Аяко Вакао (род. 8 ноября 1933 года, Токио) - японская киноактриса, одна из
популярнейших кинозвёзд японского кинематографа 1950-х - 1960-х годов, снимавшаяся в
фильмах выдающихся режиссёров Кэндзи Мидзогути, Ясудзиро Одзу, Кона Итикавы,
Тадаси Имаи, но особенно была любима и ценима режиссёром новой волны 1960-х Ясудзо
Масумура, став его музой, которую он снял в 20 своих кинолентах.
Ранние годы
Аяко Вакао родилась и провела свои детские годы в Токио. Была младшей из пяти
братьев и сестёр. В годы Второй мировой войны в связи с работой отца семейство
было вынуждено эвакуироваться в Сендай (административный центр префектуры Мияги,
расположенной на севере Японии). Здесь Аяко Вакао будет посещать местную школу
для девочек. Однажды в Сендае юная Аяко будет глубоко тронута просмотренными
спектаклями гастролирующей труппы театра кабуки под руководством Кадзуо
Хасэгавы (1908-1984) и заявит родителям о своём намерении стать актрисой. Девушка
бросит школу и присоединится к театральной труппе Хасэгавы, вместе с которой
вернётся в родной Токио.
Карьера в кино
На следующий год театральная труппа прекратит свою деятельность, но благодаря
рекомендации Хасэгавы, восемнадцатилетняя Аяко попадёт на актёрские курсы при
кинокомпании «Дайэй», где пройдёт обучение до марта 1952 года. После этого юную
красавицу «откроет» президент компании «Дайэй» Масаити Нагата, предложивший ей
главную роль, вместо заболевшей актрисы Ёсико Куга, в фильме «Побег в город
смерти» (1952, режиссёр Эйити Коиси), а затем пристроивший её в один из успешных
фильмов 1952 года «Завтра будет воскресенье» режиссёра Кодзё Саэки.
В дебютном для Аяко Вакао 1952 году, она снимется в восьми кинолентах и уже в 1953 году
её имя будет хорошо известно любителям кино. Станет звездой после популярной
серии из трёх фильмов «Руководство по сексу для молодых девушек» (все три части -
1953), в этой трилогии рассказывается о половой жизни подростков.
На симпатичную молоденькую звезду обратит внимание мэтр японской кинорежиссуры
Кэндзи Мидзогути, предложивший ей одну из главных ролей в киноленте «Гейша»
(«Гионский музыкальный фестиваль», 1953). Уже с первых ролей за Аяко Вакао
закрепится «клеймо» образов сексуально порочных героинь. Так, в «Гейше»
Мидзогути, юная Эйко оставшаяся сиротой после смерти матери-гейши, придёт к
работающей гейшей Миёхару, подруги её родительницы, и напросится на то, чтобы та
взяла её к себе в ученицы. Когда Мидзогути позовёт актрису поработать с ним в
следующий раз, он ей доверит уже роль проститутки из публичного дома по имени
Ясуми (фильм «Район красных фонарей», 1956). В фильме «Плывущие водоросли» (1959)
другого классика японского кинематографа Ясудзиро Одзу, актриса сыграет роль
коварной соблазнительницы, театральной актрисы Каё, разбившей сердце молодому
парню Киёси, выполняя просьбу своей старшей товарки. Много шумихи в прессе было по
поводу скандальной работы режиссёра Кона Итикавы «
Комната
насилия» (1956), в которой её героиня студентка Акико Аоти подвергнется
изнасилованию со стороны сокурсника, а затем влюбится в насильника. Когда же
парень не ответит ей взаимностью и лишь посмеётся над её чувствами, Акико в финале
киноленты его убивает.
Участие Аяко Вакао в таких кинолентах, как «Сердце луны» (1954), «Слёзы» (1956),
слезливых мелодрамах, поставленных на поток массовой кинопродукции (а актриса
продолжала сниматься очень много, в 1956 году, например в 15 фильмах), сделали к концу
1950-х её идолом и одной из главных звёзд студии «Дайэй». Её фотографии были в тот
период на обложках многочисленных глянцевых журналов, Вакао три года подряд
занимала первое место в народном голосовании среди читателей журнала
スタア (Sutaа).
1960-е годы для Аяко Вакао были наиболее успешными в творческом плане. Пришло время
признания в профессиональных кругах. Уже в начале десятилетия Вакао получит
четыре престижных национальных кинонаграды - она будет признана лучшей актрисой
1961 года на церемонии вручения кинопремий «Голубая лента», «Кинэма Дзюмпо», NHK Film
Awards и Премии Японской Киноакадемии. Не менее успешно встретит середину
десятилетия, получив все те же кинопремии, уже как лучшая актриса 1965 года. В конце
шестидесятых Аяко Вакао ещё раз получит премию журнала «Кинэма Дзюмпо» как
лучшая актриса 1968 года, поставив при этом своеобразный рекорд в истории
кинопремии, первой из киноактрис Японии получившей эту награду в третий раз (это
уже после неё трижды будут премированы актрисы Тиэко Байсё и Сима Ивасита).
