Эрл Холлиман (англ. Earl Holliman) - американский актёр кино и телевидения 1950-2000-х годов, а
также певец и активист движения за права животных.
Отличительными чертами грубовато красивого Эрла Холлимана являются тёмно-карие
глаза, крепкая челюсть с ямочкой на подбородке и характерный мягкий, высокий
звучный голос. Востребованный характерный актёр, он начинал с ролей весёлых
молодых новичков и молодых парней в суровых вестернах, военных драмах и
бесшабашных, шумных комедиях. Вплоть до 40 лет Холлиман играл преимущественно
«наглецов, глупцов и наивных персонажей». Типаж Холлимана подходил для
исполнения ролей предприимчивых мужчин, мачо или деревенских простаков. Свои
более значимые, а иногда и главные, роли Холлиман играл в вестернах и военных
драмах, «обычно исполняя роли вспыльчивых деревенских парней с маниакальной
непредсказуемостью».
Как рассказывал сам Холлиман, «мне однажды сказали, что, несмотря на то, что я был
хорошим актёром, я не был достаточно красив, чтобы играть главную роль, и я не был
достаточно необычным, чтобы быть характерным актером. Я был просто как бы
посередине».
Ранние годы и начало карьеры
Родился Генри Эрл Холлиман 11 сентября 1928 года в городке Делхай, Луизиана, США в
семье, где было десять детей. Его отец, фермер по имени Уильям А. Фрост, умер за
несколько месяцев до рождения Эрла. Из-за бедственного материального положения
мать была вынуждена отказаться от семи из своих десятерых детей. Она отдала Эрла
сразу после рождения на усыновление, а её других детей направили в сиротский
приют, которых она позднее забрала обратно. Несмотря на столь раннее усыновление,
Холлиман позднее разыскал своих братьев и сестёр и установил с ними отношения.
Когда Эрлу была всего неделя, его усыновила семья Холлиманов, работник
нефтепромысла по имени Генри Эрл Холлиман и его жена-официантка Велма. Мальчик
вырос в Луизиане и в различных местах в Арканзасе. Некоторое время в подростковом
возрасте Холлиман жил с семьёй в Кервилле, Техас. Как позднее вспоминал Холлиман,
в детстве приемные родители были для него источником счастья и вдохновения, и он
всегда считал Холлиманов своей настоящей семьёй. У Холлимана было нормальное
детство, однако когда ему было 13 лет, умер отец и Эрл был вынужден пойти работать.
Свои первые деньги он заработал в качестве билетёра в кинотеатре и продавца
газетчика в Shreveport Times, официанта и даже помощника фокусника.
С раннего детства Эрл мечтал стать актёром. В 15 лет он автостопом добрался до
Голливуда с мечтой попасть в кино, однако неделю спустя был вынужден вернуться
обратно в Луизиану. Во время Второй мировой войны, исказив свой возраст (на тот
момент ему было 16 лет), Холлиман поступил на службу в ВМС США, и его направили в
школу радиосвязи, расположенную в Голливуде. Значительную часть свободного
времени Эрл проводил в знаменитом голливудском кафе для звёзд, где встретил
многих актёров, с которым в будущем ему предстояло работать. Через год после
зачисления был раскрыт обман Холлимана с возрастом, его уволили со службы, и он
вернулся домой. По возвращении домой Холлиман работал на нефтяных месторождениях
и мыл посуду в различных ресторанах.
В 1946 году Холлиман с высокими баллами закончил школу в Ойл-Сити, Луизиана, где был
президентом в старшем классе и играл в футбольной команде. Отказавшись от
стипендии в Университет штата Луизиана, он снова записался в Военно-морской флот,
и был направлен служить в Норфолк, Виргиния. Там он стал играть в нескольких
постановках Военно-морского театра Норфолка.
После демобилизации Холлиман направился в Голливуд, где изучал драматическое
искусство в Школе кинематографических искусств Университета Южной Калифорнии, а
также стажировался в Театре Пасадины. Одновременно Эрл работал
делопроизводителем в фонде защиты животных «Синий крест» и сборщиком самолетов в
компании North American Aviation.
