Тайрон Эдмунд Пауэр-мл. - американский актёр, наиболее известный своими
романтическими ролями в классических голливудских фильмах 1930-1950-х годов.
Тайрон Эдмунд Пауэр-мл. родился 5 мая 1914 года в династической семье театрального
исполнителя и актера кино Тайрона Пауэра старшего и Хелен Эммы «Пэтиа» Рэум в
Цинцинати, штат Огайо. Его прадед Уильям Грэттен Тайрон Пауэр (1795 - 17 марта 1841), был
профессионально известен как Тайрон Пауэр и являлся ирландским театральным
актером, комиком, писателем и театральным менеджером. Он имел и французские корни
через обоих родителей, которые происходили от канадских католиков и
протестантских гугенотов (через бабушку с отцовской стороны, имевшей корни от
Лавеню и Блоссетт). Благодаря одной бабушке, с отцовской стороны, Энн Гилберт -
Тайрон был кровно связан с актером сэром Лоуренсом Оливье. Через другую бабушку,
великую Этель Лавеню, был связан с писателем Артуром Эвелином Ву и с театральным
директором и основателем «Стартсфордского театра» в Канаде и «Тайрон Гатри
Театр» в Миннеаполисе, штата Миннесота сэром (Уильямом) Тайроном Гатри.
В течение первого года жизни ребенка семья обитала в Цинциннати. Малыш Тайрон был
болезненным ребенком, и его лечащий врач сообщил его семье о том, что климат в
Калифорнии был бы лучше для его здоровья. Семья переехала туда в 1915 году, и
единственная сестра Тайрона - Анна, родилась там 26 августа 1915 года. Родители
играли вместе на сцене, а в 1917 году вместе снялись в фильме «The Planter». Пауэр старший
стал известен и популярен и все больше находился вдали от семьи в связи с
театральной занятостью в Нью-Йорке. Брак дал трещину и родители развелись в 1920
году. После развода Пэтиа Пауэр работала театральной актрисой. В 1921 году в 7-ми
летнем возрасте юный Тайрон появился со своей матерью на сцене в спектакле «La
Golondrina» в Сан-Габриэле, Калифорния. Пару лет спустя, семья переехала обратно в
Цинциннати, где они жили в семье тети Хелен Мартин Шустер, основательницы
известной драматической «Школы Шустер-Мартин». Мать Тайрона кормила семью
преподавая в этой школе драматическое и ораторское искусство, а в свободное время
в течение нескольких лет обучала и своего сына. Тайрон рос в семье Мартин,
воспитываясь с двумя своими двоюродными братьями - Робертом и Уильямом (Биллом),
сыновьями его тети Хелен и ее мужа Уильяма Мартина.
В 1931 году Тайрон окончил католическую школу «Purcell High School». После окончания школы
он решил присоединиться к отцу, чтобы окунуться в тайны мастерства и поучиться у
одного из самых уважаемых театральных и кино актеров. К отцу, находящемуся в то
время в Квебеке, он присоединился летом 1931 года, впервые после того, как он
расстался с ним в результате родительского развода. Когда его отца пригласили на
роль в спектакле «Гамлет» на сцену Нью-Йорка, сын поехал с ним. Затем отца
пригласили на роль в фильме «Чудо человек» (1931), и сыну пообещали тоже небольшую
роль, и они отправились вдвоем в Голливуд. В декабре 1931 года его отец переносит
сердечный приступ и умирает на руках сына. Отец его умер, прежде, чем съемки были
завершены и роль сына в фильме была вырезана. Тайрон остался в Голливуде. Он ходил
от студии к студии, пытаясь получить работу в качестве актера и в то время, как
многие хорошо знали его отца и восхищались им, но работу младшему отпрыску
предлагать не спешили. Он появляется в малюсенькой роли в фильме категории «Б» «
Tom Brown of Culver» (1932), где
его даже в титрах не указали. Опыт в кино, однако, не открыл перед ним сокровенные
двери, кроме разве что еще одной малозаметной роли в «Дорожке флирта» (1934) с Диком
Пауэллом и Руби Келер, но он не унывает и выступает на сцене любительского
театра.
Он решил вернуться в Нью-Йорк и попытать счастья на сцене, вняв совету друга
Артура Цезаря, чтобы попытаться набраться опыта театрального актера. По пути он
навестил в Чикаго своего друга Дона Амиче, довольно-таки успешно выступающего на
тот момент на радио, и тот убедил его остаться и попробовать выступить на радио. Но
из этой попытки ничего не вышло - на радио его не взяли, в конечном итоге он
продолжил свой путь в Нью-Йорк. Там он встретил великую американскую театральную
актрису, писательницу, театральную владелицу и продюсера Кэтрин Корнелл, которая
поставила его дублером Бреджессу Мередиту в спектакль «Flowers of the Forest». Для него
наступило хорошее время, когда Корнелл поставила его на роль Бенволио в спектакль
«Ромео и Джульетта». А тут оказались начеку и Голливудские скауты, которые тут же
подсуетились и предложили ему экранные пробы. Но Корнелл посоветовала Тайрону
набраться больше опыта на сцене, прежде чем окунаться в котел Голливуда и Тайрон
внял ее мудрому совету. Корнелл рискнула его поставить на ответственную роль
Святого Джоана. Блестящая игра была достойным ответом и вновь Голливудские
скауты приступили к обработке актера. На этот раз Корнелл сказала, что он был
готов.
