Елена Александровна Кузьмина родилась в Тифлисе 17 февраля 1909 года. В 16 лет Лёля
(так называли её все, кто знал) приехала в Москву из родного города учиться «на
артистку». В заявлении она написала, что ей 18 лет, члены приёмной комиссии
киномастерской ФЭКСа (фабрика эксцентрического актера) в это не поверили, но
экзамены сдавать разрешили. Кузьмина очень боялась поступать, но желание стать
звездой экрана было так велико, что она, пересилив себя, смело шагнула в заветную
комнату, услышав свою фамилию.
В платье из синей тафты, которое они с мамой шили накануне отъезда в Москву, Леля
чувствовала себя неуютно. Она в жизни не носила такие «изысканные вещи». А
причёска? Какое-то воронье гнездо... И всё ради славы.
«Почему же вы решили поступать к нам?» - спросили Кузьмину в комиссии. Она пожала
плечами, потом ответила: «Хочу. Вы же стали артистами». «Ну, хорошо, - улыбнулся
кто-то, разглядывая с интересом красную от волнения Лёлю, - этюд сможете показать?
Представьте себя в тёмной комнате...» Лёля огорчённо ответила: «Если бы я умела... Я
же учиться пришла».
Позже, когда Кузьмина постигала основы актёрского искусства у мастеров ФЭКСа
Григория Козинцева и Леонида Трауберга, ей казалось, что педагоги ею недовольны.
Правда, иногда Козинцев внимательно разглядывал ученицу, как всегда насвистывая
себе что-то под нос. А Леонид Трауберг вежливо говорил: «Лёля, вы очень хорошо
показываете этюды, продолжайте в том же духе...». И совсем стало невероятным для
неё, когда оба её учителя пригласили Кузьмину в свой фильм «
Новый
Вавилон», который рассказывал о последних днях Парижской коммуны.
Кузьмина играла роль продавщицы Луизы, которая оказалась в центре политических
событий. Съёмки проходили в Одессе. Всё вокруг горело и грохотало, свистели пули и
сыпались камни. Во время пожара на баррикаде Лёле стало плохо, она чуть не упала в
обморок. Но Козинцев требовал переснять эпизод, и Кузьмина смело бросилась в дым и
пламя. Спустя годы, Козинцев в своих воспоминаниях отметил «смелость игры актрисы
Кузьминой».
А сама Лёля, посмотрев фильм, напишет в своём дневнике, что более страшной актрисы
представить себе не могла. Конечно, она знала, что ей далеко до Веры Холодной или
Мэри Пикфорд. Но почему у неё такой испуганный вид, тощая фигура... Красивые
актрисы Кузьминой никогда не нравились, от них веяло ненатуральностью. Но её вид -
это просто какой-то ужас! Может, стоит оставить кино? Вот и бабушка с мамой зовут в
Тифлис, обещают научить шить.
Пока Кузьмина решала, как поступить со своей актёрской судьбой, Козинцев и
Трауберг предложили ей новую роль в фильме «
Одна», где главная героиня-учительница,
которую должна была играть Лёля, вступает в борьбу с кулаками. И Кузьмина
засветилась от счастья. Она не признавала в работе слов «не хочу», «не могу»,
«боюсь» или «нет сил». Как только картина была снята, пришло распоряжение из
Москвы об озвучивании фильма.
«Немой» учительнице пришлось заговорить, как и другим героям фильма, чтобы
наполнить его звуками. Впоследствии роль Кузьминой была переозвучена актрисой
Марией Бабановой.
Через два года после выхода на экран фильма «
Одна» режиссёр Борис Васильевич Барнет
решил снять кинокартину «
Окраина» и предложил главную
роль Лёле Кузьминой, в которую был влюблён. Барнет был старше Кузьминой на 7 лет. Он
был красив и обаятелен. После окончания гражданской войны, где Борис был
санитаром, он поступил в школу физического образования, его увлёк бокс, он даже
несколько раз выступал на ринге. Но потом Барнет передумал и стал учиться в
киношколе у известного режиссёра Льва Кулешова.
До встречи с Кузьминой Барнет снял фильмы «Девушка с коробкой», «Дом на Трубной» и
«Москва в Октябре». Кузьмина хотела сниматься у Барнета, но она предложила ему
другой вариант сценария. Они поругались, но Борис был счастлив. Именно о такой
жене он всегда и мечтал...
