Мухтарбек Алибекович Кантемиров - артист цирка и кино, известный в стране
каскадёр и создатель конного театра.
Родился 18 февраля 1934 года в осетинской семье профессиональных цирковых
наездников. Его отец Али-Бек Кантемиров, родоначальник знаменитой династии
цирковых наездников, создавший первый в России конный цирк «Джигиты Осетии»
(«Али-Бек»). Мухтарбек Алибекович Кантемиров - художественный руководитель
московского конного театра «Каскадер».
Его вряд ли надо подробно представлять многочисленной армии поклонников
циркового искусства во всем мире. Достаточно только произнести это имя - и перед
глазами предстает картина: залитый яркими огнями манеж, по которому под
искрометные звуки лезгинки в бешеном галопе проносятся кони, а парни в черкесках
проделывают на них на скаку немыслимые трюки.
Мухтарбек Алибекович воспитал в своем театре целую плеяду мастеров
головокружительных конных трюков.
Сам Мухтарбек Кантемиров на коне с малых лет, в совершенстве овладел искусством
верховой езды, джигитовки и конных трюков. Вместе с братьями и другими членами
труппы «Али-Бек» он снялся в большинстве фильмов, прославившихся
конно-батальными сценами. Мухтарбек Кантемиров знаком зрителям по прекрасному
телефильму «Не бойся, я с тобой!», где обаятельный Мухтарбек сыграл одну из
главных ролей в компании с Львом Дуровым и звонкоголосым Поладом Бюль-Бюль Оглы.
В 2013 году режиссер Юлий Гусман снял продолжение фильма «
Не
бойся, я с тобой! 1919». Действие картины разворачивается через 20 лет после
событий, описанных в первом фильме. В главных ролях картины снимаются актёры из
первого фильма. Продолжение снято спустя 30 лет, хотя задумывалось сразу после
выхода первой картины. В фильме показаны события, которые произошли с героями
первого фильма 20 лет спустя.
Интервью Вугара Иманова с Мухтарбеком Кантемировым «Юлий Гусман чуть не
погиб - Мухтарбек Кантемиров о фильме «Не бойся, я с тобой»».
В одном из благодатных мест Азербайджана, в селении Илису Кахского района, прошел
очередной этап съемок приключенческой картины режиссера Юлия Гусмана «Не бойся,
я с тобой-2», сообщила «Trend Life» кастинг-директор фильма Яна Никитина, которая
играет одну из ролей в картине. На этот раз в съемках принял участие народный
артист России Мухтарбек Кантемиров (в роли Рустама).
Человек, хоть раз, увидевший Мухтарбека Кантемирова в работе, ни за что не поверит,
что ему уже больше 80 лет. А, собственно, чему тут удивляться, ведь он вырос в седле.
Еще в начале прошлого века такого понятия, как «конный цирк», просто не
существовало - первым в мире искусство джигитовки показал широкой публике его
отец, народный артист России Алибек Кантемиров. В следующем году всемирно
известная цирковая династия Кантемировых празднует свое 105-летие. Сыновья и внуки
пошли по стопам Алибека Кантемирова. Среди них был и Мухтарбек Кантемиров, ныне
художественный руководитель Московского Конного театра «Каскадер», президент
Гильдии каскадеров России, президент Федерации боевого метания «Летящий нож».
- Мухтарбек, как вас пригласили на роль Рустама в первом фильме «Не бойся, я с
тобой!»?
- Юлий Гусман в театре музкомедии ставил спектакль «Человек из Ламанчи», там нужно
было метать ножи, кидать лассо, владеть карате, а никто этого не умел. И тут ему
рассказали обо мне. Гусман пришел и предложил сняться в кино в главной роли, к тому
времени я много снимался в кино, но в качестве каскадера. Я боялся, что главную
роль просто не потяну, но тот оставался непреклонен: «У тебя все получится!» Я
познакомился со сценарием. Гусман спросил: «С кем ты хочешь играть, кого видишь в
роли Сан Саныча?» Я, не задумываясь, ответил: «Лева Дуров, с которым я был знаком с
1956 года». Гусман же планировал сначала Николая Караченцова, Ролана Быкова, а Дуров
был у него лишь третьим претендентом. В итоге, как мне кажется, получился очень
теплый, светлый фильм.
- Еще до этого фильма были знакомы с партнером по фильму «Не бойся, я с тобой!»
Львом Дуровым.