Тайрон Пауэр отправился в Голливуд в 1936 году и подписал контракт со студией «20th
Century-Fox». Он станет их главным ведущим актером на многие годы. Но вначале он
неудачно стартует, когда, по просьбе уже маститой актрисы Алисы Файе, его ставят в
фильм «Sing Baby Sing». Режиссер
Сидней Лэндфилд не видит в нем потенциала и, устранив
его от роли, посоветовал ему найти другую работу, поскольку он никогда не станет
актером! Файе вмешалась снова и убедила студию дать ему еще один шанс. И он был
назначен на небольшую роль в фильм «Girls' Dormitory». В этом фильме он запомнился многим
зрителям, в том числе и Хэдди Хоппер - американской актрисе в прошлом и
журналистке, ведущей колонку сплетен, которая даже осталась на второй сеанс для
того, чтобы выяснить, что же за молодой человек играл в этой картине. После этого
он был снят в несколько большей роли в фильме «Ladies in Love» (1936) вместе с Джанет
Гейнор, Констанс Беннет и Лореттой Янг. Но выглядело это так, словно «20th Century-Fox»
была не заинтересована в актере и тогда Тайрон Пауэр направляется прямо в офис
режиссера Хенри Кинга, чтобы попросить рассмотреть его для серьезной роли. Кинг
был поражен его внешностью и уверенностью, с которой актер общался. Кинг сам
настоял на том, чтобы Тайрона проверили на главной роли в фильме «Ллойд в Лондоне»
(Lloyd's of London, 1936), которая была уже утверждена за Доном Амиче. Несмотря на сомнение,
Дэрриэл Ф. Занук все же решился, после долгих колебаний, поставить Тайрона на
ведущую роль в фильм и то после того как режиссер Кинг и редактор Фокса Барбара
МакЛейн убедили его в том, что присутствие на экране Пауэра даст больше, чем
сделал бы Дон Амиче. В титрах он был поставлен 4-м по счету, но у него было по роли,
больше экранного времени, чем у любого другого. До премьеры он был неизвестным
актером, а проснулся знаменитым.
Тайрон Пауэр снимал после этой роли хит за хитом с 1936 до 1943 года, когда его
актерская карьера была прервана призывом на военную службу. Снятый в 1939 году
«Джесси Джеймс» был очень большим хитом, и принес хорошие кассовые сборы, но фильм
критикуют за беллетризацию и облагораживание образа известного преступника.
Кино было снято в Пеневилле, штата Миссури, и было первым цветным в карьере
Тайрона. Пауэр был один раз прикомандирован на другую студию MGM в 1939 году, на фильм
«Мария Антуанетта». Сам Занук посчитал, что фильм не показывает всех граней
таланта артиста и поклялся больше никогда не сдавать его в «прокат». Хотя другие
студии пытались заполучить Тайрона, например Гэри Кон предложил роль Эшли в
«Унесенных ветром», а потом роль Пэриса в «King's Row» и еще несколько ролей на
протяжении ряда лет, но Дэррил Занук остался верен своему слову и больше никогда
не отпускал Тайрона.
Тайрон
Пауэр был одним из самых завидных холостяков Голливуда, когда он вступил в брак с
французской актрисой Аннабеллой (настоящее имя Сюзанна Жоржета Шерпентье) в
апреле 1939 года. Они встретились на студии «20th Century» и даже играли вместе в фильме
«Суэц» (1938).
Аннабелла была большой звездой во Франции, когда ее
пригласили на студию. Вокруг нее устроили шумиху, чтобы отснять в своей картине.
Когда Дэррил Занук, глава студии, узнал о романе между Тайроном и Аннабеллой, он
решительно вмешивается в их отношения, опасаясь, что при женитьбе его главной
звезды может пострадать репутация звездного холостяка и он потеряет часть
зрительниц фанаток, а следовательно и часть кассы. Он предлагает дать такие роли
Аннабелле, чтобы удалить ее из страны на съемки за границу. И тогда Аннабелла и
Тайрон пошли против желания Занука. Они просто быстенько поженились. По всем
рассказам их брак был счастливым первые пару лет, но она оказалась в опасном
положении. Его внебрачные отношения с Джуди Гарлэнд, как утверждают некоторые
источники, тоже способствовали распаду их брака, а для Джуди отношения
закончились абортом. Но были и другие причины, приведшие к распаду семьи. Уотсон
Уэбб, редактор «20th Century Fox» и друг Тайрона, утверждал, что наиболее сильная причина
заключалась в том, что Аннабелла не могла иметь детей.
