Дон Беддоу (англ. Don Beddoe), полное имя Дональд Теофилус Беддоу (англ. Donald Theophilus Beddoe) -
американский характерный актёр театра, кино и телевидения, более всего известный
по ролям в фильмах 1940-50-х годов.
Ранние годы жизни и начало карьеры
Дон Беддоу родился 1 июля 1903 года в Питтсбурге в семье признанного оперного тенора
валлийского происхождения Дэна Беддоу, который в 1919-35 годах был профессором
Консерватории Цинциннати. Дон вырос в Цинциннати, при этом неоднократно бывал в
Лондоне и Нью-Йорке.
После окончания Университета Цинциннати Дон в течение нескольких лет работал
преподавателем, намереваясь сделать карьеру в сфере журналистики. Однако увлёкся
театром и начал играть сначала в любительских труппах, а затем и в
профессиональных коллективах. В Индианаполисе Беддоу вступил в театральную
труппу известного продюсера Стюарта Уокера. Как однажды сказал Беддоу, «я знал с
самого начала, что со своей внешностью я никогда не получу роль и не привлеку
внимание публики, и потому я научился играть».
Кинокарьера
По словам историка кино Джима Бивера, «хотя некоторые источники утверждают, что
Беддоу успел поиграть в маленьких ролях ещё в немых фильмах, настоящим его
дебютом в кино стал 1937 год». Первое реально подтверждённое появление Беддоу на
большом экране состоялось в конце 1930-х годов в детективе «Тринадцатый человек»
(1937. Подписав контракт со студией «Columbia», Беддоу начал играть небольшие роли в
фильмах категории А, а также роли второго плана - в фильмах студии категории В. В
частности, он сыграл гангстера в криминальном триллере «
Мой сын
виновен» (1939), а также появился в драме «
Золотой
мальчик» (1939) с Уильямом Холденом в главной роли.
В этот период Беддоу сыграл также лейтенанта полиции в фантастическом хорроре с
участием Бориса Карлоффа «Человек, которого не cмогли повесить» (1939), репортёра в
вестерне «Юнион Пасифик» (1939), капитана полиции в ещё одном хорроре в Карлоффом
«Прежде чем меня повесят» (1940), светского гуляку в криминальной комедии
«Смертельный круиз Чарли Чена» (1940), шерифа в вестерне «Техас» (1941), лейтенанта
полиции в фильме нуар «
Лицо под
маской» (1941) с Петером Лорре в главной роли, а также шефа полиции в
романтической комедии «
Весь город говорит» (1942).
Во время Второй мировой войны Беддоу служил в ВВС, и в звании лейтенанта в 1943-44
годах выступал в хитовом бродвейском спектакле о военно-воздушных силах
«Крылатая победа». В 1944 году на основе спектакля был снят одноимённый фильм, в
котором Беддоу сыграл небольшую роль.
Вернувшись в Голливуд, Беддоу сыграл в послевоенной мелодраме «
Лучшие годы нашей жизни» (1946). В том же году он исполнил роль
американского агента в военном шпионском триллере «
Управление стратегических служб» (1946) с
Аланом Лэддом в главной роли, репортёра в комедии «
Дочь фермера» (1947)
с Лореттой Янг , а также сыграл в комедии «
Сирано де Бержерак» (1950) по пьесе Эдмона Ростана с Хосе Феррером в
заглавной роли и в драме «Сестра Керри» (1952) по роману Теодора Драйзера с
Дженнифер Джонс в заглавной роли.
До конца 1950-х годов Беддоу сыграл торговца лошадьми в вестерне Говарда Хоукса
«Большое небо» (1952) с Кирком Дугласом в главной роли, продюсера в музыкальной
комедии «Театральный фургон» (1953) с Фредом Астером и руководителя студии в
мюзикле «Звезда родилась» (1954) с Джуди Гарлэнд . В том же году Беддоу появился в
вестерне «Река, не текущая вспять» (1954) с Робертом Митчэмом и Мэрилин Монро , за
которым последовали небольшие роли в нуаровом триллере «
Ночь охотника»
(1955) с Митчемом в роли проповедника-убийцы, в биопике «Джокер» (1957) с Фрэнком
Синатрой , а также в остроумной комедии «
Телефон
пополам» (1959) с Дорис Дэй и Роком Хадсоном .
В 1940-50-е годы Беддоу сыграл также во многих фильмах нуар, среди них «Калькутта»
(1947), «Мне не поверят» (1947), «Без ума от оружия» (1950), «
Саутсайд 1-1000» (1950), «В
ловушке» (1950), «
Насаждающий закон» (1951), «
Неизвестный человек» (1951), «Рэкет» (1951), «
Скандальная хроника» (1952), «Можно входить без стука» (1952), «
Узкая грань» (1952) и «Лазейка» (1954). По мнению Хэннсберри, свои самые
запоминающиеся роли Беддоу сыграл в последних двух фильмах.
В 1960-е годы Беддоу стал реже появляться в кино, работая преимущественно на
телевидении. Среди наиболее заметных его киноработ этого периода - главная
«взрослая» роль в семейной приключенческой истории «Мальчик, который поймал
вора» (1961), главная роль старого доброго священника в комедии «Святые грешники»
(1961) и роль лепрекона в сказке «Джек, победитель великанов» (1962). Он также сыграл в
нескольких взрослых комедиях, в частности, «
Деликатное состояние папы» (1963), «Ради любви или денег» (1963) и
«Очень необычная услуга» (1965).
Беддоу продолжал работать до середины 1980-х годов, последний раз появившись на
экране в роле врача в сельской мелодраме «Никелевая гора» (1984).
Актёрское амплуа и оценка творчества
Хэл Эриксон описал Беддоу как «опрятного, полного характерного актёра», который,
по словам Бивера, «играл в широком спектре ролей второго плана в огромном
количестве фильмов, часто в ролях разговорчивого репортёра или робкого
маленького человека». Киновед далее пишет, что Беддоу «быстро стал одним из самых
узнаваемых лиц в Голливуде, хотя его мало кто знал вне профессиональной среды».
Как отметила Хэннсберри, за свою актёрскую карьеру, которая охватила семь
десятилетий, Беддоу сыграл почти в 200 фильмах, при этом однажды за один год он
сыграл в 27 фильмах. Среди его картин 12 были фильмами нуар, в которых Беддоу играл
«всё - от вора с хорошими манерами до несчастного детектива полиции».
Личная жизнь
Дон Беддоу был женат дважды. Его первой женой с 1943 вплоть до своей смерти в 1974 году
была Джесси Эвелин Себринг. В 1974 году Беддоу женился во второй раз на актрисе
Джойс Мэтьюз, с которой прожил вплоть до своей смерти.
После ухода из кино Беддоу успешно работал в сфере недвижимости.
Смерть
Дон Беддоу умер 19 января 1991 года в Лагуна-Хиллс, Калифорния. Ему было 87 лет.