Владимир Ростиславович Гардин (настоящая фамилия Благонравов) - русский и
советский актёр, театральный и кинорежиссёр, сценарист, педагог, чтец, теоретик
кино. Один из основателей и руководитель первой в мире Государственной школы
кинематографии (ВГИК). Народный артист СССР.
Семья
Владимир Благонравов родился в Твери в дворянской офицерской семье. Родители
рано расстались: мать ушла к другому человеку, и сына воспитывал отец,
подполковник гусарского полка Ростислав Фёдорович Благонравов, после
Октябрьской революции официально сменивший фамилию на Гардин - сценический
псевдоним сына. Благонравовы жили в Москве. Отец любил петь, играть на рояле и
читать стихи, в его доме часто собиралась столичная аристократия.
Карьера военного
В 1894 году Владимир Гардин окончил Второй Московский кадетский корпус, затем
учился в Киевском военном училище.
С 1896-1897 года находился на военной службе в Новогеоргиевской крепостной
артиллерии. После увольнения в запас поступил на должность младшего контролёра в
Акцизном ведомстве.
Театральная карьера
Первые публичные выступления начались после ухода в запас с военной службы.
Гардин выступал на любительской сцене Пожарного общества в Рославле Смоленской
губернии.
В 1898 году Гардин был принят в труппу антрепренера Е. Славянского, этот год
считается началом его творческой деятельности. Он служил в театрах Риги,
Екатеринбурга, Перми, Одессы, Бендер, Гродно, Царицына, Таганрога, Кишинева,
Екатеринослава.
С 1902-1904 год работал в Тифлисе. Во время гастролей петербургского театра В.Ф.
Комиссаржевской в Тифлисе подписал договор с театром и выступал на его сцене с 1904
по 1906 од.
В 1907 году перешёл в Ново-Василеостровский театр под руководством Николая Попова
(Санкт-Петербург).
В 1907 году организовал Новый театр в Териоках, где ставил экспериментальные пьесы,
запрещённые цензурой. Главным режиссёром был Всеволод Мейерхольд. После отказа
убрать из репертуара «Соломею» вышел приказ об аресте Гардина, но тот успел
покинуть Россию и уехал в Париж, где в 1908 организовал русский театр.
По возвращении на родину с 1909-1912 год служил актёром и режиссёром театров Воронежа,
Царицына и Саратова.
В 1912 году в Театре Корша исполнил роль Феди Протасова в пьесе «Живой труп».
На заре кинематографии
Первой актерской работой Гардина в кино стала роль Наполеона в фильме «
1812 год», которую
ставили фирма «А.А. Ханжонкова Кº». Актер объяснил свое увлечение
кинематографом тем, что никогда не видел в театре такого разнообразного состава
зрителей, как в кинематографе:
«В нем смешивались самые разные профессии, сословия, возрасты. И это также сыграло
роль в моем выборе будущего пути».
В 1913 году Гардин заключил контракт с торговым домом «Тиман и Рейнгардт» и начал
работать в качестве кинорежиссёра и сценариста «Русской золотой серии», иногда
снимаясь как актёр. Дебютировал как режиссёр картины «
Ключи
счастья», снятой совместно с Яковым Протазановым, который исполнял роль
консультанта, подсказывая начинающему режиссёру, как лучше снять ту или иную
сцену. Бюджет фильма и время съёмок многократно превысили установленные
стандарты, а его успех превзошёл все ожидания. «Ни один фильм, ни до, ни после
«Ключей счастья» не имел такого коммерческого успеха».
К 1914 году Гардин стал ведущим режиссёром торгового дома, наряду с Протазановым.
Экранизировал как классические, так и современные произведения («
Вавочка», «
Дни нашей жизни», «
Привидения»), а также
ставил фильмы по оригинальным сценариям («
Маска смерти»,
драма «Жребий» по сценарию Фёдора Сологуба). Особенным успехом пользовались
фильмы «
Дворянское гнездо» и «
Анна
Каренина», где впервые появилась Вера Холодная.
В связи с начавшейся Первой мировой войной немецкий подданный Пауль Тиман,
опасаясь за свою судьбу, выпустил целый ряд патриотических фильмов. Так, Гардиным
были сняты «
Под пулями немецких варваров», «
Ужасы
Калиша», «В огне славянской бури», «
Подвиг казака Кузьмы Крючкова» (фильм был снят за
один день и пользовался большой популярностью) и «
Энвер-паша - предатель Турции».
