Луис Барт Майер (урождённый - Лазарь Меир) - один из первых кинопродюсеров,
известный как руководитель и один из основателей голливудской киностудии
«Metro-Goldwyn-Mayer» (MGM) и американской Академии кинематографических искусств и наук,
ежегодно вручающей главную кинопремию «Оскар», также предложенную им.
Луис Майер, иногда называемый просто L. B., создал целую империю развлечений, его
называют творцом плеяды кинозвёзд «Metro-Goldwyn-Mayer» её золотых лет, о которых
говорили, что их больше, чем звезд на небе.
Ранние годы
Лазарь Меир родился в еврейской семье в Минске, в Российской империи. Настоящая
дата его рождения осталась неизвестна - предположительно, 12 июля. Когда он получал
американское гражданство, он выбрал в качестве дня рождения 4 июля - День
независимости США; причём сначала он указывал 1884 год, а затем 1885 год.
В семье Якова Меира и Сары Мелтцер родились дочери Етта, Ида и сын Лазар. Опасаясь
погромов, семья эмигрировала, когда Лазарю было около двух лет, в США и поселилась
в штате Род-Айленд. Там семья Якова и Сары прожила с 1887 по 1892 годы, в это время
родились сыновья Рубин (Рудольф, 1888) и Иеремия (Джерри, 1891). Затем семья переехала в
канадский город Сент-Джон, где Лазарь пошёл в школу, и в которой он и его братья
подвергались антисемитским нападкам со стороны сверстников. Отец зарабатывал на
жизнь тем, что собирал металлолом и утилизировал бытовые отходы, привлекал к
этому и сына, назвав фирму «Майер и сыновья» («J. Mayer & Sons»). Мать работала на
птицеферме.
В 1904 году девятнадцатилетний Луис покинул Сент-Джон и уехал в Бостон, где
некоторое время продолжал зарабатывать на жизнь «металлургическим» бизнесом, но
вскоре женился на Маргарет Шенберг, и перебивался случайными заработками, чтобы
прокормить семью, а благодаря случаю устроился в кинотеатр. Луис и Маргарет
прожили вместе до 1947 года.
Начало карьеры
Майер, при помощи родных и друзей, взял в аренду и восстановил изношенный
600-местный «Gem Theater» в Хаверхилле, штат Массачусетс, использовавшийся для показа
бурлеска, и открыл в нём 28 ноября 1907 года свой первый кинотеатр «Orpheum». Чтобы
преодолеть неблагоприятную репутацию этого здания, когда-то принадлежавшего
общине, Майер решил начать показы с религиозного фильма; годы спустя, он называл
первым показанным фильмом «От яслей до креста», хотя большинство источников
датирует этот фильм 1912 годом. За несколько лет Майер завладел всеми пятью
хаверхиллскими театрами. Затем создал с Натаном Гордоном партнёрство
«Гордон-Майер», контролировавшее крупнейшую театральную сеть в Новой Англии.
В 1914 году партнёры организовали своё собственное дистрибьюторское агентство в
Бостоне. Майер выплатил Д. У. Гриффиту 25 000 $ за исключительные права на показ
фильма «Рождение нации» (1915) в Новой Англии.
Майер в 1916 году вместе с миллионером Ричардом Роландом создал в Нью-Йорке
корпорацию «Metro Pictures» со своей киностудией. В том же году на экраны вышел первый
фильм продюсера Луиса Майера - «Большой секрет».
Два года спустя Луис Майер из страха перед Компанией кинопатентов переехал с
фирмой в Лос-Анджелес. В тот же год он расторг партнёрство с Роландом и
сформировал свою собственную производственную компанию - корпорацию «Луис Майер
Пикчерс», в которую переманил уже известную актрису киностудии «Vitagraph» Аниту
Стюард. Первой продукцией компании стал в 1918 году фильм «Добродетельные жёны». В
партнерстве с Б. П. Шулбергом была создана студия «Mayer-Schulberg».
Майер добился успеха, однако, в апреле 1924 года Маркус Лоу - владелец сети «Loews Theatres»
приобрёл и соединил три кинокомпании - «Metro Pictures», «Goldwyn Pictures» Сэмюэла Голдвина и
«Mayer Pictures» - в корпорацию «Метро-Голдвин-Майер» (MGM) под своим контролем из
Нью-Йорка. Майер же в качестве вице-президента по вопросам производства,
базируясь в Лос-Анджелесе, эффективно управлял MGM ближайшие 27 лет. В 1925 году Майер
произвёл свой самый успешный фильм «
Бен-Гур».
В 1927 году Лоу умер, оставив контроль над «MGM» Николасу Шенку. В 1929 году владелец
студии-конкурента корпорации «Fox Film» Уильям Фокс, организовал покупку
контрольного пакета акций компании у Шенка. Луис Майер и Ирвинг Талберг были
возмущены - они были соучредителями «MGM», но об этой сделке им ничего не сообщили;
это ухудшило и без того напряжённые отношения между Шенком и Майером. Майер
обратился в Министерство юстиции и через свои политические связи добился
выдвижения обвинения Фоксу в нарушении антимонопольного законодательства. То,
что Фокс был тяжело ранен летом 1929 года в результате дорожно-транспортного
происшествия, а также крах фондового рынка осенью 1929 года, поставило крест на
объединении компаний, даже при условии положительного решения министерства. Тем
не менее, Шенк винил Майера в крахе сделки и не простил ему этого.
