Джордж Стивенс родился 18 декабря 1904 года в городе Окленд, штат Калифорния, США.
Один из американских кинематографистов, известный своими блестящими
способностями, повлиявшими на создание классических голливудских кинофильмов и
прославивших Голливуд на весь мир. Он один из наиболее уважаемых режиссеров во
всей истории Голливуда. Джордж Стивенс прожил 71 год и скончался от сердечного
приступа 8 марта 1975 года.
Родился он в семье известных в то время актеров - отца Лендерса Стивенса и матери
Н. Купер, которая также была дочерью актеров из Грузии. Семейная чета Стивенс
имела свою собственную театральную компанию в Окленде, которая путешествовала по
всему заливу Сан-Франциско, выступая с собственными представлениями. Их
театральный репертуар был в стиле классики и драмы. Сам Джордж Стивенс с пяти лет
выступал на сцене и учился работать с публикой. Но в 1922 году родители Джорджа
решили переквалифицироваться из актеров в создателей фильмов. Семья из четырех
человек (старшего сына звали Джон Стивенс), основалась в городе Южный Глендейл,
Калифорния, и продолжила собственный бизнес в создании фильмов, снимаясь в своих
картинах. Таким образом, в 1931 году выходит в свет первая семейная картина Стивенс -
«Маленький Цезарь», в этом же году следует «Враг общества» и в 1941 году - снятая из
нескольких небольших частей «Гражданин Кейн».
В 17-летнем возрасте Джордж Стивенс получает работу помощника оператора на студии
«Роуч Хал». Нехватка специалистов в то время была большой, поэтому Стивенсу не
составило большого труда найти работу. Работая в компании помощником оператора,
Стивенс визуально познакомился с искусством и выпуском малобюджетных фильмов,
таких, как «Rex the Wonder Horse», которые производили огромное впечатление на зрителя.
Через два года Стивенс стал оператором-постановщиком, а кроме этого участвовал в
написании сценария для нескольких комедий, таких, как «Sten Laurel» и «Oliver Hardy».
Развивая кинематографические возможности - характеры и взаимоотношения,
подробности и поведение - Джордж Стивенс придерживался гуманизма и собирал
огромное количество интересных образов. Эти эстетические начинания
практиковались в создании фильмов и являлись частью учебной программы.
В 1935 году Джорджа Стивенса, уже достаточно известного кинематографиста,
приглашает в качестве режиссера не менее известная дива Кэтрин Хепберн,
предлагая создание мелодрамы о разочаровании и стремлении к счастью «Элис
Адамс». Свою первую классическую историю в виде музыкальной комедии Стивенс
создает в 1936 году. Благодаря ловкому владению фотокамерой и острому зрению
режиссера, Стивенс создает уникальную атмосферу для фильма, вызывающую
положительные эмоции у зрителя. При помощи игры света и зеркального отражения,
ему удается создать специальные эффекты изображения реального пулевого ранения.
Следующим классическим произведением Стивенса было создание в 1939 году
приключенческого фильма по Р. Киплингу - «Гунга Дин». В фильме о колониальной
Индии используются импровизации стрельбы, из-за чего фильм становится более
дорогостоящим, чем предыдущие. В 1940-х годах студия «Columbia» подписывает со
Стивенсом контракт с предоставлением ему полной творческой самостоятельности,
после чего в свет выходят блестящий фильм «
Весь город говорит», получивший семь номинаций на премию «Оскар».
Вернувшись со второй мировой войны подполковником, Джордж Стивенс, находясь под
сильным впечатлением от военных действий, создает несколько картин с условиями
жизни людей в военный период. При съемках следующих фильмов была использована
совершенно новая технология фоновых рисунков, которые создавали совершенно иную
атмосферу фильма и свой мир. Одной из таких лент стала мелодрама «
Место под солнцем» по роману Теодора Драйзера «Американская трагедия»,
снятая в 1951 году. За эту картину Стивенс получает свою первую премию «Оскар» в
номинации «Лучший режиссер». Все последующие пятидесятые годы Джордж Стивенс
создает фильмы, но все они подвергаются критическим замечаниям и запрещаются в
прокате. Только спустя много лет фильмы имеют возможность выйти в свет.
В 2004 году в Лондонском Британском институте кино и в музее современного искусства
в Нью-Йорке отмечалось столетие знаменитого Джорджа Стивенса, которое
сопровождалось просмотром его фильмов. Его режиссерский стиль можно разглядеть и
в работах многих современных режиссеров, в частности, «оскароносного» Клинта
Иствуда. Оглашались награды и достижения Стивенса, в 1957 он во второй раз был
признан «лучшим режиссером» и получил вторую статуэтку «Оскар» за
мелодраматический вестерн «
Гигант» с Элизабет Тэйлор в
главной роли. Кроме этого, он еще трижды был номинирован за фильмы «
Дневник Анны Франк», «
Шэйн» и «
Чем больше, тем веселее». Как режиссер, он был также награжден
Мемориальной премией Ирвинга Талберга «за огромный вклад в развитие кино».