Джеймс Крэйг (англ. James Craig) - американский киноактёр. Высокий и мускулистый, с чётко
прописанными чертами лица и привлекательным стилем игры, Джеймс Крэйг имел, как
казалось, все возможности достичь кинематографической славы и успеха. В начале
1940-х годов Крэйг стал использоваться как замена Гейбла во время службы последнего
во время Второй мировой войны и «его даже стали преподносить как угрозу Гейблу в
качестве ведущего исполнителя главных ролей в Голливуде». Однако Крэйг так
никогда не достиг высот славы, которых мог бы достичь, хотя и добился
профессионального триумфа во многих фильмах.
Ранние годы жизни
Джеймс Генри Мидор (James Henry Meador) родился 4 февраля 1912 года в Нэшвилле, штат Теннеси,
вторым из троих детей Берты и Олена Уолтера Мидоров. Будучи строительным
подрядчиком, его отец часто переезжал с семьёй с места на место, и в детстве
молодой Джеймс жил в различное время в Канзасе, Флориде, Нью-Йорке и Вирджинии. В
1929 году после завершения учёбы в колледже в Кларксвилле, Теннесси, Джеймс
перебрался в Хьюстон, где поступил в Университет Райса, планируя стать врачом.
Однако после окончания Университета Джеймс пошёл работать сначала нефтяником в
Хантсвилле, Техас, а позднее перешёл на завод «Дженерал моторс» в Хьюстоне. В этот
период Джеймс совершил поездку в Голливуд, во время которой им впервые овладела
идея стать актёром. В Калифорнии Джеймс нашёл агента по работе с актёрами, который
посоветовал ему набраться опыта в небольших театральных труппах и пройти курс
дикции, чтобы смягчить свой сильный техасский акцент. Вернувшись в Техас, в 1934
году Джеймс стал работать над речью и обучаться драматическому мастерству у
актёра Сирила Делаванти. Он также поступил в местную театральную труппу и вскоре
под именем Джеймс Мид стал играть небольшие роли в таких спектаклях, как
«Окаменелый лес» и «Последняя миля». Позднее, исполняя главную роль в постановке
«Жена Крэйга», он решил сменить фамилию на Крэйг.
Кинокарьера в 1937-1949 годах
В 1937 году уже как Джеймс Крэйг он вновь приехал в Голливуд, где ему сразу же
удалось пробиться на пробы на студию «Парамаунт» и даже подписать со студией
контракт. В том же году он появился в своём первом фильме, криминальной мелодраме
«
Софи Лэнг едет на Запад» (1937), сыграв роль официанта в ресторанной сцене
(без упоминания в титрах). За этой ролью последовали вестерн «Тропа грома» (1937) с
участием Гилберта Роланда и Марши Хант (первая его роль с упоминанием в титрах),
крупнобюджетный приключенческий фильм «
Флибустьер»(1938) с
Фредериком Марчем , и вестерны «
Адский
городок» (1937) и «
Pride of
the West» (1938) с Уильямом Бойдом в роли Хопалонга Кэссиди.
Разочарованный отсутствием прогресса в своей кинокарьере, Крэйг неожиданно
вернулся на сцену, сыграв в сентябре 1938 года в бродвейской постановке «Легенды
Миссури». Несмотря на первоклассный актёрский состав, спектакль был закрыт через
48 представлений, но игра Крейга привлекла внимание скаута студии «Коламбиа», и
актёр подписал с ней контракт. Однако, несмотря на ожидания Крэйга, никакого
существенного улучшения в качестве его экранных работ не произошло. Он вновь
вынужден был сниматься в различных проходных фильмах, таких как «
Роман красного леса» (1939), «
Тупик» (1939), «
Пропавшие дочери» (1939), «
Хорошие девушки едут в Париж», «
Человек, которого не смогли
повесить» (1939), а также вестерны «
Overland with Kit Carson» (1939) и «
Чума с
Запада» (1939).
