Александр Тихонович Гречанинов - русский композитор-академист, ученик
Римского-Корсакова, более всего известный своими хоровыми произведениями и
обработками народных песен. Заслуженный артист РСФСР. В стилистическом
отношении - поздний продолжатель национальной почвенной эстетики «Могучей
кучки». Творчество Гречанинова относят к переходному этапу в истории русской
музыки.
Детство и юность
Александр Гречанинов родился в Калуге, в купеческой семье. Очень скоро его
родители переехали в Москву, где прошли его детство и юность. Проучившись
в гимназии всего пять классов, Гречанинов довольно скоро бросил занятия, и в
течение последующих пяти лет нигде не учился. Музыкой он начал заниматься очень
поздно. В своей автобиографии, написанной в 70-летнем возрасте, Александр
Гречанинов вспоминал, что настоящее фортепиано он впервые увидел в возрасте 14-ти
лет, а из музыкальных инструментов до той поры знал только оркестрион и гитару.
В 1881 году Гречанинов поступил в Московскую консерваторию, где проучился ещё
девять лет: по классу фортепиано - у Николая Кашкина, по классу контрапункта -
сначала у Лароша и Губерта, а затем - у Сергея Танеева, который, приметив у
молодого студента склонность к сочинительству, также давал ему и частные уроки
свободного сочинения, за которые никогда не брал денег. Именно во время обучения в
классе Танеева Гречанинов сочинил около десятка первых своих романсов, два или
три из которых потом получили очень широкую известность. Более других оказалась
популярна «Колыбельная» на стихи Лермонтова - она прочно вошла в обиход
концертного и домашнего музицирования, а потому запомнилась очень надолго, так
что даже спустя более чем полвека, во время празднования 90-летия Гречанинова, во
многих статьях его называли "композитором знаменитой Колыбельной".
Карьера
В 1890 году Гречанинов окончил педагогические курсы московской консерватории по
классу Василия Сафонова, тогдашнего директора, и для продолжения обучения
композиции переехал в Петербург, где школа преподавания свободного сочинения
была значительно более развита. Он поступил в класс Римского-Корсакова, тогда
наиболее влиятельного и авторитетного композитора и педагога. За три года учения
у Гречанинова сложились ровные и доброжелательные отношения со своим
профессором, но тёплого человеческого контакта не получилось, и в число его
любимых учеников он также никогда не входил. Испытывая искреннее восхищение
своим учителем, Гречанинов обижался на него за постоянную "холодность и
дистанцию", и до конца жизни сожалел о несостоявшейся дружбе с маститым
профессором. Пожалуй, это в конечном счёте и явилось одной из причин возвращения в
Москву.
Окончив в 1893 году Петербургскую консерваторию по классу композиции
Римского-Корсакова экзаменационной кантатой «Самсон», Гречанинов спустя ещё
два года вернулся в Москву, где преподавал в музыкальной школе сестёр Гнесиных, а
позднее руководил детским хором в частной школе Тамары Беркман.
Как один из верных учеников Римского-Корсакова и последователей традиционной
русской школы (так называемой "Могучей кучки"), Гречанинов был замечен кружком
лесопромышленника и мецената Беляева. Первые его опусы («Пять романсов» и
«Струнный квартет соль-мажор») выходят в Лейпцигском издательстве Беляева, а
квартет в 1894 году отмечается премией петербургского общества камерной музыки
(тоже беляевского).
В ранних сочинениях Гречанинова без труда обнаруживается влияние его учителя
Римского-Корсакова, а также Чайковского, сочинениями которого он был сильно
увлечён с детства. Впрочем, в консерваторских кругах его недолюбливали.
Профессора Московской консерватории сходились на том, что он не просто не слишком
талантлив и туговат в музыке, но ещё у него и нет "никакого своего слова". Это
отношение усугублялось также и свойствами характера: Гречанинов за себя стоял
жёстко и неумолимо, и постоянно вступал в споры с профессорами, чем всех
раздражал.
Самыми ортодоксально "кучкистскими" из произведений Гречанинова можно назвать
первые две его симфонии и оперу
«Добрыня Никитич», написанную примерно за шесть лет (1896 - 1902). Кроме
главной былинной темы сюжета и стилистического склада этой оперы, типично
почвенной и национальной, во время её написания Гречанинов активно занимался
сбором песенного этнографического материала, и советовался с наиболее
влиятельными участниками "Могучей кучки". В результате опера получилась
совершенно в русле балакиревской идеологии.
