Лебешев Павел Тимофеевич - советский и российский кинооператор и актёр кино.
Народный артист Российской Федерации. Дважды лауреат Государственной премии
Российской Федерации.
Павел Лебешев родился 15 февраля 1940 года в Москве, в семье кинематографистов.
Семья
Лебешев, сын известного советского кинооператора Тимофея Павловича Лебешева
снявшего фильмы «Девчата» и «Щит и меч», и мамы режиссера - документалиста. Вообще
Паша не собирался связывать свою жизнь с кинематографом. Отец вечно в
экспедициях.
Мама,
когда могла, брала детей с собой, но они там скучали, так как женщина снимала
«науч-поп». Кроме того, она часто болела, и Паша выучился самостоятельно готовить.
С тех пор еда и ее приготовление стало лебешевским талантом, не уступающим
операторскому.
Выбор профессии
Павел хотел выбрать профессию связанную с математикой, но в старших классах
увлекся фотографией. Видя такое дело, отец стал привлекать его к съемкам. После
окончания школы в 1957 году отец привёл Пашу на киностудию «Мосфильм», где он начал
работать сначала механиком, потом ассистентом оператора и вторым оператором.
Работал на картинах «
Звонят, откройте дверь», «Щит и меч» и других.
Учёба
Отец посоветовал потупить во ВГИК. В 60-е годы Павел Лебешев поступил на заочное
отделение операторского факультета ВГИКа (мастерская А. Д. Головни), которое
окончил в 1972 году. Лебешев поступал года три, а учился целых 10. Диплом он получил,
уже сняв знаменитый «Белорусский вокзал». Его педагог, Анатолий Головня, наставил
Лебешеву фальшивых пятерок за несколько лет, чтобы талантливый парень скорее
получил диплом и продолжил съёмки, хотя самого оператора работа в «Белорусском
вокзале» не очень удовлетворяла.
Кинооператор
В 1967 году в качестве оператора-постановщика снял киноновеллу «Ангел» (режиссёр
Андрей Смирнов, по рассказу Ю. Олеши) в рамках киноальманаха «Начало неведомого
века», но фильм был положен на полку и вышел на экраны спустя двадцать лет. Андрей
Тарковский, увидев первую короткометражку Лебешева, позвал его поработать над
первоначальным, неосуществлённым вариантом «Зеркала».
Сотрудничество с Андреем Смирновым продолжилось на съёмках фильма «Белорусский
вокзал» (1970), который принёс известность молодым авторам.
Лебешев работал с такими режиссёрами как: Никита Михалков, Сергей Соловьёв,
Лариса Шепитько, Георгий Данелия, Александр Адабашьян.
У него были свои мерки и методы, которые до сих пор являются непостижимыми.
Например, знаменитого советского оператора Сергея Урусевского («Летят журавли»)
Лебешев считал, скорее, великим художником, потому что Урусевский мог дожидаться
красивой натуры часами и даже днями. О том, как снимал Лебешев, ходят истории,
больше похожие на байки, но они правдивы.
...Когда Данелия делал «Кин-дза-дза!», группа работала в настоящей пустыне. Многие
актеры были не только очень заслуженными, но и не молодыми людьми. Так вот, пока
Данелия строил кадр, Лебешев спокойно играл в автобусе в шахматы. Георгий
Николаевич неоднократно пытался вызвать оператора на площадку, на что
многократно слышал «Сейчас!». Когда терпение режиссера по градусу приближалось к
пустынному воздуху, Павел Тимофеевич выбегал, быстро смотрел, просил что-то
переставить, снимал...Через пять минут он уже сидел за шахматами, а Данелия, не
успевший остыть, отсматривал материал и поражался, насколько великолепным был
кадр. При этом Лебешев всегда носил очки с толстенными стеклами.
С первых работ Лебешев таскал с собой специальный чемодан, отнюдь не для
операторских прибамбасов. Там лежала плитка с духовкой и кухонная утварь. Он
всегда готовил в экспедициях. Мог одним глазом смотреть в камеру, другим - как в
сторонке по его поручению варят рис и жарят шашлыки. На качестве съемки это
отражалось только в лучшую сторону.