После окончания контракта с «Коламбиа» Крэйг перешёл на студию «Юнивёрсал», где
сыграл небольшую роль федерального агента, выдающего себя за пьяного студента, в
шпионском детективе «
Вражеский
агент» (1940), репортёра в фантастическом хорроре «Чёрная пятница» (1940) с участием
Бориса Карлоффа и Белы Лугоши , жертву убийства в вестерне «
Закон
и порядок» (1940) и прапорщика в комедийной мелодраме «
Семь
грешников» (1940), первом из трёх фильмов, где сыграли вместе Марлен Дитрих и Джон
Уэйн .
Когда уже стало казаться, что Крэйг проведёт остаток своей кинокарьеры в
фактической безвестности, у него наступил прорыв. Находясь в аренде на студии
«РКО», он сыграл в мелодраме категории А «Китти Фойл» (1940) значимую роль молодого
врача, который ухаживает за главной героиней. Как сам фильм, так и исполнители
главных ролей получили массу благоприятных откликов критики, а Джинджер Роджерс
за роль Китти получила свой единственный Оскар. После этого фильма руководство
«РКО» выкупило у «Юнивёрсал» контракт Крэйга, и он сразу же сыграл главную роль в
комедии «
Unexpected Uncle»
(1941) вместе с Энн Ширли и Чарльзом Кобёрном , однако фильм провалился в
коммерческом плане.
В том же году Крэйг исполнил роль Джабеза Стоуна, фермера из Нью-Гемпшира, который
продаёт свою душу дьяволу в фэнтези-мелодраме «Всё, что можно купить за деньги»
(1941), позднее переименованной в «
Дьявол и Дэниэл Уэбстер». Хотя фильм и не имел успеха в прокате, на
Крэйга «посыпались восхищённые отзывы критики».
На следующий год Крэйг сыграл главные роли в комедийном вестерне «
Долина
солнца» (1942), где его партнёршей была Люсиль Болл , а также в шпионском
экшн-триллере Эдварда Дмитрика «
Семь миль от Алькатраса» (1942).
Когда в 1942 году Кларк Гейбл ушёл служить в армию во время Второй мировой войны (он
вернулся в кино в 1945 году), Крэйг главным образом благодаря внешнему сходству с
Гейблом стал исполнителем главных ролей на «Метро-Голдвин-Майер». Киномагнат
Луис Майер решил, что Крэйг напоминает Гейбла, и подписал с актёром семилетний
контракт, «предвидя потребность в ком-то, кто займёт место Гейбла, пока
коммерческая звезда „Метро-Голдвин-Майер“ служит в армии». Первоначально Крэйг
сыграл в нескольких вестернах категории В - «
The Omaha Trail» (1942) с Дином Джаггером и Чиллом
Уиллсом и «
Northwest Rangers»
(1942). Год спустя Крэйг исполнил главную романтическую роль в семейной мелодраме по
сценарию Уильяма Сарояна «
Человеческая комедия» (1943) c Микки Руни и Маршей Хант в главных ролях.
Фильм завоевал Оскар за лучший сценарий, и получил ещё четыре номинации на Оскар,
и кроме того, понравился публике, принеся большую прибыль, так что «удача,
казалось бы, снова улыбнулась Крейгу». В том же году Крэйг сыграл также значимые
роли своей карьеры в таких фильмах, как мелодрама Роя Роулэнда «
Потерянный ангел» (1943) и романтическая комедия Винсента Минелли «
Райское тело» (1944), где его партнёрами были Уильям Пауэлл и Хеди Ламарр .
Хотя после этих работ Крэйг получил второе место в ежегодном опросе
кинопрокатчиков «Звёзды завтрашнего дня», тем не менее, это не привело к
повышению уровня его фильмов в дальнейшем.
На протяжении последующих шести лет Крэйг сыграл значимую роль халифа в «
Кисмете» (1944),
крупнобюджетной, умеренно-увлекательной феерии на тему «Арабских ночей» с Марлен
Дитрих и Рональдом Колманом в главных ролях, в военной комедии «
Брак - это частное дело» (1944), где он был частью любовного треугольника,
включавшего также Лану Тёрнер и Джона Ходиака , и в довольно необычном
романтическом вестерне «Нежная Энни» (1944) с Донной Рид . Самым хорошо принятым и
лучшим для Крэйга фильмом в этот период стала семейная мелодрама Роя Роулэнда «У
нас растёт нежный виноград» (1945).
