Хэтти МакДэниэл родилась 10 июня 1895 года в Уичито, Канзас, в семье бывшего раба и
солдата Гражданской войны Генри МакДэниэла и Сьюзан Холберт, исполнительницы
религиозных песен. Она была самой младшей в семье из тринадцати детей. В 1900 году
семейство переехало в Колорадо, где сначала поселилось в городке Форт-Коллинз, а
затем в Денвере, где и прошло детство МакДэниэл.
Карьера
Интерес к выступлениям у нее появился во время обучения в старшей школе
восточного Денвера. Первым ее дебютом стали выступления в шоу ее отца, вместе с
двумя братьями. В 1916 году умер один из ее братьев, Отис, и шоу постепенно
прекратило свое существование. После этого она некоторое время гастролировала с
ансамблем чернокожих певцов, а в начале 1920-х годах начала выступать со своими
песнями на радио Денвера. В 1927-1929 годы она даже записала несколько своих песен,
сначала в компании «Okeh Records», а позже и на «Paramount Records» в Чикаго.
После краха фондовой биржи в 1929 году МакДэниэл потеряла работу и единственным ее
заработком стали подработки в клубе «Мадрид» в Милуоки в качестве официантки и
уборщицы в туалете. Со временем, несмотря на сомнения владельца, она стала
исполнять различные номера на сцене клуба.
В 1931 году Хэтти МакДэниэл переехала в Лос-Анджелес, где жили две ее сестры, Этта и
Орлена, и брат Сэм. Оказавшись в одном из центров американского кинематографа,
МакДэниэл решила попробовать себя в качестве киноактрисы, но несмотря на все
усилия это оказалась не так просто, и первое время жизни в Лос-Анджелесе она
работала поваром. Ее брат вскоре устроился ведущим на радио и спустя некоторое
время помог сестре пробиться в радиоэфир. Хэтти МакДэниэл стала ведущей
собственного шоу, которое приобрело большую популярность. Но зарплата была
настолько низкой, что ей пришлось покинуть радио и устроится горничной. Но
МакДэниэл продолжала мечтать о кино и в 1932 году ей все же удалось заполучить
эпизодическую роль в фильме «
Золотой
Запад», с которой и началась ее кинокарьера. В начале 1930-х годов она снялась во
многих фильмах, играя в основном певиц или исполнительниц в хоре, причем в
большинстве из них ее имя не значилось в титрах. В 1934 году Хэтти МакДэниэл
вступила в Гильдию киноактеров США и с этого времени началась более активная ее
карьера с более значимыми ролями в кино.
«Унесенные ветром»
Фильм 1934 года «
Судья Прист» стал
первым, в титрах которого значилось имя Хэтти МакДэниэл. В дальнейшем она сыграла
довольно крупные роли в таких фильмах, как «
Плавучий
театр» (1936), «
Саратога» (1937), «
Чистосердечное признание» (1937) и некоторых других. Хэтти
стала довольно востребована в Голливуде и обзавелась дружескими отношениями с
такими звездами, как Джоан Кроуфорд, Бетт Дэвис, Генри Фонда, Рональд Рейган,
Оливия де Хэвилленд и Кларк Гейбл. Именно Гейбл помог МакДэниэл получить роль
Мамушки в фильме «Унесенных ветром», хотя за эту роль боролись почти столько же
актрис, как и за роль Скарлетт. Даже Элеонора Рузвельт обращалась к продюсеру
фильма Дэвиду Селзнику с просьбой взять на роль Мамушки ее собственную горничную
Элизабет Макдаффи.
Премьера «Унесенных ветром» была намечена на 15 декабря 1939 года в Атланте в
присутствии всех актеров, снявшихся в ленте. Но в день премьеры все чернокожие
актеры фильма были вычеркнуты из списка приглашенных, включая и Хэтти. Продюсер
картины Дэвид Селезник все же пытался добиться присутствия Хэтти МакДэниэл на
показе, но руководство «MGM» не рекомендовало этого из-за тогдашних законов штата
Джорджия, согласно которым Хэтти пришлось бы жить в отеле для черных и сидеть на
показе отдельно от своих коллег. Кларк Гейбл тоже пытался добиться присутствия
МакДэниэл и грозился бойкотировать премьеру, но актриса сама уговорила его
поехать. Несмотря на трудности, возникшие в Атланте, МакДэниэл присутствовала на
дебютном показе фильма в Голливуде 28 декабря 1939 года.
