Стивен Герэй (Steven Geray) - американский актер венгерского происхождения, сыгравший
на протяжении 1930-60-х годов 125 ролей в кино и более 100 ролей в телесериалах. Герэй
начал свою кинокарьеру в Венгрии в 1932 году, с 1935 года стал работать в англоязычном
кино в Британии, а в 1941 году переехал в США, где снимался в Голливуде вплоть до
середины 1960-х годов.
«Маленький, с мягкими чертами лица, характерный актёр», Герэй «специализировался
на ролях кротких, сдержанных, любезных и доброжелательных джентльменов, часто
французского, немецкого или восточноевропейского происхождения»
Ранние годы
Стивен Герэй (имя при рождении - Иштван Гергёи) родился 10 ноября 1904 года в
австро-венгерском городе Унгвар (ныне - Ужгород, Украина) и получил образование в
Будапештском университете.
Его актёрская карьера началась на сцене Венгерского национального театра в 1924
году, где в течение многих лет он строил успешную театральную карьеру. В 1928 году
Иштван дебютировал в кино, сыграв с 1932 по 1937 год в девяти венгерских фильмах.
Карьера в Британии (1934-1940)
В 1934 году Иштван Гергёи переехал в Британию, где сменил имя сначала на Стефан, а
затем - на Стивен Герэй. В 1934 году, уже под новым именем он дебютировал на
лондонской сцене, сыграв в спектакле «Весёлый уик-энд!». Несмотря на некоторые
языковые проблемы на начальном этапе, ему тем не менее удалось получить
постоянную работу на телевидении и на радио.
В 1935 году Герэй начал сниматься в англоязычных фильмах, сыграв за шесть лет в
девяти британских картинах, самыми заметными среди которых стали мелодрама из
военной жизни «
Высшее командование» (1937) с Лайонелом Этуиллом в главной роли и
детектив «Инспектор Хорнли» (1939) с Гордоном Харкером.
Карьера в Голливуде в военные годы (1941-1945)
В 1941 году Герэй прибыл в Голливуд, где быстро обнаружил, что на него есть
значительный спрос в качестве исполнителя ролей официантов, метрдотелей,
стюардов, врачей и даже капитана корабля. Он был полезен как исполнитель
маленьких ролей в фильмах, действие которых происходит в экзотических для
Америки странах.
В военные годы карьера Герэя стала быстро развиваться. Сначала он промелькнул в
эпизоде в качестве игрока в казино в фильме нуар Джозефа фон Штернберга «
Жестокий
Шанхай» (1941) с Джин Тирни и Виктором Мэтьюром , затем сыграл роль врача в
комедийном детективе «
Замок в
пустыне» (1942) из серии фильмов про частного детектива Чарли Чена, а затем - в
нуаровом детективе Фреда Циннеманна «
Глаза в ночи» (1942) с
участием Эдварда Арнольда , Энн Хардинг и Донны Рид .
Его самой заметной ролью в этот период стала роль в драме «Луна и грош» (1942) по
одноименному роману Сомерсета Моэма с Джорджем Сандерсом в главной роли, где он
удачно создал образ фиглярствующего художника Дирка Стрёва. Критика высоко
оценила работу Герэя, хотя Босли Кроутер в «Нью-Йорк таймс» посчитал его игру
«склонной к чрезмерным аффектам».
В 1943 году Герэй сыграл роль Вершере в классическом хоррор-мюзикле «Призрак в
опере» (1943). В годы войны Герэй внёс ценный вклад в серию картин на военную и
шпионскую тематику, наиболее заметные роли он исполнил в картинах «Отель Берлин»
(1945) и «
Гильда» (1946). Он также сыграл в шпионском триллере «
Вне
подозрений» (1943) и в шпионском триллере Рауля Уолша «Основание для опасности»
(1943) с участием Джорджа Рафта , Петера Лорре и Сидни Гринстрита .
В военном шпионском триллере Жана Негулеско «
Конспираторы»
(1944) с участием Хеди Ламарр , Пола Хенрейда , Лорре и Гринстрита Герэй сыграл
небольшую, но значимую роль резидента нацистской контрразведки в
Португалии, а в авантюрном фильме
нуар «
Маска
Димитриоса» (1944). В том же году Герэй сыграл в комедии «
В обществе» (1944) с
популярным дуэтом Бад Эбботт и Лу Кастелло . Он также сыграл небольшую роль
доктора Лёвенештайна в драме Фреда
Циннеманна «
Седьмой крест»
(1944) со Спенсером Трэйси в главной роли.