Однако после возвращения Гейбла с войны Крэйгу пришлось перейти на главные роли в
фильмах категории В, таких как детективы «
Dangerous Partners» (1945) с Синье Хассо и Одри Тоттер и
«Тёмное заблуждение» (1947). Год спустя Крэйга отдали в аренду на студию
«Игл-Лайонс» для съёмок в малобюджетных вестернах «
The Man from Texas» (1948) и «
Northwest Stampede» (1948). Это было верным признаком
того, что его карьера на «Метро-Голдвин-Майер» подходит к концу.
Карьера в 1950-60-х годах
Тем не менее в начале 1950-х годов Крэйг сыграл значимые роли в трёх фильмах нуар
студии «Метро-Голдвин-Майер». В фильме Энтони Манна «
Переулок» (1950), в нуарах
Джозефа Х. Льюиса «
Девушка без паспорта» (1950) с Хеди Ламарр и Джоном Ходиаком и «
Стрип» (1951) с
участием Микки Руни. Этот фильм, название которого происходит от знаменитого
отрезка Бульвара Сансет в Лос-Анджелесе, известного как Сансет-стрип, запомнился
также участием ряда ведущих джазовых музыкантов своего времени, таких как Луис
Армстронг. Это был последний фильм Крейга в рамках контракта с
«Метро-Голдвин-Майер».
После завершения сотрудничества с «Метро-Голдвин-Майер» Крэйг обнаружил, что его
кинокарьера пошла на спад, и на протяжении 1950-х годов фильмы Крэйга стали терять в
значимости. Было, однако, несколько исключений, среди них фильм «РКО» «Барабаны
глубокого Юга» (1951), богатая и убедительная драма о Гражданской войне, в которой
Крэйг сыграл главу отряда взбунтовавшихся солдат. Крэйг также сыграл разбойника
южных морей в приключенческой мелодраме «Ураган Смит» (1952), бандита, переходящего
на сторону закона, в вестерне «
Fort Vengeance» (1953) и шерифа в вестерне «
Last of the Desperados» (1955).
В 1956 году Крэйг последний раз появился в фильме нуар, сыграв в великолепном фильме
Фритца Ланга «
Пока город
спит» (1956) с участием Дэны Эндрюса , Джорджа Сандерса и Винсента Прайса .
Наиболее значимым вестерном этого периода была картина студии «Уорнер бразерс»
«
Разборка в Медисин-Бэнд» (1957) с участием Закари Скотта и Энджи
Дикинсон , где Крэйг сыграл роль главаря преступной банды, коррумпировавшей
местную власть и занимающейся грабежами. Он также сыграл главные роли в
низкобюджетных вестернах «
Резня» (1956), «
Месть
индейцев» (1957), «
Man or Gun»
(1958) с Макдональдом Кэри и Одри Тоттер и «
Четыре быстрых стрелка» (1960).
К середине 1960-х годов Крэйг оставался одним из немногих ветеранов, продолжавших
сниматься в недорогих вестернах Technicolor, которые продюсировали А. С. Лайлз и Алекс
Гордон, среди них - «
Оружие врага» (1967),
«
Fort Utah» (1967) и «
Arizona Bushwhackers» (1968). Свою
последнюю значимую роль генерал-майора немецкой армии Крэйг сыграл в военной
драме Эндрю МакЛаглена «
Бригада
дьявола» (1968) с участием Уильяма Холдена , Клиффа Робертсона и Винса Эдвардса .
В конце карьеры творчество Крэйга на большом экране свелось к серии
непритязательных фильмов, «сами названия которых указывают на их дешёвое
качество», среди них криминальные драмы «
Если не виновен - отпусти!» (1968) и «
Мучители» (1971), а также
фантастические триллеры «
Body of the Prey» (1970), «
Бигфут» (1970) и «
Машина Судного дня» (1972).
Работа на телевидении и дальнейшая карьера
С середины 1950-х годов Крэйг стал часто появляться в различных телевизионных
сериалах, среди них «
Телевизионный театр Форда» (1954), «
Сломанная стрела» (1957), «Есть оружие - будет путешествие» (1958) и «
Виргинец» (1968).
Однако после нескольких ролей на телевидении, в начале 1970-х годов Крэйг ушёл из
шоу-бизнеса, став успешным агентом по недвижимости.
