Перл Уайт (англ. Pearl White) - американская актриса, звезда немого кино. Снималась в
серийных фильмах студии «Пате» «
Опасные похождения Полины», «
Тайны
Нью-Йорка» и «Похождения Элен».
Родилась 4 марта 1889 года в Грин Ридж, штат Миссури. Девочку назвали Перл Фэй Уайт
(англ. pearl - жемчужина, англ. white - белый). Эдвард Дж. Уайт, отец актрисы, однажды
заявил, что годом её рождения был 1897. Он утверждал что Перл прибавляла себе
возраст, чтобы «быть впереди Мэри Пикфорд».
Мать Перл, итальянка Инес, умерла, когда девочке было три года. Отец, ирландец
Эдвард Дж. Уайт, был фермером. Cогласно данным переписи населения за 1880 год, точно
известны имена ещё двух детей Эдварда и Инес - Фред и Грейс, хотя Перл утверждала,
что в семье Уайтов было восемь детей.
Карьеру артистки Перл начала в цирке. Актриса несколько раз упоминала о том, как
сбежала из дому в тринадцать лет, чтобы стать цирковой артисткой. В цирковой
труппе Перл выступая в качестве воздушной гимнастки и наездницы.
В 1907 году, Перл Уайт поступила в труппу «Diemer Theater Company». В этом же году она вышла
замуж за коллегу по сцене Виктора Сазерленда. Венчание проходило в Оклахоме.
Актёры вскоре расстались, но официально развод был оформлен только в 1914 году.
В течении нескольких лет она играет играла небольшие роли на сцене, затем уехала
на Кубу, где под псевдонимом мисс Мази (англ. Miss Mazee) пела в дэнс-холле. В качестве
певицы, она объехала и всю Южную Америку, выступая в основном в казино и ночных
ресторанах.
С 1910 году у неё появились проблемы с голосом, и она решила попробовать себя в кино.
На студии «Калем» Перл получила отказ из-за «своей нефотогеничности». Её взяли на
испытательный срок на студии «Пауэрс». В 1910 году Перл Уайт снялась в своем первом
небольшом фильме - «
Новая
Магдалина» (по мотивам романа Уилки Коллинза). Съёмки продолжались два дня.
Посмотрев картину на экране, она нашла себя смешной и нелепой. Сумбурные жесты,
угловатые движения. Но дирекция предложила ей тридцать долларов в неделю. Это
решило вопрос. Перл начала сниматься в мелодрамах и второсортных комедиях под
именем «Пауэрс герл».
Через некоторое время Перл ушла из «Пауэрс» в более профессиональную и большую
компанию Зигмунда Любина. Перл снималась там с актером/режиссером Артуром
Джонсоном и Флоренс Лоуренс. Но в то время Перл не относилась к кинематографу
слишком серьезно, только как к временному заработку пока не подвернется
что-нибудь получше. В поздних интервью, актриса со смехом рассказывала, что на
заре своей кинокарьеры она была просто ужасной актрисой, но в основном только
потому, что не прикладывала никаких усилий, чтобы стать лучше. Но Любин, будучи
серьезным и требовательным профессионалом, не стал долго терпеть и вскоре уволил
актрису.
Летом 1911 года Перл уехала в Нью-Йорк. В Нью-Йорке Перл приглашают в американский
филиал фирмы «Пате», где снялась в фильмах «
The Lost Necklace», «
Through the Window», «
Ангел трущоб», «
Самоотверженность любви», «
The Fatal Portrait». Позже стали выходить фильмы с её
именем в названии «Перл и бродяга», «Ошибка Перл». Режиссёром большинства этих
лент был французский режиссёр Луи Ганье. В то время журнал «Moving Picture World» писал: «Из
всех современных актрис больше всего поклонников у Перл Уайт и, надо признать, она
это заслужила».
В 1913 году, она уже не только имеет хороший заработок, но и возможность откладывать
деньги. По ее словам, в 1913 году она сэкономила около $ 3000, чтобы отправиться в
Европу и прожить несколько месяцев в очаровавшем ее Париже. Но, актриса уже вошла
во вкус, ее манят возрастающие возможности кинематографа и вскоре она
возвращается в Америку на студию «Пате». Тут, меньше чем через год, начался новый
этап ее карьеры. По существу именно в этот период актриса стала той Перл Уайт,
которую любят и восхищаются до сих пор киноманы всего мира.
Способствовало этому жестокая конкуренция двух газетных магнатов - МакКормика и
Херста. В конце 1913 года город «Чикаго трибюн» анонсировал выпуск романа-фельетона
«Приключение Кетлин», а на экраны вышла серия фильмов по печатавшемуся роману.
Тираж «Чикаго трибюн» быстро вырос. Уильям Херст, подхватив идею МакКормика,
весной 1914 года начал печатать роман «
Опасные похождения Полины», фирма «Пате» сразу же принялась
снимать по этому сюжету серийный фильм. В итоге «Опасные приключения Полины»
превзашли по популярности «Приключениям Кэтлин» и стали национальным
феноменом.
Перл Уайт в одночасье стала одной из самых популярных актрис того времени. Она,
наконец-то, нашла свой жанр, в котором она смогла продемонстрировать все свои
многочисленные таланты «приключенческой» актрисы: поразительное чувство ритма,
четкость движений, точность психологических реакций (в рамках жанра, разумеется) -
качества, которыми Уайт обладала в полной мере. Актриса превосходно бегала,
плавала, водила машину, бесстрашно прыгала с крыши на крышу, с пристани - на
отчаливший пароход, с одного мчащегося автомобиля - на другой... Она не боялась ни
высоты небоскребов, ни пламени пожаров, ни морской пучины - шла на любой
рискованный трюк...