Карьера в кинематографе
Холлиман начал постигать актёрскую профессию с эпизодических ролей без указания
в титрах в нескольких фильмах, включая военную драму с Ричардом Уидмарком «Место
назначения - Гоби» (1953) и комедию с Дином Мартином и Джерри Льюисом «
Напуганные до смерти» (1953). В тот же год он сыграл одного из морпехов в
романтической комедии «Девушки острова удовольствий» (1953), а также роли второго
плана в вестерне с Вирджинией Майо «
Каньон
дьявола» (1953) и в романтическом приключенческом экшне с Джеффом Чандлером «К
Востоку от Суматры» (1953). Год спустя Холлиман получил роли работника и младшего
сына сурового хозяина ранчо в исполнении Спенсера Трэйси в вестерне «Сломанное
копьё» (1954), а также обречённого члена экипажа вертолёта в военной драме с
Уильямом Холденом «
Мосты у
Токо-Ри» (1954). У него была также заметная роль второго плана в драме о начинающем
боксёре «Чемпион из Теннесси» (1954). В 1955 году вышло два фильма нуар с участием
Холлимана: «
Большой ансамбль» (1955) и «
Я
умирал тысячу раз» (1955).
Следующий год стал одним из самых успешных в кинокарьере Холлимана. В драме «
Продавец дождя» (1956) с Бёртом Ланкастером и Кэтрин Хэпбёрн в главных
ролях, он сыграл робкого фермерского сына, который в конце концов вырывается
из-под подавляющей опеки своего брата и находит себе девушку. Роль в этом фильме
принесла Холлиману «Золотой глобус» как лучшему актеру второго плана.
В 1956 году вышел эпический вестерн «
Гигант» (1956) со звёздным актёрским
составом, включавшим Рока Хадсона , Элизабет Тейлор и Джеймса Дина . В том же году
Холлиман сыграл небольшую, но значимую роль кока на космическом корабле в одном
из лучших фантастических фильмов 1950-х годов «
Запретная планета» (1956) с участием Лесли Нильсена и Уолтера Пиджона . У
Холлимана также была роль второго плана в вестерне с Тэбом Хантером и Натали Вуд
«
Горящие холмы» (1956).
Год спустя вышел вестерн «Перестрелка у кораля О.К.» (1957) с Ланкастером и Кирком
Дугласом в главных ролях, где у Холлимана была важная роль помощника шерифа. В том
же году он сыграл молодого ковбоя, в вестерне с Джоэлом МакКри и Барбарой Стэнвик
«
Сержант Хук» (1957). Он также исполнил роль друга и гражданского помощника
главного героя, лейтенанта ВМС (Гленн Форд ), который заводит роман с корабельной
медсестрой (Энн Фрэнсис ) в военно-морской романтической комедии «
Не подходи к воде» (1957).
До конца 1950-х годов Холлиман роли второго плана в трёх значимых фильмах - в драме
«
Жаркий сезон» (1958) с Ширли Бут , Энтони Куинном и Ширли МакЛейн . В
криминальном экшне «
Ловушка» (1959) с такими
признанными актёрами, как Ричард Уидмарк и Ли Дж. Кобб у Холлимана была одна из
главных ролей пьющего, непутёвого помощника шерифа в отдалённом калифорнийском
городке. Наконец, в вестерне «
Последний поезд из Ган Хилл» (1959), снова с Дугласом и
Куинном, Холлиман предстал в образе трусливого сына крупного землевладельца
(Куинн), который виновен в изнасиловании и убийстве жены представителя закона
(Дуглас).
В фантастической комедии с Джерри Льюисом «
Визит на маленькую планету» (1960) Холлиман сыграл ревнивого
парня главной героини (Джоан Блэкман), в которую влюбляется прилетевший на Землю
инопланетянин (Льюис). Год спустя в роли одинокого коммивояжёра Холлиман сыграл
трогательную финальную сцену в парке с главной героиней (Джеральдин Пейдж ) в
мрачной драме по пьесе Теннесси Уильямса «
Лето и дым» (1961).
