Джон Риджли (англ. John Ridgely), имя при рождении Джон Хантингтон Ри (англ. John Huntington Rea) -
американский актёр, который в период 1930-50-х
годов сыграл более чем в 150 фильмах.
Ранние годы и начало карьеры
Джон Риджли родился 6 сентября 1909 года в Чикаго. После окончания школы в Хинсдейле,
Иллинойс, он учился в военной школе Кемпера в Бунвилле, Миссури, а затем поступил в
Станфордский университет, намереваясь работать в сфере индустрии. В студенческие
годы Риджли активно участвовал в спортивной жизни, занимаясь баскетболом,
хоккеем и лёгкой атлетикой. Одновременно он увлекался театром, играя в
любительских театральных постановках.
В 1931 году, после окончания Станфорда, Риджли поступил на работу в знаменитый Театр
Пасадины, где в течение нескольких лет играл в широком спектре спектаклей,
включая «Потерянный горизонт», «Не для детей», «Петух Робин», «Магистр музыки» и
«Тропы славы». Замеченный во время игры в спектакле «Тропы славы» скаутом по
поиску талантов студии Warner Bros., Риджли получил свою первую кинороль стюарда в
фильме «Стримлайн экспресс» (1935).
Карьера в кино в 1935-1952 годах
Большую часть своей голливудской карьеры Риджли отработал на студии Warner Bros.
Подписав со студией долгосрочный контракт, Риджли сыграл в таких
популярных картинах, как острая социально-политическая драма «Они не забудут»
(1937), жёсткая социальная драма «
Они сделали меня преступником» (1939) с Джоном
Гарфилдом и мелодрама «Мрачная победа» (1939) с Бетт Дейвис в роли обречённой
светской дамы. В этот период он также появился в небольших и эпизодических ролях в
серии классических криминальных мелодрам Warner Bros, среди них «Криминальная школа»
(1938), «Ревущие двадцатые» (1939), «Каждое утро я умираю» (1939), «Невидимые полосы» (1939) и
«Преступление тебе с рук не сойдёт» (1939).
В первой половине 1940-х годов Риджли сыграл небольшую роль шофёра в нуаровой
мелодраме «Письмо» (1940) с Бетт Дейвис в главной роли, был шофёром
грузовика в фильме нуар «Они ехали ночью» (1940) с Хамфри Богартом и Джорджем Рафтом,
а также появился в биографическом вестерне «Они умерли на своих постах» (1941) с
Эрролом Флинном в главной роли. Год спустя последовала приятная комедия «Человек,
который пришёл на ужин» (1942) с Дейвис и Монти Вулли, а также чёрная комедия «
Мышьяк и старые кружева» (1944) с Кэри Грантом.
В 1943 году имя Риджли в первый (и в последний) раз в его карьере было поставлено на
первое место в титрах, когда он сыграл командира самолёта в военной драме Говарда
Хоукса «
Военно-воздушные силы» (1943). Несмотря на присутствие в картине таких
признанных актёров, как Джон Гарфилд, Артур Кеннеди, Гиг Янг и Гарри Кэри, Риджли
справился со своей ролью отлично. В рецензии «Нью-Йорк Таймс» от 4 февраля 1943 года
кинокритик Босли Краузер назвал игру Риджли «освежающе непосредственной.
Режиссёр Хоукс очень мудро подобрал актёрский состав без выдающейся звезды, тем
самым обеспечив шанс показать себя каждому актёру. И Риджли дал на этот вызов
достойный ответ». В том же году Риджли сыграл метеоролога в военной драме «Место
назначения - Токио» (1943), оконфузившегося мужа - в комедии «Денежные девушки» (1944) и
врача - в мелодраме «Синяя вуаль» (1951).