В 1945 году Герэй сыграл небольшую роль врача в психологическом триллере Альфреда
Хичкока «Заворожённый» (1945) с Ингрид Бергман и Грегори Пеком , а также в нуаровом
триллере Эдварда Дмитрика «
Загнанный
в угол» (1945) с Диком Пауэллом в главной роли.
Работа на студии «Коламбиа» (1946-1952)
С 1946 по 1952 год Герэй имел постоянный контракт со студией «Коламбиа». В этот период
создаваемые им образы находились в диапазоне от зловещих до симпатичных, а фильмы
- от категории А, такие как «
Гильда» (1946) до такой откровенной
халтуры, как вестерн «Эль Пасо» (1949).
В 1946 году Герэй сыграл редкую для себя главную роль в культовом нуаре режиссёра
Джозефа Х. Льюиса «
Ночь так
темна» (1946). В том же году Герэй сыграл второстепенную роль в приключенческом
фильме «
Возвращение Монте-Кристо» (1946) с Луисом Хейуордом и Джорджем
Макреди , а также роль восточноевропейского эмигранта, который смог успешно найти
своё место в Америке, в фильме нуар «
Крайний срок - на рассвете» (1946).
Год спустя он сыграл важную роль шантажиста в фильме нуар Винсента Шермана «
Неверная» (1947) с участием Энн Шеридан , Лью Эйрза и Захари Скотта ,
владельца клуба в нуаровом триллере «
Я
люблю трудности» (1948) с Франшо Тоуном в качестве частного детектива. А в фильме
Рудольфа Мате «Тёмное прошлое» (1948) он сыграл коллегу и друга главного героя,
психиатра (Ли Дж. Кобб ), которому удаётся успокоить и остановить преступника,
взявшего его и его семью в заложники (Уильям Холден ).
Многие появления Герэя в фильмах 1950-х годов были незначительными и не отражались
в афишах, а в титрах его писали чаще всего как «Стив Герэй». Так, в знаменитой драме
Джозефа Манкевича «
Всё о Еве» (1950) с Бетт Дэвис и
Джорджем Сандерсом и в успешном фильме нуар Николаса Рэя «
В
укромном месте» (1950) с Хамфри Богартом в главной роли Герэй сыграл официантов. В
1950 году он также сыграл небольшие роли в трёх фильмах нуар: в психологическом
нуаре «
Другая
женщина» (1950), в триллере Нормана Фостера «
Женщина в
бегах» (1950) с Энн Шеридан и Дэннисом О`Кифом он сыграл врача, а в фильме Джозефа
Х. Льюиса «Леди без паспорта» (1950) с участием Хэди Ламарр, Джона Ходиака и Джорджа
Макреди. Герэй закончил свою кинокарьеру ролью Рудольфа, живущего на Диком Западе
внука доктора Франкештейна, в низкобюджетном эксплуатационном хоррор-вестерне
Уильяма Бодина «Джессе Джеймс встречает дочь Франкенштейна» (1966).
Карьера на телевидении
С середины 1950-х годов Герэй работал исключительно как надёжный приглашённый
телевизионный актёр. Он сыграл роль доктора в семи эпизодах семейной комедии
«Приготовьте комнату для папочки» (1954-9163). Появился в отдельных эпизодах таких
телесериалов, как «
Кульминация» (1955),
«
Приключения Супермена» (1956), «
Майк Хаммер» (1958),
«Перри Мейсон» (1958), «
Неприкасаемые» (1960), «
Бонанца» (1962), «
Караван повозок» (1962), «
За гранью возможного» (1964), «
Я мечтаю
о Джинни» (1965), «Правосудие Бёрка» и «Человек из А. Н.К. Л.» (1966).
Насыщенная карьера Герэя в кино и на телевидении продолжалась до конца 1960-х
годов.
В конце 1960-х годов Герэй некоторое время был художественным руководителем театра
в Эстес парк, Колорадо.
Личная жизнь
Стивен Герэй был женат на венгерской актрисе Магде Кун (17.02.1912 года - 07.11.1945). Второй
женой актера была Роанна Олафей Трит, с которой он прожил с 1951 года вплоть до своей
смерти. В этом браке родился один ребёнок.
Смерть
Стивен Герэй умер 26 декабря 1973 года в Лос-Анджелесе.