В 1940 году карьера Тайрона Пауэра поднялась на очередную вершину, когда вышел на
экраны фильм «
Знак Зорро», в котором
Пауэр сыграл роль Дона Диего Вега, который был слащавым и слабым днем и героем
разбойником ночью. Роль была прославлена классиком Голливуда Дагласом
Фэрбэнксом в немом фильме 1920 года с одноименным названием. Но исполнение Пауэра
было мощным и «20th Century Fox» после этого часто бросала его в фильмы плаща и шпаги. На
самом деле, Тайрон был прекрасным фехтовальщиком. Его сцены фехтовальных
поединков из фильма «
Знак Зорро» и сегодня
считаются одними из лучших в истории экрана. Несмотря на большую занятость на
студии, Тайрон нашел время сделать записи на радио и на концертные работы. Он
появился с женой - актрисой Анабеллой в нескольких радиопередачах, в том числе
играет в радиоспектаклях «
Кровь и песок»,
«Гнев Манхэттена», «Седьмые небеса». Он также выступает с ней на театральной
сцене «Country Playhouse» в «Лилиоме» в Веспорте, Коннектикуте в 1941 году. Он играл и с
другими крупными актерами на радио: Хамфри Богартом, Джэйн Грейн, Лореттой Янг,
Алисией Фэйи, Эл Джонсоном.
В августе 1942 года он был зачислен в
войска Морской пехоты. Сначала он находился в составе рекрутов Морской пехоты в
Сан-Диего, а затем прошел курсы на базе Морской пехоты и получил звание младшего
лейтенанта 2 июня 1943 года. Поскольку у него уже было 180 часов самостоятельных
полетов еще до призыва в Морскую пехоту , Тайрон мог пройти укороченный, хотя и
интенсивный, курс летной подготовки на базе военно-морской авиации Корпуса
Кристи в штате Техас, где он получает звание военного летчика с повышением на
звание Первого лейтенанта. Пауэр прибыл в воздушные войска морской пехоты,
расположенные в Эль Торо, штат Калифорния в октябре 1944 года. Далее он был
переведен на Транспортную эскадрилью (VMR-353) и присоединился к ним на
Кванджелейн в феврале 1945 года. Между 1942 и 1945, Тайрон налетал тысяча сто часов
полетного времени и значительная его часть под огнем противника. Он перевозил
грузы и раненых морских пехотинцев, участвуя в битвах при Иво Дзиме и Окинаве. В
США он вернулся в ноябре 1945 года и в январе 1946 года был освобожден от несения
воинской службы. В звании капитана он был зачислен в резерв и находится в нем до 8
мая 1951 года. Благо его не призывают на Корейскую войну из резерва. Хотя его
призвали на военную службу в 1942 году его карьера была прервана только в 1943 году.
Случилось так, что по вызову от 20th Century-Fox, его вернули обратно для завершения
съемок фильма «Срочное погружение» в 1943 году, фильма о Второй Мировой войне. Он
был обозначен в титрах как Тайрон Пауэр USMCR (военнослужащий морской пехоты). Его
партнерша по фильму Энн Бакстер станет в будущем любимой партнершей, как на
экране, так и на сцене.
Следующий фильм был, за который Тайрону пришлось побороться - фильм жанра «нуар»
«Аллеи кошмаров», в котором он сыграл отрицательную роль. Дэррил Занук долго
отказывался позволить Тайрону сниматься в этом фильме, поскольку опасался, что
красивой внешности и созданному романтическому образу, которые были рыночным
активом студии, повредит изображение темной личности. В конце концов, Занук дал
согласие на съемки, придав фильму статус «А», хотя такие фильмы обычно относились
к категории «Б». Режиссером фильма стал Эдмунд Гулдинг и, хотя фильм практически
умер в тайниках студии, Пауэр получил некоторые отклики критики. После долгих
юридических битв фильм вновь был выпущен для зрителя уже в 2005 году и теперь Пауэр
получил благоприятные отзывы, но уже от критиков 21 века. Чтобы развеять
отрицательный образ, его сразу же поставили в костюмный фильм «Капитан из
Кастильи» режиссера Хенри Кинга, который снял с Тайроном 11 фильмов. Снявшись в
паре легких кинокомедий «That Wonderful Urge» с Джин Тирни, своей прошлой партнершей по
фильму «На краю лезвия» и «The Luck of the Irish» с Энн Бакстер, Пауэр вновь снимается в
приключенческих фильмах «
Черная роза» и
«Коварный лис Борджиа».