В начале 1915 года Тиман, узнав, что Александр Ханжонков снимает «Войну и мир», решил
опередить его и запустил в производство экранизацию того же романа. Гардин
совместно с Протазановым успели снять фильм раньше Ханжонкова, картина принесла
большие сборы, однако оба режиссёра покинули торговый дом. По мнению Владимира
Михайлова, их уход «был протестом против коммерциализации „Русской золотой
серии“», тогда как Виктор Короткий полагал, что «причиной могли быть опасения
режиссёров быть обвинёнными в отсутствии патриотизма» из-за работы в немецкой
фирме.
Режиссёры организовали собственное производство, которое вскоре распалось,
после чего Гардин объединил усилия с предпринимателем Владимиром Венгеровым.
Кинопавильон их товарищества «Киночайка» (более известное как «Товарищество
Венгеров и Гардин») оборудовали в Петровском парке, а другой, для зимних съёмок, -
на крыше Дома Нирнзее.
До 1917 года им было поставлено более 30 фильмов. Среди них выделяются «
Приваловские миллионы», «
Мысль» и «
Слава
сильным... гибель слабым...». В 1917 году Гардин стал режиссёром фирмы «Нептун», где
снимал салонные мелодрамы, зачастую с мистическим сюжетом. Во многих из этих
фильмов главную роль сыграл Григорий Хмара. Всего до революции им было поставлено
43 картины.
Советский кинематограф
Владимир Гардин был искренним сторонником всех культурных начинаний советской
власти. В 1918 году он участвовал в составлении «Приказа № 1 Центрального
исполнительного комитета кинопролетарских союзов», по которому все
кинематографические ателье должны были перейти в ведение профессиональных
организаций. Гардин заведовал контрольным отделом, а позднее производственным
отделом Кинокомитета. На производственном совещании Кинокомитета 8 мая 1919 г. в
своем выступлении он призвал обратиться к хронике (одному из самых необходимых
орудий политической пропаганды).
В 1919 году Гардин стал одним из инициаторов создания новой советской школы
кинематографа. 1 сентября 1919 года в Москве открылась «1-я Государственная школа
кинематографического искусства». Владимир Гардин был назначен ее директором и
пригласил преподавать в ней Леонида Леонидова, Ольгу Преображенскую, Сергея
Волконского, Александра Чаброва, Николая Фореггера и многих других. В число
учебных дисциплин вошли: эмоциональная пластика, мимическая выразительность,
пляска, фехтование, акробатика, развитие тела и гимнастика чувств. Отсутствующую
учебную аппаратуру заменяла рама (размер ее регулировался), имитирующая экран.
В годы гражданской войны Гардин занимался административной и хозяйственной
работой, но успевал ставить хроникальные и агитационно-художественные фильмы. В
1919 г. он снял «Похороны Свердлова» и «День коммунистической молодежи», поставил
агитационно-художественные фильмы: «96 часов обучения» (1919) и «
Серп и молот»
(постановка коллектива 1-й государственной киношколы; 1920-1921). Фильм получил
высокую оценку как «самое выдающееся явление агитационного кинематографа за
весь период гражданской войны». В фильме были заняты многие ученики киношколы
впервые, в том числе Вс. Пудовкин. С ним Гардин в 1921 г. поставил короткометражный
фильм «
Голод...голод...голод».
В 1920 году стал заведующим Мастерскими кинорежиссуры Наркомпроса. Продолжал
ставить художественные и документальные ленты (в их числе экспериментальный
фантастический фильм «
Железная пята»
по роману Джека Лондона).
С 1922-1929 год участвовал в организации кинопроизводства в союзных республиках:
киностудий Всеукраинского фотокиноуправления (ВУФКУ) (Ялта) и «Советская
Белорусь» (Минск). Параллельно продолжал работу на ленинградских киностудиях
«Госкино», «Востоккино» и других в качестве режиссёра и актёра.
Всего в 1920-х годах он поставил более 50 фильмов. После появления звукового кино
выступал только как актёр.
В 1930-е годы Гардин стал одним из самых популярных актеров в кинематографе. «Одним
характерным штрихом, появлением в одном лишь кадре он умел привлечь внимание и
воздействовать так сильно, как другой актер не смог бы сделать этого в течение
целой картины, находясь непрерывно на глазах зрителя».
Актер создал выразительные образы военных: полковник («
Снайпер», 1931), командир («
Интриган», 1935), генерал Печенегов («
Враги», 1938), генерал («Год
девятнадцатый», 1938), генерал Н.Н. Юденич («Оборона Петрограда», 1939). Какую бы роль не
исполнил Гардин (крестьянин, рабочий, инженер, директор гимназии, князь, сенатор
или музыкант), каждая из них была своеобразна и характерна, в каждый образ был
вложен собственный жизненный опыт и накопленный багаж знаний.
