Альберт-Олег
Родился в Приволжске Ивановской области. Отец - директор сельхозтехникума.
Мать - агроном.
Мама Олега, Надежда Андреевна, назвала своего старшего сына в честь бельгийского
наследного принца Альберта, который поразил ее воображение во время своего
визита в Москву. Но в детстве все звали его Аликом, а в школе-студии МХАТ стали
звать Олегом. Так и пошло, хотя в паспорте он всегда оставался Альбертом. Младший
брат - Лев Борисов (1933-2011 г.г).
Работа в театре
В 1951 году Олег Борисов окончил Школу-студию при МХАТ и стал актером Киевского
русского драматического театра имени Леси Украинки.
В 1964 году Борисов перешел в труппу Ленинградского Большого драматического театра
имени Горького, где под руководством известного театрального режиссера
Г.А.Товстоногова актер создал яркие запоминающиеся образы - например, принц Гарри
в "Короле Генрихе IV" В.Шекспира, Григорий Мелехов в "Тихом Доне" по М.А.Шолохову,
Сиплый в "Оптимистической трагедии" Вс.Вишневского.
В 1989-1990 годах Олег Борисов выступал на сцене МХАТа, а с 1989 года - в Центральном
театре Советской Армии, где он запомнился блестяще исполненной ролью императора
Павла в "Павле I" Д.С.Мережковского. С 1991 - художественный руководитель и едущий
актер Театра "Антреприза Олега Борисова" (Москва).
Первые работы в кино
В кино - с 1955 года, исполнил более 70-ти ролей. Режиссер-постановщик фильма
"Стежки-дорожки" (совм. с А.Войтецким). Работал на радио (с 1975, как чтец и постановщик
радиоспектаклей) и телевидении (с 1965). В Киеве на Андреевском спуске выдающемуся
актеру театра и кино в 1999 году открыт памятник.
Выпускник студии МХАТ, Борисов работал в Киевском театре русской драмы имени Леси
Украинки, когда начал сниматься в кино на киностудии имени Довженко. Он
дебютировал в эпизоде в фильме Марка Донского "Мать". И только через пять лет в
кино сыграл свою первую главную роль в картине "За двумя зайцами" (1961) -
незадачливого плута Голохвостого. Комедийное амплуа с тех пор за Олегом
Ивановичем как-то не закрепилось. Хотя он умел шутить - и смешно, и зло. Он играл
разные грани смешного: сарказм, иронию, гиньоль... Наверное, только пустую
веселость он бы сыграть не сумел. Но его "веселый талант" остался почти
невостребован. Был, правда, Кочкарев в "Женитьбе". Куда, казалось бы, прожженнее.
Заигравшееся в цинизм одиночество. Чаще использовали его "рефлектирующий талант"
в ролях сомневающихся интеллигентов и трагических героев. Зрители и критика
особо отметили его игру в картине "Рабочий поселок" Владимира Венгерова, который
вышел в 1965 году.
В персонажах актера всегда жил потаенный бунт - противопоставление собственной
личности окружающему миру, его законам, которым герои Борисова не хотели
подчиняться. Это укрупняло характеры там, где драматургия предлагала
усредненность или некий шаблонный вариант. Готовность к борьбе, постоянное
внутреннее напряжение и огромный запас энергии выделяли персонажей Борисова,
подчеркивая их неординарность, несомненную духовную силу и значительность.
Так произошло в картине "Балтийское небо" (1961) в роли летчика Татаренко, которому
актер придал иные масштабы, нежели те, которые были в литературном варианте
экранизации романа Николая Чуковского. В комедии Эльдара Рязанова "Дайте
жалобную книгу" (1964) журналист Никитин становится заметной фигурой благодаря игре
Олега Борисова, владевшего и комедийным и драматическим жанром.
Зрелость
Наиболее серьезные кинороли Борисова связаны с теми сценариями и картинами,
когда актеру изначально было дано открыть трагическую обреченность человека,
ощущающего обособленность, отдельность своего пути. Человека неуживчивого,
недемократичного (в худшем и лучшем смысле этого слова), не позволяющего никому
приручить себя, непокорного и властного. Такие герои актера оставляли за собой
право на язвительно-горькую иронию и самоиронию. Скепсис разъедал их чувства,
надежды, ожидания.
Поэтому именно Олег Борисов стал идеальным исполнителем главных ролей в фильмах
Вадима Абдрашитова "Остановился поезд" (1982), "Парад планет" (1984) и "Слуга" (1988).