Лысый, толстенький, обожавший «пожрать», он выглядел простачком. Но это была чисто
русская манера - прикинуться хуже и глупее. Одни утверждали, что Лебешев никогда
не читал, другие - что он прекрасно разбирался в литературе, живописи, часами
пропадал в Эрмитаже, бывая в Питере.
Лебешев всегда говорил: главный в кино - режиссер. Оператора он считал
«любовницей», которую могут позвать, а могут и послать. Наверняка в глубине души
он не верил, что его кто-то пошлет.
Самая золотая пора была тогда, когда они работали втроем - Михалков, Лебешев и
Адабашьян. Это началось на фильме «Свой среди чужих...». Говорят, что пронзительный
финал с объятиями главных героев и соединением разных временных отрезков
придумал именно Лебешев. Сам он это отрицал, но то, что вестерн о Гражданской войне
был снят как эпическое полотно, конечно, огромная заслуга Павла Тимофеевича.
Актёр кино
Павел Лебешев проявил себя и как киноактёр, дебютировав в роли соседа Пети
Крючкова в фильме "Звонят, откройте дверь" (1965). Известен ролями в фильмах: "Свой
среди чужих, чужой среди своих", "Тюремный романс", "Кавказский пленник", "Побег из
Гулага".
Известность и признание
За заслуги перед государством, большой вклад в киноискусство, многолетнюю
плодотворную деятельность в области культуры и искусства, Павел Лебешев был
удостоен высоких званий: Народный артист Российской Федерации, дважды лауреат
Государственной премии Российской Федерации, и многих правительственных
наград.
Кончина
При совершенно непостижимом образе жизни у Павла Тимофеевича было очень неважное
здоровье. В возрасте под 60 ему потребовалось шунтирование, которое выполнил
знаменитый кардиохирург Ренат Акчурин.
Примерно в эти годы Лебешев пережил страшную трагедию - погиб его старший сын. Как
обычно, спасала только работа. Последним фильмом стала картина польского
режиссера Ежи Гофмана «Древнее предание. Когда солнце было богом». У Павла
Тимофеевича было плохо с ногами, но Гофман предоставил ему специальную
инвалидную коляску, он был согласен на всё, лишь бы получить Лебешева в свою
картину.
В феврале 2003 года Лебешев отметил 63-летие и через несколько дней собирался
отметить 23 февраля. По телевизору шли военные фильмы, и один из его любимых, «Два
бойца». Внезапно Павел Тимофеевич сказал жене: «Мне плохо...», уронил голову на
руки.
Скончался 25 февраля 2003 года в Москве на 64-м году жизни от сердечного приступа.
Гражданская панихида прошла в Доме кино. Похоронен на Кунцевском кладбище.
Личная жизнь
Павел Лебешев был женат. От своей жены Натальи Лебешевой имел двух сыновей
(Алексея и Дмитрия). Алексей Лебешев - известный современный цветокорректор. Его
дочь и внучка Павла Лебешева - Дарья Лебешева, популярная молодая художница.
Память
В память о знаменитом кинооператоре учреждён именной приз. На международном
кинофестивале кинематографических дебютов «Дух огня» в Ханты-Мансийске
вручается Приз имени оператора Павла Лебешева «За лучшую операторскую работу» в
конкурсном или внеконкурсном российском фильме.
В 2005 году режиссёром Дмитрием Губаревым был снят документальный фильм о П. Т.
Лебешеве - «Павел Тимофеевич Лебешев. Неоконченная пьеса...», в котором приняли
участие Никита Михалков, Сергей Соловьёв, Татьяна Друбич, Александр Абдулов,
Марина Александрова, Александр Адабашьян, Андрей Смирнов, Юрий Клименко, Эдуард
Гимпель, Вадим Алисов, Леонид Верещагин.