенно Шнайдером - воспитанником вахтанговской театральной студии «Габима» - в
МХАТовских традициях и находилась под сильным влиянием советского авангардизма
середины 20-х годов, не исключая и прокоммунистической направленности. С 1936 года
Дассен уже в основном актёрском составе, играл главным образом в пьесах
Шолом-Алейхема. Одновременно зарабатывал на жизнь сочинением сценариев для
популярного в те годы (c 1937 года) радиочаса Кейт Смит.
Голливуд
После распада труппы АРТЕФ в 1940 году - Дассен впервые выступил в роли режиссёра,
поставив «Medicine Show» («Лечебное шоу») на Бродвее. Умеренный успех постановки привёл
к его переезду в Лос-Анджелес, где oн вскоре начал работать в Голливуде, подписал
семилетний контракт с компанией Метро-Голдвин-Майер (MGM) и уже в следующем году
дебютировал короткометражной экранизацией рассказа Эдгара По
«Сердце-обличитель». На протяжении 1940-х годов Дассен снял ряд полнометражных
лент, но в 1947 году, остро ощущая отсутствие творческой свободы, прервал контракт с
MGM и вернулся в Нью-Йорк. Здесь он начал сотрудничать с независимыми
кинокомпаниями и один за другим снял четыре культовых детективных фильма в стиле
нуар с налётом удачно найденного им неореализма, принёсших ему известность и
кассовый успех - «Грубая сила», 1947; «Обнажённый город», 1948; «Воровское шоссе», 1949;
«ночь и город», 1950.
Во всех четырёх картинах Дассен отдаёт явное предпочтение саспенсу и
напряжённости перед откровенными сценами насилия, ставшими уже как-будто
неотъемлемой частью гангстерского кино. Начиная со второго из них («Обнажённый
город») он настаивает на проведении съёмок на реальных улицах Нью-Йорка и на
использовании непрофессиональных статистов, что было весьма отлично от
общепринятой тогда практики студийной съёмки.
В чёрном списке
Oднако eщё до окончания съёмок картины «Ночь и город» в Лондоне дальнейшая карьера
режиссёра в США была прервана его коллегой Эдвардом Дмытрыком, который в
набиравшую обороты эпоху маккартизмa освидетельствовал членство Дассена в
коммунистической партии перед Комиссией по расследованию антиамериканской
деятельности. Дассен остался практически без работы (одна театральная постановка
за 3 года) и так и не дождавшись собственной повестки от HCUA, в 1953 году был вынужден
переехать вместе со всей семьёй (жена - скрипачка Беатрис Лонер, дочери Джули и
Рики, сын Джозеф ) в Париж, где к тому времени уже сложилось целое сообщество таких
же как и он голливудских невозвращенцев.
После пяти лет мытарств и безуспешных попыток вернуться в кино во Франции и
Италии, Дассену всё же удалось получить новый контракт и продолжить
кинематографическую деятельность во Франции, впоследствии в Греции и вновь в США
- «Рифифи, или мужские разборки», 1955; «Только не в воскресенье», 1959; «Федра», 1961;
«Кинжал
Топкапи», 1964. Большинство из этих фильмов, в первую очередь «Ночь и
город», «Рифифи» (приз за лучшую режиссуру на кинофестивале в Каннах, 1955) и «Кинжал
Топкапи», стали классикой жанра нуар. Франсуа Трюффо назвал «Рифифи»
лучшим фильмом жанра.
Новая жизнь
В 1955 году на фестивале в Каннах Дассен познакомился с начинающей греческой
актрисой Мелиной Меркури (1920-94), вскоре развёлся с Беатрис Лонер (Beatrice Launer) и в
начале 1960-х годов поселился с новой женой в Греции. Успешное использование
греческой тематики и несказанная популярность картины «Только не в воскресенье»
сделали супружескую (с 1966 года) пару Дассен-Меркури чем-то вроде национальных
героев в этой стране. Мелина Меркури снялась в главных ролях в большинстве картин
Дассена этого периода (в том числе артхаусных), включая такие известные как
«Кинжал
Топкапи» с Максимиллианом Шеллом и Питером Устиновым, «Никогда в
воскресение» (в 1967 году на его основе Дассен поставил мюзикл «Лапочка Иллия», на
Бродвее с Меркури в главной роли), «Федра» (с Энтони Перкинсом) и «Страстная мечта»
- последняя роль Мелины в кино.
Жюль Дассен был продюсером и автором или соавтором сценария в большинстве своих
картин, а также снялся в некоторых из них, в том числе под псевдонимом Perlo Vita. В
картине Только не в воскресенье (1959), Дассен и Меркури сыграли главные роли. В годы
диктатуры в Греции (1967-74) Дассен и Меркури жили в Нью-Йорке и во Франции, затем
вновь поселились в Афинах, где Меркури стала членом парламента, а с 1981 года -
министром культуры Греции. С 1980 года, устав от трудностей финансирования
некоммерческого кино, Дассен сконцентрировался главным образом на театральных
постановках в Афинах. После смерти Мелины в 1994 году oн остался жить в Афинах в
своём особняке на улице Мелины Меркури один.