В 1945 году Риджли снова сыграл с Гарфилдом в послевоенной
социально-психологической драме «Гордость морпехов» (1945). Хотя его роль в этой
картине не такая большая, Риджли получает достаточный объём экранного времени в
роли соседа и друга персонажа Гарфилда, морского пехотинца, который вернулся с
войны ослепшим.
В 1945 году Риджли сыграл в своём первом фильме нуар «
Сигнал об опасности» (1945), исполнив роль мужа убитой женщины, который
находит и в финале картины убивает её бывшего любовника и убийцу. Как пишет
Хэннсберри, самую заметную и лучшую роль в своей карьере Риджли сыграл в фильме
нуар «Большой сон» (1946). В этой картине он предстал в образе прилизанного
владельца игорного заведения Эдди Марса, который оказывается матёрым главарём
преступной организации. В финале картины он гибнет в напряжённом противостоянии
с частным детективом Филиппом Марлоу (Хамфри Богарт). Несмотря на более яркие роли
его коллег по фильму, некоторые критики обратили отдельное внимание и на игру
Риджли. В частности, Эдвин Шаллерт из «Лос-Анджелес Таймс» упомянул Риджли,
восхваляя первоклассный актёрский состав фильма, а Вирджиния Райт из Los Angeles Daily News
написала: «Джон Риджли в роли крупной фигуры в игорном бизнесе - это ещё один
пример удачного подбора актёра на роль вопреки амплуа». В течение нескольких
последующих лет Риджли сыграл ещё в нескольких значимых фильмах нуар.
В частности, у него была запоминающаяся роль умирающего от сердечного приступа
пациента в «Норе Прентисс» (1947), он был следователем в мелодраме
«
Одержимая» (1947), помощником окружного прокурора - в «Высокой стене» (1947),
шефом иммиграционной службы - в «Инциденте на границе» (1949) и детективом - в ленте
«
Край гибели»(1950).
После истечения контракта с Warners в 1948 году, Риджли как независимый актёр продолжал
играть небольшие роли широкого профиля, пока окончательно не ушёл из кино в 1953
году. Самыми успешными лентами с участием Риджли стали драма «
Место под солнцем» (1951) на студии Paramount с Монтгомери Клифтом и Элизабет
Тейлор, а также цирковая феерия Сесила Де Милля «Величайшее шоу на земле» (1952).
После ухода из кинематографа Риджли работал в постановках летних театров и на
телевидении. В 1954 году Риджли сыграл свою последнюю роль в недолговечной мыльной
опере «Женщина с прошлым» (1954). Из-за хронических проблем с сердцем, в том же году
Риджли был вынужден оставить профессию.
Актёрское амплуа и анализ творчества
Высокий, темноволосый, достаточно привлекательный актёр, Риджли сыграл более чем
в 170 полнометражных и короткометражных фильмах, а также в нескольких эпизодах
телесериалов. Он был разносторонним актёром, способным сыграть любого человека.
Как отметил историк кино Хэл Эриксон, Риджли был актёром широкого профиля, амплуа
которого можно охарактеризовать как «мистер средний человек».
В 1935 по 1948 годах он был контрактным актёром Warner Bros, снимаясь главным образом в
картинах этой студии. Он играл полицейских, врачей, бандитов, водителей
грузовиков, торговцев, руководителей оркестра, таксистов, гостиничных клерков,
коронеров и репортёров. С самого начала карьеры Риджли был одним из самых
надёжных и вездесущих актёров второго плана на студии, играя и жертв убийств,
гибнущих в самом начале, и «неожиданных» убийц в самом конце картины, а также
лучших друзей, полицейских, подёнщиков и армейских офицеров. Он не был большой
звездой, но, вне зависимости от роли, Риджли всегда вносил в фильм нечто своё.
Личная жизнь
Риджли был женат на Вирджинии Робинсон, и у пары родился сын Джон Риджли Ри.
Смерть
Джон Риджли умер 18 января 1968 года в Нью-Йорке от сердечной недостаточности в
возрасте 58 лет.