Классикой отечественного кино стали созданные Гардиным образы рабочего Бабченко
(«
Встречный», 1932), Порфирия Головлева («Иудушка Головлев», 1933), гувернера
Мейера («
Юность поэта», 1936),
князя Верейского («
Дубровский», 1935),
графа Толстого («Петр I», 1938), Киврина («
Степан Разин», 1938),
сенатора («
Пугачев», 1938), генерала Печенегова («
Враги», 1938, по мотивам одноименной
пьесы М. Горького; режиссер - А.В. Ивановский), директора гимназии («
Человек в футляре», 1938), Иоганна Себастьяна Баха («
Антон Иванович сердится», 1941).
Всего снялся более чем в 70 фильмах.
Многогранность натуры
Интересы Гардина были чрезвычайно разнообразны: с 1940 года выступал на эстраде,
писал статьи и сценарии давал интервью, участвовал в дискуссиях по вопросам кино,
читал лекции о кинематографе. В 1938 году он первым заговорил о необходимости
создать театр киноактера при киностудии «Ленфильм» и в течение нескольких лет
пытался эту идею реализовать.
Военные годы
Во время Великой Отечественной войны вместе с женой в составе шефской фронтовой
бригады «Ленфильма» выезжал на фронт, выступал в Доме офицеров в Ленинграде, в
госпиталях. Супруги пережили блокаду Ленинграда, во время которой дали около 500
концертов перед войсками. Один из них состоялся 31 мая 1942 года в Большом зале
Ленинградской филармонии. В то же время Гардин оставил ряд дневниковых записей, в
которых крайне критично рассуждает о коммунизме и советской власти (листки были
вырваны из тетради и перемешаны на случай, если кто-то решит их прочесть).
Послевоенный период
После войны несколько лет сидел почти без работы, распродавал картины и
раритетные вещи из квартиры, продал дачу в Татьянино. Давал концерты.
В 1947 ему, наконец, выделили роль в фильме «
Солистка
балета». Совместно с женой выпустил книгу мемуаров «Жизнь и труд артиста» (1960).
Признание
Профессиональная режиссерская и актерская деятельность Гардина была отмечена
государственными наградами. В 1935 году ему было присвоено звание Заслуженного
артиста РСФСР, в 1947 году - Народного артиста СССР. Он был награжден орденом «Знак
почета» в 1939 году за исполнение главной роли в фильме «Иудушка Головлев» (1933) и
роль Печенегова в фильме «
Враги» (1938), двумя орденами Трудового
Красного знамени (1947 и 1950), медалями.
Увлечения
Владимир Гардин проживал в Ленинграде в известном Доме Боткина на Потёмкинской
улице, он также как и Сергей Боткин, увлекался коллекционированием картин. В
Российской национальной библиотеке (зал рукописей) хранится часть коллекции В.Р.
Гардина - рисунки (преимущественно) Б.М. Кустодиева, более 700 листов.
Кончина
Владимир Гардин скончался 28 мая 1965 года в Ленинграде после девяти лет тяжёлой
болезни. Похоронен на Богословском кладбище.
Личная жизнь
Владимир Гардин является правнуком Ивана Ивановича Лажечникова (1792-1869),
известного писателя, одного из зачинателей русского исторического романа.
Жена - Татьяна Дмитриевна Булах-Гардина (1904-1973), актриса театра и кино, поэтесса.
Сын - Юрий Владимирович Гардин (1905-?), инженер-испытатель оптического завода № 393
Министерства вооружений СССР. В 1942 году он, тяжело больной, смог покинуть
Ленинград при содействии отца, после чего пропал. Владимир Ростиславович был
уверен в гибели сына, но в 1945 году стало известно, что тот благополучно добрался и
устроился на подмосковный оптический завод. На контакт с семьёй он больше не
выходил. Числится в списках репрессированных общества «Мемориал».
Племянник - Андрей Глебович Булах, учёный, доктор геолого-минералогических наук,
профессор СПбГУ. Автор и составитель мемуаров «Жизнь и труд артиста» (2011),
основанных на дневниковых записях Татьяны Булах-Гардиной и историка архитектуры
Валерия Шуйского.
Память
В Санкт-Петербурге на доме по адресу Потёмкинская улица, 9 в 1968 году была
установлена мемориальная доска с текстом: «В этом доме с 1927 года по 1965 год жил
народный артист СССР Владимир Ростиславович Гардин»