«Если я действительно чем-нибудь горжусь в своей кинокарьере, - говорила актриса, -
так это тем, что за все годы, проведенные мною перед съемочным аппаратом, я ни разу
не пользовалась услугами дублеров... Когда я делаю «трюк», я знаю, что он может
кончиться для меня печально, но мысли такого рода я стараюсь выбросить из головы.
Я верю, что все выполню успешно, и нападаю на каждого, кто так или иначе нарушает
мое душевное состояние уверенности; потому что если я потерплю неудачу, она
станет последней в моей жизни...». Конечно, не обходилось и без многочисленных
травм. Самой серьезной, была травма спины от которой актриса мучилась всю жизнь.
Во время одного из эпизодов, Перл неудачно скатилась с лестницы и получила
сотрясение мозга и смещение дисков позвоночника. Однако, уже через несколько
недель продолжила съёмки в сериале.
После «Опасных приключений Полины» последовал еще более грандиозный успех в
сериале «
Тайны
Нью-Йорка», который имел более продуманный интригующий сюжет. Вслед за «Тайнами
Нью-Йорка» (20 серий) выходят «Новые подвиги Элен» (14 серий) и «Роман Элен» (10 серий),
где ей приходиться противостоять немецким шпионом (Америка как раз вступила в
Первую мировую войну).
Ее фильмы пользовались бешеной популярностью на фронте. Поскольку, компания
«Пате» была также очень мощной дистрибьюторской компанией с хорошими
заграничными связями, фильмы с Перл Уайт были показаны в таких странах, о которых
другие кинокомпании могли только мечтать. У нее было масса поклонников в Англии,
Италии, Японии, России (где ее фанатом был даже сам Николай II), Франции. Жан Кокто
признавался, что в молодости был очарован отважной актрисой.
В рекламных целях и, чтобы собрать средства для американской армии, Перл
выступала перед огромной толпой Нью-Йорка и журналистами, показывая
головокружительные трюки на высоте манхеттенских небоскребов.
Однако Перл считала, что может играть не только роли «динамичных героинь». Она
всегда стремилась расширить границы своего амплуа. Еще в фирме «Пате» помимо
серийных боевиков актриса успешно выступала в «обычных» картинах: «Роман
Анабель», «
Королевская игра», «Хэйзел Керк».
В 1919, будучи богатой и независимой женщиной, Перл выходит замуж за ветерана Первой
мировой войны майора Уоллеса МакКатчена мл., который тоже стал актером,
режиссером и кинооператором. Но и этот брак не продлился долго и актеры развелись
в 1921 году, после чего Уоллес пропал с экранов. Позже выяснилось, что он страдал
физическими и эмоциональными припадками, вызванными тяжелым ранением головы на
фронте. Он лег в больницу и скончался в 1928 году (покончил с собой).
В том же 1919 году крупный кинопродюсер Уильям Фокс предложил актрисе контракт .
Детективный жанр в кино, по крайней мере в своем традиционном виде, был уже на
спаде. Уайт и Фокс договорились: актриса будет сниматься в картинах нормального
метража, рассчитанных на один сеанс в жанре сентиментальных комедий и не слишком
тяжелых драматических историй. Снимается в фильмах «Белая моль», «Тигренок»,
«Язычник», «
Грабёж», «
The
Mountain Woman» и др.
Как актриса, судя по отзывам критики и прессы, Перл Уайт и здесь была на высоте.
Однако ее успех в этих картинах даже отдаленно нельзя сравнить с сенсационной
популярностью ее многосерийных детективов. Она решила - временно по крайней мере -
покинуть экран. Переехала в полюбившейся ей в молодости Париж. Тут Уайт подписала
контракт с антрепренером Леоном Вольтерра и стала главной звездой мюзик-холла
«Казино де Пари». Вспомнив молодость, она делала вокальные и танцевальные номера
и имела бешеный успех у публики. В прессе писали о
«новом взлете» актрисы. В Лондоне она играла на сцене за немыслимые по тем
временам $3000 в неделю. Она стала любимой героиней светских хроник, посещала все
ночные заведения Парижа, покупала дорогих лошадей и машины.
Перл также нашла свое личное счастье в объятиях молодого греческого миллионера
Теодора Коссика, с которым путешествовала по всему миру: Индии, Среднему и
Дальнему Востоку, России. Она трижды ненадолго возвращалась в Америку и ни разу не
заезжала в Калифорнию.
Смерть
Разгульный образ жизни имел не очень хорошие последствия. Привыкнув много пить на
вечеринках, Перл с каждым годом все больше злоупотребляла спиртным. К тому же
старая травма спины начала причинять ей очень сильные боли, которые удавалось
притупить только алкоголем и наркотиками. Вскоре алкоголизм перешел в
хроническую стадию.
В июле 1938 году актриса была госпитализирована в частную парижскую клинику, где
скончалась 4 августа 1938 года от цирроза печени. Перл Уайт похоронена в Париже на
кладбище Пасси.
Большая часть ее денег, недвижимости и драгоценностей перешли Теодору Коссике, ее
отец и племянники были довольно обеспечены и $73500 были перечислены в разные
благотворительные фонды.
В 1960 году за вклад в киноиндустрию актриса получила звезду на Голливудской аллее
славы.