Лёля, став женой Бориса Барнета , родила дочь, сыграла ещё в одном его фильме - «
У самого синего моря», роль рыбачки Маши.
Однако совместная жизнь у них не
складывалась. Барнет твердил Лёле, что она неудачница, что в ней нет ни грамма
таланта и что если бы не он, она так и осталась бы на задворках кино.
Кузьмину приглашали сниматься другие режиссёры, но Барнет говорил: «У тебя дочь!
Кто будет сидеть с ней?» Лёля ходила с мокрыми от слёз глазами, не зная как
успокоить ревнивого супруга. И тут вдруг неожиданный звонок с «Мосфильма» от
режиссёра Михаила Ильича Ромма с предложением сниматься в его картине «
Тринадцать». Барнет, узнав об этом, предложил жене отказаться от роли.
Кузьмина отказала Ромму, но тот был настойчив. Он звонил ей и уверял, что роль
прекрасная, что она с ней справится. И уговорил Лёлю заключить... договор.
Съёмки фильма проходили в Средней Азии. Картина рассказывала о том, как отряд
пограничников отбивался от басмачей. Роль жены командира исполняла Кузьмина.
Играть было сложно. Пески, нечеловеческая жара, всё время хотелось пить. Ромм был
режиссёром требовательным и по ходу работы актёров всегда что-то менял. Не
высказывал претензий он только Кузьминой. Съёмочная группа решила, что Ромм
неравнодушен к Лёле. Кто-то из доброжелателей сообщил об этом в Москву Барнету.
Когда он появился на съёмочной площадке, актёры заговорили о том, что Ромм ни за
что «не устоит» перед боксёром Барнетом. Ромм встретил Барнета приветливо.
«Снимаете?» - спросил Борис. В ответ услышал: «Снимаем». «А жара?» - снова спросил
Барнет. Ромм пожал плечами. И они оба рассмеялись. Уже уезжая, Барнет подозвал
Кузьмину и сказал ей: «Ромм настоящий мужик... Но смотри, Лёля...» Кузьмина, немного
подумав, стала чаще посматривать в сторону режиссёра.
Позднее Михаил Ромм признался Кузьминой, что смотрел все фильмы с её участием, что
обожает все её роли и что давно её любит.
Став женой Михаила Ромма , Елена Кузьмина стала и «его» актрисой. В общей
сложности Кузьмина снялась в 22 фильмах. Но лучшие свои роли она сыграла у Ромма в
кинокартинах «
Русский
вопрос», «
Мечта», «Человек №217», «
Секретная миссия», «
Корабли штурмуют бастионы».
В 1956 году появилось положение о запрете на съёмку жен режиссёров в своих фильмах.
Ромм в это время готовился к работе над кинокартиной «Убийство на улице Данте»,
где должна была играть Кузьмина. И хотя фильм имел успех у зрителей, сам Ромм был
разочарован. Впоследствии он не снимал почти 6 лет, вел режиссёрские курсы во
ВГИКе.
Общественное мнение он «взорвал» в 1962 году, когда снял фильм «Девять дней одного
года» о физиках-ядерщиках. А 4 года спустя Ромм сделал кинокартину «Обыкновенный
фашизм». С этим фильмом он объездил весь мир. Михаил Ильич был полон планов. В эти
годы в его записях появляется фраза: «Ещё 10 лет и я всё успею...»
А Кузьмина продолжала сниматься у других режиссёров. В последнем своём фильме «
Беда» она сыграла
за год до смерти. И опять Лёля играла, как в первый раз. В своей книге «О том, что
помню» Кузьмина написала о том, что она ещё в молодости научилась наблюдать за
людьми и потихоньку собирать их «характеры» в свою особую «кладовку» памяти.
Брак Ромма и Кузьминой длился 34 года. Михаила Ромма не стало 1 ноября 1971 года. Елена
Александровна Кузьмина умерла 15 октября 1979 года, в возрасте 70 лет. Актриса
похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.
В кабинете Ромма над письменным столом всегда висел фотопортрет актрисы Елены
Кузьминой. У неё печальные глаза с лёгким прищуром, словно она пытается во что-то
вглядеться. «Странно, - писала она в своих воспоминаниях, - я всегда была
комедийной актрисой, а роли играла драматические... Правда, трагедия и комедия
бытуют рядом...»