В результате опера встретила благосклонный приём у Римского-Корсакова, который
похвалил добротную работу и написал Гречанинову, что "радуется на оперу и считает
её хорошим вкладом в русскую оперную музыку". Поставленная в 1903 году, в Большом
театре, опера была встречена спокойно, и не имела большого резонанса из-за своей
слишком явной традиционности. По общему мнению, она опоздала появиться на сцене
лет на тридцать. Но в этом плане Гречанинов не хотел открывать новые горизонты - он
имел твёрдое желание и намерение писать музыку доступную и понятную для широких
масс публики. При этом не тривиальную музыку для "черни", а музыку
художественную.
И Гречанинов достиг этого - он стал действительно одним из наиболее популярных и
распространённых, любимых композиторов для среднего уровня музыкального
понимания. Он писал удобно для голосов, отчего певцы и певицы были в восторге. Он
писал для хора. Это область, в которой в России вообще мало было сделано, тут был
спрос вообще на композиции для вокального ансамбля. Он писал духовную музыку, в
области которой русская музыка вообще не была очень продуктивна, наконец, он
писал для детского мира, для которого на тот момент почти ничего не было сделано.
В итоге его популярность стала очень велика, но не среди
музыкантов-профессионалов, не среди открывавших новые горизонты, а среди широких
масс музыкальных людей, любящих музыку несложную, понятную и приятную, но не
пошлую. Его популярность конкурировала с популярностью Чайковского, и многие
певцы находили даже, что Гречанинов "выше и удобнее Чайковского", в чём,
безусловно, была доля истины.
Интересуясь более всего народной песней и сопутствующим
этнографическим материалом, Гречанинов собрал и обработал большое количество
народных песен, в частности, русских, белорусских, татарских, башкирских и прочих.
Долгие годы активно участвовал в работе Музыкально-этнографической комиссии
при Московском университете, а с 1903 года - стал заместителем её председателя.
С 1910 года начал выступать в концертах, в основном аккомпанируя певцам,
исполнявшим его собственные песни и романсы. Однако не вся творческая жизнь
Гречанинова проходила одинаково гладко. Так, например, скандальную известность
приобрела его вторая опера «Сестра Беатриса» (на сюжет Мориса Метерлинка),
поставленная в 1912 году в частной опере Зимина.
Вскоре после успешной премьеры спектакль был осуждён и запрещён к
исполнению духовной цензурой за неканоническое освещение библейских сюжетов.
Формальным поводом запрета послужило появление на сцене поющей пресвятой Девы
Марии. Обратившись к творчеству Метерлинка, Гречанинов одновременно попытался
хотя бы немного модернизировать и свой музыкальный язык, и образный строй, чтобы
не выглядеть посреди эпохи всеобщего декаданса последним махровым ретроградом.
Среди московских музыкантов начала XX века Гречанинов занимал место умеренного
традиционалиста, причём умеренность эта была скорее связана с природной
общительностью и незлобивостью его характера, чем с настоящим стилем его музыки,
которая на деле была значительно более ретроградна, чем её автор. Личное своё
упорство или упрямство Гречанинов никогда не переносил на убеждения других
музыкантов, и тем более композиторов, когда дело не касалось его самого или его
творчества. Проще говоря, он был совершенно неагрессивен. Однако вполне точная
позиция и стилистические пристрастия Гречанинова среди противоборствующих
музыкальных группировок ни у кого не вызывали особых сомнений, поскольку они были
вполне определёнными и точными.
После революции 1917 года Александр Гречанинов несколько лет концертировал в
качестве дирижёра и пианиста, а также продолжал работать с детскими хорами.
Однако с каждым годом стареющему композитору становилось жить всё тяжелее среди
беспорядочной и разрушенной революцией и гражданской войной республики.
В 1925 году Александр Гречанинов вместе со своей второй семьёй эмигрировал в
Европу. Более десяти лет он прожил в Париже, а с началом войны, в 1939 году, переехал
в Нью-Йорк.