В картине "Остановился поезд", исполненной откровенной, предперестроечной
взрывчатостью, играя следователя-праведника Ермакова, Олег Борисов постепенно
открывал лик холодного догматика, для которого не существуют живые реальные люди
с их ошибками, невольными поражениями, болью, искривленными судьбами. Строка
закона, по сути, истребляла нравственность - так играл Борисов.
Этот фильм случился в трудный для Борисова период: Абдрашитов решился пригласить
его в свой фильм, несмотря на то, что его официально запретили снимать в кино. Дело
было в том, что однажды Олег Иванович отказался продолжать съемки в картине
Александра Зархи "26 дней из жизни Достоевского" (1980) в разгар работы из-за
принципиальных разногласий с режиссером. Он боялся, что в кино после этого фильма
останется "опереточный Достоевский". И был наказан отлучением от кино на два года,
а на съемочной площадке его заменил Анатолий Солоницын.
В "Параде планет" Борисов сыграл астрофизика Костина, человека вырванного из
реальности. Странный, загадочный мир предстал на экране в этой "почти
фантастической истории". "Накрытые ракетной установкой" во время военных учений,
оставаясь людьми, герои превращались в "духов", встречались с прошлым, а в финале
снова возвращались в свое настоящее, но уже другими, приобщившимися к
историческому, современному, общечеловеческому опыту.
Наконец в фильме "Слуга", Борисов создал партократа Гудионова, одного из хозяев
умирающей державы, который оказывается дьяволом во плоти, давно продавшим или
добровольно отдавшим свою душу ради власти. За роль в этом фильме Олег Борисов
получил в 1989 году "Нику" в номинации "Лучшая мужская роль".
Борисов из тех артистов, у которых не было взлетов и падений. По крайней мере
видимых. Точнее, у него просто не было падений. То, что какие-то роли удавались
меньше, было очевидно только ему одному. Странно только - почему ему все-таки в
кино давали играть не самых симпатичных людей? Таким были и персонаж "Слуги", и
профсоюзный подонок
Рафферти в одноименном
фильме (1980), который выбирает "правду", а на самом деле готов на все ради спасения
собственной шкуры. Даже в "Проверке на дорогах" (1985) герой-партизан Соломин не
внушает тех симпатий, каким нас учили другие комиссары.
Хотя, конечно, и эта "концепция" не выдержит проверки "на Борисове": был в его
кинобиографии умный и влюбленный в свою профессию директор школы Свешников в
картине Фрумина "Дневник директора школы" (1975), была картина "По главной улице с
оркестром".
Преддверием этих ролей была блестящая работа Олега Борисова в фильме "Крах
инженера Гарина" (1973) по роману Алексея Толстого. Исполнение главной роли
Борисовым подняло картину на несколько порядков, придав ей глубинный философский
смысл: гениальный безумец инженер Гарин был готов уничтожить земной шар во имя
гиперболизированной в его сознании идеи власти.
Незабываемый актер
В творческой судьбе Олега Борисова русская литературная классика имела большое
значение в связи с его работами в театре и кино. Многие классические герои в
исполнении автора обрели глубоко личностную окраску и вместе с тем органически
вписывались в контекст авторской позиции писателя.
Одним из первых на этом пути был герой рассказа Тургенева "Гамлет Щигровского
уезда" (телефильм был поставлен Валерием Рубинчиком в 1975 г). Бедный дворянин,
озлобленный страдалец, заставлявший страдать других, - так играл Борисов,
несколько варьируя привычные представления об этом герое. Почти безумен был в
решении актера гоголевский Кочкарев (экранизация "Женитьбы" - 1977, снятая Виталием
Мельниковым), нагнетающий суету, пытающийся тщетно растрачиваемой энергией
заглушить тоску, ощущение пустого течения дней. Конечно, это и одна из лучших
ролей Олега Борисова - Версилов в многосерийном телефильме "Подросток" (1983) по
роману Достоевского. Крайность душевных проявлений, зыбкость моральных норм - и
несомненная широта русской натуры, страсти особого рода, родственные равно как
любви, так и ненависти, мучительство и мученичество, - все сошлось в Версилове
Олега Борисова.
Среди других ролей, запомнившихся зрителям, можно назвать Домешека в военной
картине Виктора Трегубовича "На войне как на войне" (1968), Джона Сильвера в
экранизированном Владимиром Воробьевым "Острове сокровищ" (1982).
В театре, у Товстоногова, он играл все или почти все - в том смысле, что на Борисова
понятие амплуа не распространялось. Пока не прошла "любовь", Товстоногов выжимал
все, чем наградила природа артиста.