Лишь четыре года спустя Холлиман снова появился на большом экране, сыграв роль
одного из младших братьев Элдеров в вестерне «
Сыновья Кэти Элдер» (1965). Его братьев в этом фильме сыграли такие звёзды,
как Джон Уэйн , Дин Мартин и Майкл Андерсон мл. Год спустя Холлиман сыграл роль
профессора-биолога в научно-фантастическом триллере с Джорджем Хэмилтоном «
Власть» (1968),
а также был сержантом взвода в военной драме «
Битва за
Анцио» (1968) с Робертом Митчэмом и Питером Фальком в главных ролях.
В 1970-е годы Холлиман сыграл в трёх фильмах, среди которых наиболее значимой была
драма «Удачи, мисс Вайкофф» (1979).
В 1981 году Холлиман появился в роли коррумпированного политика, кандидата в
губернаторы штата Джорджия в полицейском боевике «
Команда Шарки»
(1981), который поставил и сыграл в нём главную роль Бёрт Рейнолдс . После ролей ещё в
двух фильмах - криминальной мелодраме «
Плохой городской блюз» (1999) и в триллере «
The Perfect Tenant » (2000) - Холлиман завершил свою
кинокарьеру.
Карьера на телевидении
В конце 1950-х годов Холлиман получал в кино преимущественно роли второго плана, и в
поисках главных ролей он стал всё больше работать на телевидении. Всего в период с
1957 по 2000 год Холлиман сыграл в 581 эпизоде 75 различных сериалов.
В 1950-е годы Холлиман сыграл во многих телеантологиях, которые выходили в прямом
эфире. В частности, он сыграл памятные роли в эпизодах телесериалов «
Театр 90» и
«Театр Крафта» (1958), после чего в 1959 году сценарист и продюсер Род Серлинг взял его
на главную роль в самом первом эпизоде сериала «
Сумеречная зона», который вышел на экраны в 1959 году.
С 1959 года Холлиман стал играть свою первую постоянную роль в телесериале. Это был
вестерн-сериал студии CBS «
Отель де Пари» (1959-1960). Второй сериал Холлимана «Бескрайняя страна»
(1962-1963) выходил на канале NBC.
Далее, вплоть до 1974 года Холлиман играл лишь отдельные гостевые роли во множестве
различных телесериалов, среди которых «Бонанза» (1965), «
Вертикальный взлёт» (1965), «
Доктор Килдэр»
(1965), «
Виргинец» (1965), «
Беглец» (1965), «
ФБР» (1966-1973), «Кастер» (1967), «
Защитник Джадд» (1968), «
Доктор Маркус Уэлби» (1969), «Дымок из ствола» (1969-1973), «
Требуется вор» (1970), «Айронсайд» (1971), «
Прозвища Смит и Джонс» (1971), «
Медицинский центр» (1971-1973) и «Улицы Сан-Франциско» (1973).
После того, как Холлиман и Энджи Дикинсон сыграли в двух различных эпизодах
сериала «
Полицейская история» (1973), NBC обратила на них внимание, задумав создать
сериал, где оба будут играть главные роли. Так появился полицейский сериал «
Женщина-полицейский» (1974-1978), в котором Холлиман сыграл свою самую
знаменитую роль сержанта, а затем лейтенанта Билла Кроули.
Начиная с 1970 года, Холлиман также сыграл заметные роли в ряде телевизионных
фильмов, среди которых приключенческий экшн «
The Desperate Mission» (1969), драма «
Племена» (1970), мелодрама
«Дым» (1970), пилотный фильм детективного сериала «Кэннон» (1971), историческая
приключенческая драма о войнах за независимость в Южной Америке «
Montserrat» (1971), фантастический боевик «
Человек на шесть миллионов долларов: Вино, женщины и
война» (1973), фильм ужасов «В ловушке» (1974) и детективный триллер «
Cry Panic » (1974). В 1977 году Холлиман предстал в
образе весёлого психолога, который пытается уберечь от криминала и помочь детям
на улицах Лос-Анджелеса, в социальной драме «
Alexander: The Other Side of Dawn»(1977). В теледраме
«
The Solitary Man» (1979) он
сыграл одну из своих любимых ролей рабочего, который получает столь ожидаемое
повышение в тот же день, когда жена объявляет ему, что хочет развестись. Затем
последовала романтическая комедия «
Where the Ladies Go» (1980) и драма «Золото "кандри"»
(1982).