Начало 1960-х подарит ей роли в фильмах довольно оригинального режиссёра, до
прихода в «Дайэй», работавшего постановщиком популярных комедий в «Сётику» и
«Никкацу» - Юдзо Кавасимы. Это за роль в его кинокартине «Женщины рождаются
дважды» актриса будет названа лучшей актрисой 1961 года. Затем они продолжат
успешное сотрудничество, вместе поработав над фильмами «Храм Диких Гусей» и «
Изящное чудовище» (обе ленты 1962 года). Но, к сожалению на этом их
совместное творчество закончится, режиссёр Юдзо Кавасима скончается в 1963 году в
возрасте сорока пяти лет от довольно редкого заболевания - лёгочного сердца.
Но наиболее яркой и плодотворной окажется её совместная работа с одним из
режиссёров новой волны 1960-х, талантливейшим Ясудзо Масумурой, с которым они
совместно поработают в течение двенадцати лет над двадцатью кинолентами. За
некоторые из этих работ Аяко Вакао также удостоится вышеперечисленных премий
«Голубая лента» и «Кинэма Дзюмпо»: «Жена признаётся» (1961), «Жена Сэйсаку» (1965),
«Закрытый двор» и «Один день в конце лета» (два последних - 1968). Другие же просто
станут культовыми фильмами у киноманов и признанными шедеврами в среде
международной кинокритики (особенно это касается фильмов: «Свастика», 1964; «
Татуировка», 1966 и «
Красный
ангел», 1966). Особо почитаемы и любимы будут работы Масумуры - Вакао среди
европейских кинокритиков, особенно французских, где на протяжении последних
двух-трёх десятилетий активно поддерживаются и финансируются работы
нефранцузских, иностранных для Франции кинематографистов, в особенности
азиатских. Вот мнение одного из французских кинокритиков, опубликованное в
популярном киноиздании Франции «Синеаст» об игре актрисы в фильме Масумуры «
Красный ангел» (1966):
... для кинозрителей она навсегда останется Сакурой Ниси, медсестрой, колеблющейся
между Эросом и Танатосом в «Красном ангеле» Ясудзо Масумуры (Япония, 1966). (...) Её
можно рассматривать как одну из самых талантливых и красивых японских актрис
второй половины XX века, а за её работу в «Красном ангеле», как просто одну из
величайших актрис за всю историю кино.
- Франсис Мури, кинокритик (Франция)
Будучи излюбленной музой Ясудзо Масумура, актриса Аяко Вакао продолжала в эти
годы много сниматься и у других известных мастеров экрана: Хэйноскэ Госё
«Блуждающие огоньки» (1958); Кон Итикава - «
Бонти» (1960), «Месть актёра» (1963);
Кодзабуро Ёсимура - «Брачный возраст» (1961), «Семейные обстоятельства», «Не забудь
той ночи» - в советском кинопрокате «
Камни
Хиросимы» (оба - 1962), «Бамбуковая кукла из Ниигаты» (1963); Сиро Тоёда - «Тень волны»
(1965); Сацуо Ямамото - «
Точка
замерзания» (1966), «Разбойники» (1969); Тадаси Имаи - «Когда пропали сладости» (1967),
«Время подводить итоги» (1968) и других.
Став лицом компании, и снявшись более чем в 160 кинолентах студии «Дайэй», Аяко
Вакао будет вынуждена покинуть кинокомпанию в 1971 году после её банкротства. На
этом также закончится и её творческий тандем с режиссёром Ясудзо Масумура. С
этого момента начинается и спад в её кинокарьере. Далее актриса более будет
востребована на телевидении, лишь изредка появляясь на киноэкране. Примет
участие в очередной серии популярного в Японии киносериала о Тора-сане «Мужчине
живётся трудно. Фильм 6: История бескорыстного чувства» (1971, реж. Ёдзи Ямада). В 1975
году Аяко Вакао примет участие в документальном фильме Канэто Синдо о классике
кинорежиссуры Кэндзи Мидзогути («Жизнь кинорежиссёра: Кэндзи Мидзогути»). Одной
из наиболее интересных ролей 1980-х станет роль Таёсимэ в фильме-сказке «Принцесса
с Луны» (1987, реж. Кон Итикава), где её партнёром будет прославленный японский актёр
Тосиро Мифунэ. Сыграет небольшую роль в популярной мелодраме 2000-х «
Весенний снег» (2005, реж. Исао Юкисада).
Признание
В 2006 году на церемонии награждения кинопремии «Майнити» Аяко Вакао будет
удостоена специальной премии имени Кинуё Танака за достижения в карьере.
В 2009 году в Японии решили определить десятку самых красивых японских киноактрис.
По результатам голосования, проведённым ведущим японским журналом «Бунгэй
сюндзю», в голосовании приняли участие как читатели, так и авторы журнала (всего в
голосовании приняли участие 1043 человека), в десятку лучших попали: Сэцуко Хара ,
Саюри Ёсинага , Хидэко Такаминэ , Кинуё Танака , Сима Ивасита , Матико Кё , Исудзу
Ямада , Аяко Вакао, Кэйко Киси и Сумико Фудзи .
Личная жизнь
С 1963 по 1968 год состояла первым браком с художником Хироюки Т. Нисада (西 館
宏 幸). Во второй раз вышла замуж (после семилетнего гражданского брака с ним)
в 1980 году за архитектора Кисё Курокава (黒 川 紀 章), с которым прожила
совместным браком вплоть до его кончины в 2007 году.