Подобно многим другим композиторам, эмигрировавшим из Советской России,
творчество Гречанинова на долгие годы было вырвано из культурного
и концертного контекста. Тем более этому способствовала явно православная и
христианская направленность большей части его творчества. Однако в СССР была
известна, например, песня «Подснежник» на стихи Поликсены Соловьёвой и музыку
Гречанинова (в 1950 году она была записана в исполнении Олега Шарапова).
В 1934 году Гречанинов написал книгу воспоминаний «Моя музыкальная жизнь»,
опубликованную в Париже, а спустя 20 лет - в Нью-Йорке (в переводе на английский
язык).
Александр Гречанинов скончался 3 января 1956 года в Нью-Йорке. Был похоронен на
Свято-Владимирском православном кладбище в Джексоне (Кассвилл), штат Нью-Джерси.
Творческое наследие
Руке Александра Гречанинова принадлежат всего 59 опубликованных опусов, а также 8
сочинений без присвоенных им при публикации номеров и ещё 6 неизданных сочинений.
Однако трудно утверждать, что этот список полный. В творческом наследии
Гречанинова преобладает вокальная и хоровая музыка. Его стиль большей частью -
гомофонный, лишённый сложной фактуры и контрапунктов. Он также написал более ста
романсов, десятки циклов хоров акапелла. Особенно можно отметить сборники и циклы
его детских песен, по материалу и интонации чрезвычайно близких к народным,
например, цикл из шести песен «Ай дуду» (1903), сборник из 20-ти русских народных песен
«На воротах сидел петух» (1906) и цикл «Снежинки» (1907). В этой части творчества
Гречанинова нередко называют прямым продолжателем лядовских методов и традиций.
Среди наиболее известных светских хоровых сочинений Гречанинова можно назвать
«Траурный гимн», «Матушка Русь» (на стихи Некрасова) и хор «Памяти павших за
свободу».
Немалое место среди произведений Гречанинова занимают также театральные
произведения: оперы
«Добрыня Никитич» (поставлена в Большом театре в 1903 году),
«Сестра Беатриса» на сюжет Мориса Метерлинка (Москва, театр Зимина, 1912
год) и
«Женитьба» (по Гоголю, 1950). Последнюю оперу композитор написал, когда
ему было уже за восемьдесят.
Гречанинов написал также несколько детских опер:
«Ёлочкин сон»
(1911), «Теремок» (1921), музыку к спектаклям Алексея Толстого «Царь Фёдор Иоаннович»
(Москва, 1898) и «Смерть Иоанна Грозного» (1899), а также - к «Снегурочке»
Островского (1900). Также он написал пять симфоний, «Элегию» памяти Чайковского,
оставшуюся неизданной, несколько других оркестровых сочинений, среди которых
наиболее известна «Демественная литургия» для струнного оркестра,
четыре квартета, ряд фортепианных пьес, и выполнил множество обработок народных
песен для камерного и хорового музицирования.
Наибольшей известностью и в настоящее время пользуются духовные хоры
Гречанинова, в которых он стремился совместить старинный стиль (знаменного)
хорового пения с народной песенностью, (включая прямые фольклорные
заимствования) и профессиональной академической культурой. Многие из
гречаниновских хоров прочно вошли в церковный обиход и концертную хоровую
практику. Особенно известна его восьмиголосная обработка «Волной морскою» и
«Верую» собственного сочинения. Кроме того, Гречанинову принадлежат регулярно
исполняемые циклы церковных песнопений («Литургия Святого Иоанна Златоуста» 1897
года и
«Всенощное бдение» 1912-го), а также «Страстная седмица» и множество
отдельных хоровых номеров, к числу самых известных из них принадлежит, пожалуй,
короткая молитва «Достойно есть».
Особого упоминания заслуживает тот факт, что в парижский период
своей эмиграции Гречанинов, будучи уже очень пожилым человеком, сочинил
несколько католических месс и мотетов, а во время жизни в Нью-Йорке - также
и протестантские хоры с текстами на английском языке.
Судьба послала ему долгую жизнь, которая компенсировала то, что он потерял, поздно
выступив на музыкальный путь. Ему вообще к лицу была долгая жизнь. Спокойный,
тихий, любящий природу и детей, мирно религиозный, без исканий ни в религии, ни
в музыке, он воплощал собою другой лик России - не изломанный и мятущийся лик
Достоевского, Белого, Скрябина, а благостный, успокоительный, просветлённый и
смиренный.
По материалам Википедии