Глава MGM
Майер желал видеть в фильмах так называемые «здоровые развлечения», страх перед
Богом, патриотизм, семейные ценности - всё это доходило до эскапизма. Он часто
сталкивался с начальником производства Ирвингом Талбергом, который предпочитал
сложные и критические работы. В конце концов, он вытеснил того из дела, пока тот
восстанавливался после сердечного приступа в 1932 году. В переходный период Майер
управлял студией, поставив на его место своего зятя Д. Селзника. Позже Майер занял
пост сам, когда Талберг в 1936 году умер.
Луис Майер сделал из «MGM» самую финансово-успешную киностудию в мире,
единственную, которая выплачивала дивиденды акционерам во время Великой
депрессии 1930-х годов. При Майере, «MGM» произвела много успешных фильмов с дорогими
актёрами, такими как Грета Гарбо, Кларк Гейбл, Спенсер Трейси, Кэтрин Хепберн, Лон
Чейни, Джоан Кроуфорд, Джин Харлоу, Джуди Гарленд и многими другими. Сам Майер стал
самым высокооплачиваемым наёмным работником в США, имея семизначный доход.
Луис Майер имел репутацию деспотичного делового человека, руководствующегося
при выборе подходящих тем для кинофильмов исключительно рациональностью и, как
утверждают, имел при этом узкие взгляды. Часто настаивал и добивался переделки
сценария, вмешивался в режиссуру. Многим он запомнился как очень неприятный
человек, не гнушавшийся в отношениях с упрямыми актёрами доходить до гнева, угроз,
шантажа. Но Кэтрин Хепберн упоминала его как «хорошего человека» (она лично
заключала свои контракты с Майером), а молодые актрисы, такие, как Дебби Рейнольдс,
Джун Эллисон и Лесли Кэрон почитали его как родного отца.
Активный член Республиканской партии, Майер был в 1931-1932 годах заместителем
председателя, а в 1932-1933 председателем правления её филиала - Калифорнийской
республиканской партии. Поддерживал, в частности, Герберта Гувера, ставшего
президентом США, и Джозефа Маккарти, будущего сенатора. Он и Талберг сыграли свою
роль в поражении на выборах в губернаторы Калифорнии в 1934 году реформистского
движения EPIC. Эптона Синклера, одними из первых использовав современные способы
пиара, а также комплекс специально сделанных псевдодокументальных
короткометражных фильмов, содержащих нападки на Синклера.
Конец карьеры
К 1948 году, в связи с внедрением телевидения и изменением общественного вкуса, «MGM»
понесла значительные убытки. К тому же Верховный суд решил, что связь между
киностудией и сетью кинотеатров должна быть разорвана.
Корпоративный офис «MGM» в Нью-Йорке в 1948 году постановил, что сценарист и режиссёр
Дор Шери, недавно нанятый в «RKO Radio Pictures», может вернуться обратно - он предпочитал
более прогрессивные и леволиберальные темы и не сработался с Майером. В 1951 году
«MGM» в третий раз осталась без премии «Оскар», что спровоцировало новый конфликт
между Майером и Шенком. Шери был вновь нанят, уже как начальник производства.
Деятельность Шери составила разительный контраст с принципами Майера и тот
поставил ультиматум - либо он, либо Шери, после чего был уволен Шенком. Майер
пытался свергнуть Шенка в совете директоров, но неудачно. Ему пришлось уйти на
пенсию.
Семья
У Майера было две дочери от первого брака с Маргарет Шенберг. Старшая, Эдит (1905-1987),
была женой продюсера Уильяма Гетца, ставшего президентом «Universal Pictures», но бывшего
либеральных взглядов, за что Майер лишил Эдит наследства.
Младшая, Ирен Гладис (1907-1990), была женой продюсера Дэвида Селзника. Она написала
автобиографию «A Private View» (1983), где рассказывала, в том числе и об отце.
В 1947 году Майер развёлся и через год женился на Лорене Дэнкер, с которой прожил до
конца жизни.
Лошади
Майер содержал ряд успешных чистокровных верховых скаковых лошадей на своём
ранчо площадью в 2 кв.км в Перрисе, Калифорния, в 116 км к востоку от Лос-Анджелеса.
Скотт Ийман, автор его биографии, считал, что Майер построил одну из лучших
конюшен в США и что он почти в одиночку поднял стандарты в Калифорнии.
Майер был вынужден продать конезавод, чтобы покрыть расходы от развода в 1947 году.
Его 248 лошадей были оценены более чем в 4,4 млн долларов США. В 1976 году журнал
«Чистокровные верховые Калифорнии» назвал его калифорнийским заводчиком века.
Смерть
Луис Барт Майер скончался от лейкемии 29 октября 1957 года и был погребён на кладбище
«Home of Peace в Восточном Лос-Анджелесе. Там же похоронены его сестра Ида и братья
Джерри и Рудольф. Его мать и отец похоронены на кладбище «Fernhill» в Сент-Джоне.
Последней его фразой, по легенде, было «Всё не важно».
Память
Майер, соучредитель Американской Академии кинематографических искусств и наук,
которая ежегодно устраивает главную кинопремию «Оскар», был удостоен почётного
«Оскара» и звезды на Голливудской аллее славы. Журнал «Time» выбрал его в качестве
одного из 100 самых влиятельных людей XX века. Майер имеет звезду, и на канадской
Алее славы.
Театр Университета Санта-Клары в Калифорнии, назван в честь Майера.
Луис Майер был много раз изображён в художественном кино (в основном сатирически),
в том числе в «Mommie Dearest», «RKO 281», «De-Lovely», «Авиатор», «Последний магнат», «Бартон
Финк», «Смерть Супермена», «Отпуск по обмену», «Life with Judy Garland: Me and My Shadows», «Коты не
танцуют», «Харлоу», «Гэйбл и Ломбард».