Сергачёв Виктор Николаевич (1934 - 2013) - советский и российский актёр театра и кино,
театральный режиссёр. Народный артист РСФСР (1989), один из основателей театра
"Современник".
Родился 24 ноября 1934 года на станции Борзя Читинской области.
В 1956 году окончил Школу-студию при МХАТ (руководитель курса П. В. Массальский).
В 1956 - 1957 годах работал в Центральном театре Советской Армии.
В 1957 - 1971 годах - актер и режиссер театра «Современник», был одним из его
создателей.
С 1971 года - в труппе МХАТ имени М.Горького (с 1989 г. - МХТ имени А.П.Чехова).
Виктором Сергачёвым сыграно множество ролей в театре и кино, поставлено
несколько спектаклей. В кино Виктор Сергачёв начал сниматься в 1962 году, сыграв
первую роль - участкового - в фильме "Конец света". Среди фильмов с участием актера -
экранизация "Дворянского гнезда", фантастическая комедия "Эта веселая планета",
приключенческая дилогия "Пропавшая экспедиция" и "Золотая речка", драма "Премия",
политические драмы "Серые волки" и "Троцкий", историческая лента "Ермак".
Детство
Сергачёв Виктор Николаевич родился 24 ноября 1934 года на станции Борзя Читинской
области в простой рабочей семье. Учился в обычной школе, учился хорошо, был
обыкновенным мальчишкой: летом гонял в футбол, зимой бегал на коньках. Много читал
и... мечтал о сцене...
Окончив школу, Виктор Сергачёв поехал в Москву и с первого раза успешно сдал
вступительные экзамены и был зачислен Школу-студию при MXAT.
Театр
В 1956 году, по окончании Школы-студии МХАТ, Виктор Сергачёв был принят в
Центральный театр Советской армии, где прослужил лишь один сезон, так как его
перетянул к себе Олег Ефремов .
Почти весь творческий путь Виктора Сергачева в театре связан с именем Олега
Ефремова, а значит, с Современником и Художественным театром. Их было шестеро: тех,
кто придумал и создал театр «Современник». И среди них - Виктор Сергачёв. Эта
знаменитая шестерка набирала труппу, определяла репертуар, споря до хрипоты ночи
напролет, принимала творческие решения. Все вместе они снялись в фильме «
Строится мост», вместе отказались от почетных званий, вместе и
растерялись после ухода Олега Ефремова.
Виктор Сергачёв первым отправился вслед за Ефремовым во МХАТ, и по сей день
остался верен идеалам «Современника». Остальные занялись собой. «Люди
повзрослели или даже постарели, - вздыхает Виктор Сергачёв. - У них поменялась
жизненная программа. А когда актер озабочен жизнеустройством, творчество
кончается. Это две вещи несовместные».
В «Современнике» Виктор Сергачёв играл гениально. Ролями Олег Ефремов актера
баловал. Виктор Сергачёв переиграл весь чеховский репертуар театра: Медведенко в
«Чайке», Телегина в «Дяде Ване», Фирса в «Вишневом саде». Часто зрители в зале
наблюдали за безмолвным Виктором Сергачёвым с большим интересом, чем за игрой
главных героев. Эпизоды с Сергачёвым остались в память на годы, а большие роли
становились театральным событием и входили в историю. Таким был, например,
Министр нежных чувств в незабываемом «Голом короле».
Как режиссер Виктор Сергачёв проявил себя еще в «Современнике», во МХАТе вместе с
Ефремовым и Герасимовым создал знаменитый спектакль «Старый Новый год». Много
лет Виктор Сергачев трудился над постановкой «Преступления и наказания»,
поставил в 1996 году в собственной инсценировке, исполнив роли Автора и Порфирия
Петровича.
Сегодня Виктор Сергачёв играет небольшие роли, занят всего в четырех спектаклях
МХАТа, в том числе таких заметных, как «Белая гвардия» и «Кабала святош». Иногда,
правда, снимается.
Кино
С тем, старым кино у Виктора Сергачёва отношения сложились: его первая большая
роль в кино - Пселдонимов в картине «
Скверный анекдот». Все персонажи фильмы были необычными, но
Пселдонимов выглядел совершенно нереальным. Тощий, горбоносый, угловатый, он
производил странное впечатление.
Многие свои роли Виктор Сергачёв доводил до абсурда, поэтому ему особенно
удавались сказочные персонажи: Стихотворец в фильме «
Иван да Марья» и
Пугало в «Подарке Черного колдуна», или тот же инопланетянин Икс в новогодней
музыкальной теленовелле «
Эта веселая планета».