На рубеже 1970-1980-х годов Холлиман снялся на телевидении в двух эпизодах
полицейского процедурала «
Калифорнийский дорожный патруль»
(1979-1980), а также в одной из значимых ролей в популярном минисериале «
Поющие в терновнике» (1983) с Ричардом Чемберленом в главной роли. Далее
последовали ещё три телефильма - драма с Бёртом Рейнольдсом «Разбит, если твой
ребёнок употребляет наркотики» (1986), вестерн с Джеймсом Арнессом «
Дымок из ствола: Возвращение в Додж»
(1987) и психологическая мелодрама «Американский урожай».
В начале 1990-х годов Холлиман сыграл постоянные роли в двух сериалах. В
криминальной мелодраме CBS «P.S.
Я люблю тебя» (1991-1992,
13 эпизодов); в ситкоме ABC сериале «
Дельта» (1992-1993) с Делтой Бёрк в
заглавной роли официантки Хотя роль не была особенно выдающейся, тем не менее, она
принесла Холлиману номинацию на «Золотой глобус» в категории лучшая роль второго
плана в телесериале.
В 1990-е годы Холлиман сыграл также в таких сериалах, как «
Пустое гнездо»
(1990), «
Она написала убийство» (1991-1994), «Шоу Ларри Сандерса» (1992), «
Полуночная жара» (1992). Он также сыграл гостевую роль отца из Висконсина
заглавной героини (Лиа Томпсон ) в телеситкоме «
Каролина в Нью-Йорке» (1996-1999, 3 эпизода). Последней крупной работой
Холлимана на телевидении стал супергеройский боевик «
Найтмэн» (1997-1999), где он сыграл
одну из главных ролей Фрэнка Доминуса, опального бывшего полицейского и отца
главного героя.
Музыкальная и театральная карьера
В 1958-1963 годах Холлиман сделал короткую, но успешную карьеру поп- и кантри- певца и в
какой-то момент заключил контракт со звукозаписывающей компанией Capitol Records. В 1958
году он также спел в программе «Телевизионный театр „Крафта“», а весной 1963 года в
течение двух месяцев гастролировал с популярным мюзиклом «Оклахома», где играл
главную роль Керли Маклейна.
Летом 1963 года Холлиман играл в Филадельфии в спектакле «Воскресенье в Нью-Йорке»,
в сентябре 1963 года играл в «Нежной ловушке» в Доббс-Ферри, штат Нью-Йорк, и в том же
году играл в Индианаполисе - в спектакле «Сельская девушка». В 1968 году в
Лос-Анджелесе Холлиман принял участие в постановке пьесы Теннесси Уильямса
«Камино Роял».
С конца 1970-х годов в течение десяти лет Холлиман владел театром Fiesta Dinner Playhouse в
Сан-Антонио, Техас. В этом театре он выступал в перерывах между съемками в кино и
на телевидении в таких спектаклях, как «Мышьяк и старые кружева» (1980), «Мистер
Робертс» (1981) и «В то же время, в следующем году» (1983).
Участие в политической и общественной жизни
Убеждённый консервативный республиканец, в 1956 году Холлиман участвовал в
кампании за переизбрание президента Эйзенхауэра. В 1966 году он поддерживал
Рональда Рейгана на выборах губернатора Калифорнии и позднее - на президентских
выборах 1980 и 1984 годов. Он также поддерживал Ричарда Никсона на президентских
выборах 1968 и 1972 годов, а позднее - Джорджа Буша на выборах 2000 и 2004 годов.
Холлиман широко известен как активный участник движения за защиту прав животных.
На протяжении более чем 25 лет он был президентом фонда «Актёры и другие - за
животных».
Личная жизнь
Холлиман никогда не был женат. Известно, что в конце 1950-х годов и в середине 1960-х
годов он ухаживал за такими актрисами, как Энн Френсис, Долорес Харт, Тина Луиз,
Джуди Мередит, Ивонн Лайм, Сьюзен Оливер и Джейн Фонда.