Личная жизнь
Крэйг был четырежды женат, у него было трое детей и четверо внуков. Несмотря на то,
что он сыграл более чем в 60 фильмах, частная жизнь Крейга значительно чаще
попадала в газетные заголовки. Часто обвиняемый в тяжёлом пьянстве и в
насильственных действиях по отношению к своим жёнам, Крэйг слишком часто
оказывался замешанным в бытовых инцидентах, которым уделялось больше внимание в
публикациях 1940-50-х годов, чем его актёрским работам.
В 1939 году Крэйг женился на начинающей актрисе Мэри Джин Рэй, работавшей у
продюсера Дэвида О. Селзника. Мэри сразу же оставила кинокарьеру, и два года
спустя родила Крэйгу сына Джеймса. В 1944 году она родила второго сына Роберта (умер
от почечной недостаточности в 1948 году), а в 1946 году - дочь Диану. В 1950 году газеты
сообщили, что Мэри была обнаружена блуждающей в разорванной рубашке недалеко от
семейного ранчо в Северном Голливуде, её лицо и тело были покрыты синяками.
Полиция предположила, что она «вероятно, была избита и выбежала на улицу». Однако
после разговора с адвокатом Мэри заявила полиции и прессе, что не будет выдвигать
обвинений против мужа. Крэйг со своей стороны заявил, что никогда не бил жену,
просто во время разговора между супругами возникло недопонимание, и Мэри
выбежала на улицу. Обвинений против Креэйга выдвинуто не было. В 1954 году Мэри
всё-таки подала на развод, однако пара достигла примирения, и в 1956 году у них
родился ещё один сын Майкл. Но в 1958 году Мэри снова подала на развод, при этом
потребовав запретить Крэйгу приближаться и общаться с ней в агрессивной манере, а
также потребовав свою долю семейной собственности, включавшей процветающую
куриную ферму в Северном Голливуде и винно-водочный магазин. В 1959 году развод был
получен.
В августе 1959 года, всего лишь через месяц после развода с Мэри, Крэйг объявил о
намерении жениться на молодой актрисе Джил Джармин, более всего известной в
артистических кругах своих своей стычкой с актрисой Сьюзен Хэйуорд в спальне
актёра Дона Барри. Крэйг и Джармин поженились в Лас-Вегасе в 1959 году, но развелись
всего лишь два месяца спустя, а в феврале 1962 года Джармин добилась аннулирования
брака на том основании, что Крэйг отказался иметь детей и что «однажды угрожал
убить её и себя».
В 1963 году Крэйг женился снова, на этот раз на бывшей модели Джейн Гейл Хошуэр
(Джейн Валентайн), у которой был сын от предыдущего брака. Однако уже три месяца
спустя Джейн подала на развод, и том же году против Крэйга было выдвинуто
обвинение в избиении жены. Несколько недель спустя во время судебных слушаний
Джейн заявила, что Крэйг разбил дверь и угрожал сжечь весь дом. И всё же, выйдя из
судебного зала, Джейн сказала репортёрам: «Я в действительности не хочу развода. Я
всё ещё люблю его. Он чудесный человек, когда не пьёт. Ему нужна помощь, и он знает
об этом». В марте 1964 года Крэйг утверждал в суде, что не возражает против развода,
однако не согласен с обвинениями в пьянстве и чрезмерной жестокости по отношению
к жене. В итоге развод был получен. К сожалению, дальнейшая судьба Джейн Крэйг
сложилась трагически. В мае 1967 года в мотеле в Ошенсайде она застрелила из
пистолета своего 11-летнего сына, а затем застрелилась сама. В предсмертной
записке родителям Джейн написала, что была подавлена проблемами с браком, и «не
хотела, чтобы её сын рос и страдал за её ошибки». Крэйг в записке не был упомянут по
имени ни разу, и никогда публично не комментировал этот трагический случай.
В период с 1968 по 1983 год актер был женат на Сами Арима. Однако и этот брак завершился
разводом.
Последние годы жизни
В середине 1980-х годов Крэйгу был диагностирован рак лёгких. В 1985 году он был
помещён в медицинский центр в Санта-Ане, где и умер 28 июня 1985 года на 74 году жизни.