В 1950 годах Пауэр очень недоволен предоставленными ему ролями, особенно его
огорчили фильмы «Американская война на Филлипинах» и «Pony Soldier». Он просит у
руководства студии разрешить ему сниматься на других студиях. Разрешение он
получил, но с условием, что он выполнит свои обязательства, снявшись в 14 фильмах,
согласно контракту. И в 1953 году Тайрон снялся в фильме «The Mississippi Gambler» на «Universal
Studios». Он много работал для получения доли прибыли и, в конечном итоге получил
миллион долларов от фильма, очень крупная сумма в те дни. Фильмы с ним были очень
выгодны «20th Century-Fox» и студия пытается подписать его на еще один контракт, когда
его контракт с ними подходит к концу. Ему как приманку предлагает роль, которая в
конечном итоге уходит к Ричарду Бартону в фильме «Плащаница». Он завернул роль и,
напротив, ушел на год играть на театральную сцену. В 1950-х он начал ограничивать
свои съемки, для того, чтобы иметь больше времени для театра.
В течение 1950-х Пауэр достиг крупного успеха на этапе гастролей и
выступлений на Бродвее, играя с такими актерами как Джудит Андерсен и Рэймонд
Мэсси, в спектакле под руководством Чарлза Лотона «Тело Джона Брауна». На
гастролях роль Джуди Андерсен исполняла Энн Бакстер. Критика на ура приняла
спектакль. Он также играет роль в спектакле «Мистер Робертс» в течение 6 месяцев
на сцене Лондонского Колизея. В 1956 году в течение 19 недель он играет в «Ученике
дьявола» в Оперном театре Манчестера в Англии. Были еще спектакли на Бродвее в «The
Dark is Light Enough» и «Возвращение в Метасэлех». Последний фильм по контракту с 20th Century
был выпущен в 1955 году, и Тайрон сразу же взялся за съемки у Джона Форда на «Columbia
Pictures» в фильме «The Long Gray Line», на этой же студии он снимается в «Истории Эдди
Дачина» (1956), фильме, который имел очень хорошие кассовые сборы. Его бывший босс
Дэррил Занук оказывает на него давление чтобы снять в главной роли в фильме «The Sun
Also Rises» (1957), экранизации романа Эрнста Хэмингуэя. В том же году были выпущены
фильмы «Abandon Ship» и режиссера Джона Форда «Rising of the Moon».
Одной из его самой сильной и оцененной роли оказалась роль в фильме «
Свидетель обвинения» (1957), поставленном Билли Уайлдером по
произведению Агаты Кристи, где он сыграл совершенно не характерную для него роль
обвиняемого в убийстве. Первоначально он отклонил роль Леонарда Вола из-за
депрессии, связанной с карьерой, поскольку его угнетало однообразие ролей. Он
начинает работать на сцене и говорит режиссеру Билли Уайлдеру, что вряд ли будет
вообще сниматься в кино. Без Пауэра Уайлдер решил бросить проект, поскольку ему
нужна было на роль звезда подобной величины. Позже производители вернулись к нему
и предложили артисту за съемки $ 300 000 плюс процент от фильма, и он согласился
сниматься. Фильм высоко ценился и принес хорошие кассовые сборы.
В сентябре 1958 года Тайрон Пауэр отправился в Мадрид для участия в съемках
эпического полотна «
Соломон и
Шеба» под руководством Кинга Видора. Было снято практически 75 % материала, когда
его настиг инфаркт. Во время съемок напряженной сцены с партнером и давним другом
Джорджем Сандерсом, он прервал сцену, жалуясь на сильную боль в груди, и
отправился в гримерку. Медсестра компании, подозревая угрозу инфаркта,
потребовала доставить его в больницу. Его посадили в личный «мерседес» Джины
Лоллобриджиды и отвезли в больницу. Но было уже поздно, вскоре после прибытия в
больницу он скончался от обширного инфаркта. Фильм переснимали заново, поставив
на главную роль Соломона Юла Бриннера. Правда кинематографисты не все пустили под
нож, а оставили некоторые сцены и наблюдательный зритель может найти Тайрона
Пауэра в некоторых сценах, особенно в середине дуэли.
Тайрон Пауэр был похоронен на кладбище Голливуда, ныне известном как
Голливудское мемориальное кладбище «Forever». Поминальная служба состоялась в
часовне при кладбище, проведенная капелланом Томасом М. Гибсоном. Он был
похоронен с воинскими почестями и концы погребального полотнища поддерживали
должностные лица - офицеры Морской пехоты. Его надгробие сделано в виде мраморной
скамейки и расположено рядом с небольшим озерком в самой красивой части
мемориальной территории. На надгробии расположены маски изображающие трагедию и
комедию с надписью «Спокойной ночи, милый принц».