Великолепно сыгранная роль Мамушки принесла актрисе большую
популярность, и в 1940 году она стала обладательницей премии «Оскар» за «лучшую
женскую роль второго плана». МакДэниэл стала первой чернокожей актрисой, которая
была номинирована на «Оскар» и удостоена его. В последующие годы актриса
многократно играла в кино роли горничных и прислуг. Среди фильмов с ее участием
наиболее знаменитыми стали «В этом наша жизнь» (1942), «Благодари судьбу» (1943) и «
С
тех пор как вы ушли» (1944).
Последующие
годы[/b]
Хэтти МакДэниэл стала
прототипом для создания образа чернокожей хозяйки Тома - Мамочка Два Тапочка
(Mammy Two Shoes) в мульсериале «Том и Джерри». Этот персонаж впервые появился в 1940 году в
эпизоде «Разбитые надежды».
Во время Второй мировой войны Хэтти МакДэниэл была председателем «Негритянского
дивизиона голливудского комитета победы» и была организатором концертов для
солдат на военных базах.
На большом экране в последний раз она появилась в 1949 году в фильме «
Семейный медовый месяц», но после этого в течение последующих лет она
продолжала активную работу на радио и телевидении. Ее комедийный радиосериал
«Бьюла» пользовался большой популярностью у аудитории и она снялась в его
телеверсии на канале ABC. Карьера Хэтти МакДэниэл завершилась после того, как у нее
был диагностирован рак груди.
Личная жизнь
В самом начале своей карьеры, в 1911 году, МакДэниэл вышла замуж за Ховарда Хикмана,
который умер вскоре после их свадьбы. В 1922 году она вышла за Найма Ланкфарда. В том
же году не стало и ее отца, Генри МакДэниэла. В 1938 году они развелись.
В 1941 году Хэтти МакДэниэл стала супругой продавца недвижимости Джеймса Ллойда
Кроуфорда, а спустя год приобрела большой двухэтажный особняк в Пасадине,
Калифорния. После ее успеха в «Унесенных ветром» актриса стала частым гостем на
многих голливудских вечеринках, чему также порой способствовал Кларк Гейбл. В 1945
году МакДэниэл сообщила в прессе о своей беременности. Она начала покупать вещи
для младенца и оборудовать детскую комнату. Ее планы были разрушены после
сообщения доктора о ложной беременности. У МакДэниэл началась депрессия, и в том
же году она развелась с мужем. Она заявила, что причиной для развода послужила
ревность мужа к ее карьере и частые угрозы убить ее.
Ее последним мужем стал декоратор Ларри Уильямс, за которого она вышла летом 1949
года. Но вновь супружеская жизнь не состоялась, и через год они расстались. На
разводе МакДэниэл расплакалась и сказала, что муж пытался рассорить ее с
коллегами по радиопрограмме и всячески мешал ей работать.
В 1952 году у Хэтти МакДэниэл диагностировали рак молочной железы. Ее не стало 26
октября 1952 года в больнице при Доме киноактеров в Вудленд-Хиллз, пригороде
Лос-Анджелеса, в возрасте 57 лет. В своем завещании она написала, что хотела бы быть
похороненной в белом гробу под белым покрывалом, с красными розами на подушке, на
кладбище на бульваре Санта-Моника, где покоятся такие звезды кино, как Рудольфо
Валентино, Дуглас Фэрбенкс и многие другие. Но поскольку МакДэниэл была
чернокожей, владелец кладбища Джулс Рот не согласился на это, и актриса была
погребена на кладбище Роуздэйл, где и покоится до сих пор.