Виктор Сергачёв убедительно играл в самых разных жанрах - комедиях, драмах,
политических фарсах, детективах. А разве можно забыть его мерзавца Ефима Субботу
из дилогии «
Пропавшая экспедиция» и «
Золотая
речка».
С 1962 года Виктор Сергачёв снимается в кино много и успешно. Стоит вспомнить всего
немного фильмов с его участием: «
Время,
вперед!», «
Три толстяка», «
Три тополя на Плющихе», «
Дворянское гнездо», «Карусель», «
Мертвые души», «
Человек-невидимка», «
Разорванный круг», мюзикл «Бременские музыканты», видно сразу: перед
нами гениальный актер.
Со временем Виктор Сергачёв стал осторожен в выборе предлагаемых ролей, считая,
что «новорусское» кино менее «доброжелательное». Съемки напоминают почему-то
производственный процесс, не та атмосфера на площадке. И все же, если Виктор
Сергачёв считает, что материал достаточно подходящий, его можно увидеть на экране
даже в сериалах: «Мне вдруг стало интересно сниматься в кино, в сериалах, играть
эпизоды, - признался Виктор Сергачёв. - Я вспомнил фразу Станиславского: "Нет
маленьких ролей, есть маленькие исполнители. Мне стали интересны герои, о которых
толком ничего не сказано. Ты фантазируешь их биографию, и сам создаешь их мир,
независимо ни от чего и ни от кого».
Троцкий
Одной из наиболее ярких последних работ Виктора Сергачёва стала роль Троцкого в
фильме «
Троцкий». Этот фильм - история судьбы одной из самых заметных фигур в
новейшей российской истории.
У фильма «
Троцкий» странная судьба. Он не был представлен на значительных
фестивалях, кроме сочинского «Кинотавра». Фильм окружён каким-то странным
молчанием, может быть, судьба фильма напрямую связана с самой личностью Троцкого?
Но ни после премьеры, ни после презентации в Доме Ханжонкова, ни после показа по
телевидению не последовало никаких отзывов и рецензий.
Виктор Сергачёв по-своему объясняет реакцию на фильм: «Я читал книгу Троцкого
«Сталин», его монографии, смотрел много хроники, изучал биографию. И все чуть-чуть
прояснилось насчет реакции на фильм. Дело в том, что одни зрители хотят видеть в
Троцком монстра от революции, другие - революционного великого деятеля. Когда я
снимался, то никоим образом не хотел играть отношение к этой роли - ни своё, ни
чужое. Для меня судьба Троцкого была связана с той трагедией, с тем непримиримым
историческим противоречием между великой теорией и кровавой стратегией её
воплощения. Как у Пушкина - «Гений и злодейство несовместимы...» Для меня главной
была человеческая, личная судьба Троцкого, его страдания за судьбу своих детей,
которых он, в конце концов, погубил. После выхода фильма, ко мне подходили
незнакомые люди и благодарили: «Спасибо Вам за Льва Давыдовича!»
Семья
Первая жена Сергачёва была актрисой "Современника", но она давно в театре не
работает. Выросла дочь Ольга - странный человек. Когда была медсестрой, ей
предлагали поехать работать в Италию. Не поехала. Говорит: "Русских людей лечить
надо. Зачем я туда поеду?" Состояла в благотворительном Марфо-Марьинском обществе,
ей предложили поехать в Германию. Опять не поехала. Отец был поражен: идеализм -
идеализмом, но жизнь-то надо устраивать! Сейчас она закончила мединститут,
врач-кардиолог.
Его вторая жена - филолог. Она болгарка, зовут ее Ваня. Закончила в Болгарии
университет. Дочь Вера окончила Школу-студию МХАТ и теперь работает у Марка
Захарова в Театре «Ленком». У Веры пока две большие роли - Маша в «Трех сестрах» и
Джейн Сеймур в «Королевских играх».
Истинный интеллигент, Виктор Сергачёв весьма озабочен изменениями этой
«прослойки» общества. По словам актера, «...российская интеллигенция вышла из
гоголевской «Шинели». Большая ее часть проделала это буквально: вышла из этой
пресловутой шинели, сбросила ее на тротуар, села в автомобиль и уехала от нее куда
подальше». А вот артисту Виктору Сергачеву избавиться от этой «шинели» наверное,
не удастся.
Народный артист России Виктор Сергачёв жил скромно, на кинофестивали не ездил,
тусоваться не приучен, да и интервью не раздавал.
Умер 26 февраля 2013 года от разрыва аорты в НИИ им. Н. В. Склифосовского в Москве. 1
марта, после гражданской панихиды в МХТ, похоронен на Ваганьковском кладбище.