Человеческого и артистического обаяния у него было хоть отбавляй, а не хватало
чисто советского обаяния. Не зря тот же Товстоногов, зная, что следователь Шаманов
из вампиловской пьесы "Прошлым летом в Чулимске" - роль, которую лучше, чем Борисов,
никто не сыграет, отдал ее Кириллу Лаврову, артисту сугубо положительному с
номенклатурной точки зрения. С Борисовым пьесу не пропустили бы. Не "пропустили"
Олега Ивановича и в михалковскую "Родню". А какой мог бы получиться дуэт Мордюкова
- Борисов! На "Мосфильме" не захотели слишком сильного социального накала. И не
дали снимать Борисова. А он очень хотел.
Театральные спектакли живут и умирают, иногда сильно "старея" по пути. Киноленты
не умирают, они могут только бесконечно стареть. Но даже самые, казалось бы,
актуально-современные роли Борисова не устарели, - все равно они были "над" (или
"за"). Потому-то и отказывали ему в былые времена от некоторых ролей. Боялись
сурового таланта.
Личная жизнь
Жена Олега Ивановича - Алла Романовна Борисова (в девичестве - Латынская), много
лет проработала главным редактором творческого объединения "Телефильм"
киностудии "Ленфильм".
Алла Романовна: "Вместе мы прожили 40 лет - легко, счастливо. Мы оба праздновали свои
дни рождения в ноябре. Как-то на одной из телепередач Олег Иванович оказался рядом
с Тамарой Глобой, и она очень удивилась, что мы, два Скорпиона, так дружно сошлись,
ведь сочетание наше - очень редкое. Так что мы опровергли то, что наговаривают на
Скорпионов!
Он ухаживал за мной долго, 3 года. И день нашей свадьбы - 3 февраля стал для нас
главным праздником. Мы всегда отмечали его только дома, как и вообще все
торжества. Мои "фирменные" праздничные блюда всегда менялись, хотя муж был скромен
и неприхотлив в еде: ему нравилось все, что я готовила. И когда дома бывали
застолья, он больше общался с друзьями, чем закусывал.
Он вообще не придавал большого значения материальному: одежде, вещам. Для него
надеть костюм с галстуком было проблемой: "Я же не Актер Актерыч", - ворчал он. Любил
свитера, джинсы, куртки. А смокингом обзавелся, только когда стал читать в
концертах..."
В 1956 году у них родился сын Юрий. Получив разностороннее гуманитарное
образование, он занимается также киноиндустриальной деятельностью. Юрий -
режиссер телефильма "Бенефис несыгранных ролей" и кинокартины "Мне скучно, бес" с
отцом в главной роли.
Олег Борисов писал дневники - целых 20 лет он доверял бумаге самое сокровенное.
Последние записи в нем сделал за две недели до смерти. И как-то обронил сыну Юрию:
"Когда меня не станет, не спеши это публиковать". Лишь пять лет спустя, накануне
юбилейной даты: 8 ноября великому актеру исполнилось бы 70, дневники Олега Борисова
- книга "Без знаков препинания" - увидела свет. Название для будущей книги-дневника
он придумал сам.
По словам сына, можно вспомнить разве что отцовскую привычку крепко выпивать,
когда приходили гости, при этом не закусывать, а вести беседу до упора, говорить и
слушать, пока есть силы. А уже утром с энтузиазмом набрасываться на закуски и
уничтожать их с бешеной скоростью.
Ничего не растрачивая, он отдавал все. И болезнь сжирала его, и друзья предавали.
Олег Борисов умер от лейкемии почти 30 лет назад в возрасте 64 лет. Очень любил
животных - похоже, больше, чем людей. Последняя запись в его горьких дневниках «Без
знаков препинания»: «Как там на даче? Кешка, наверное, ждет не дождется хозяина.
Вот бы скорее туда!» Запись датирована апрелем 1994. В конце апреля Борисов умер, а
июне этого же года умер и пес Кеша, на месяц пережив своего хозяина.
Олегу Борисову поставили памятник в Киеве, на Андреевском спуске - памятник
цирюльнику Свириду Голохвостому. Артисту, который никогда не шел по главной
улице, все больше плутал по закоулкам души, и никакой оркестр никогда его не
сопровождал.
Театр был для него каторгой и алтарем. Смертельно больной он 10 лет выходил на
сцену. Тот самый гений русской сцены, сумевший обмануть провидение и не
выдавливать из себя раба по капле, а избавиться от него в одночасье и навсегда. О
таких сказал Пушкин: «Ты - царь, живи один».