- Эта старая история. В конце 1955 года я служил в армии, на Комсомольском проспекте,
где тогда были Хамовнические казармы и манеж. Перед Новым годом к моему командиру
пришел некий парень и говорит: «Тут у вас Кантемиров служит, познакомьте меня с
ним, пожалуйста...» Ну, меня вызвали, он представился как Лев Дуров и рассказал, что
в парке Горького у них намечаются детские новогодние представления, но нужен
человек, который умеет ездить на лошади и сможет произнести несложный текст... Так
мы познакомились, и до сих пор мы дружим. Пару лет назад мне позвонил приятель и
сказал: «Скорей включи телевизор, Дуров интервью дает и о тебе такие вещи
говорит!» Пока я добрался до телевизора, уже все закончилось, но я набрал номер
Дурова: «Привет, ты что там на всю страну обо мне рассказываешь?» А он: «Вот я тебе
пришлю кассету, сам увидишь!» Потом, пока кассету смотрел, я аж покраснел весь: я и
добрый, и умный, и талантливый... Перезвонил и говорю: «Левушка, ну так же нельзя - я
у тебя какой-то уж слишком хороший получился...» На что мне Дуров отвечает: «Миша, а
о тебе иначе нельзя!» Прекрасный человек!
- Что помогает Вам сохранять такую форму - наследственность рода джигитов или
специальные тренировки?
- Ну, наследственность, конечно, сказывается - батя прожил до 94-х лет и с коня не
слезал чуть не до последнего дня. Но трудиться, конечно, необходимо - все мы
занимаемся на снарядах, качаемся, бегаем. Лично я не курю и не пью спиртного, что и
другим советую! Ведь джигит - это не просто умение держаться в седле. Это, прежде
всего, духовность, кодекс чести, заложенные внутри тебя. Это, если хотите, образ
жизни...
- Что означает ваша фамилия?
- У нас династия воинская, слово «кан» означает кровь, а «темир» - железо.
Получается, Кантемировы - Железнокровные. Так что сам Бог велел быть при лошадях и
оружии.
- Как получилось, что воины пошли по цирковой стезе?
- А где еще применить наше искусство? Таким образом, мы продолжаем традиции и
храним честь наших предков. Изначально все наши конные трюки были боевыми
приемами, помогавшими воину выжить в сражении.
- В кино вы играли положительных героев, в жизни тоже производите впечатление
очень доброго человека. Откуда такое пристрастие ко всему воинственному?
- Что поделать, видимо, гены виноваты. Да и основными семейными реликвиями
Кантемировых, передающимися от отца к сыну, всегда было оружие. У меня хранятся
древняя шашка и кинжал, некогда принадлежавшие моим предкам. Но не это главное. Я с
детства помню слова отца: «Дети мои, на всю жизнь запомните - дающий богаче
берущего!» Сейчас я могу смело сказать, что эти слова - основа нашей жизни, и я
горжусь тем, что мы живем так, как завещал мой отец!
- Как вы строите работу с лошадьми, ваши принципы подготовки четвероногих
артистов?
- Лично я выбираю лошадей по глазам, далеко не каждый жеребенок способен стать
артистом. Необходим особенный характер, ум. Обычно мы берем трехлеток, уже
прошедших первоначальную заездку. Наше обучение основано на разумном сочетании
ласки и терпения со строгостью. Жестокое обращение или сюсюканье в равной степени
портит лошадь, а джигиту, каскадеру нужен конь-друг - послушный, верный, который не
подведет в трудную минуту.
- Немаловажное значение имеет и подборка седла?
- Недавно открыл для себя бычью кожу: прочная и узор рельефно ложится. Но кожа - это
уже одежда для седла, в нее наряжают в последнюю очередь. Сначала идет сборка.
Основа конструкции - ленчик. Его прочный скелет составляют две деревянные полки,
скрепленные металлическими луками (дугами). Их соединяет кожаный живец, ремень, на
котором держится оснастка для лошади: подпруга, подперсья и: подушки из войлока в
кожаных мешках для всадника. Кожа - главный материал в наряде седла. В одном седле
ее - на несколько килограммов, причем разной толщины, в зависимости от
предназначения детали. Отделку кожи узором я называю чеканкой. Для набивки
орнамента использую металлические стержни, похожие на большие гвозди с
наконечниками простых рисунков: звездочки, подковки, треугольник, листики... всего
примерно 40 видов.
- Какой самый эффектный конный трюк вам приходилось исполнять?
- Забавно, но один из самых эффектных и любимых публикой трюков - «шапка». Когда мы
работали в Мексике, скача на лошади, я подбрасывал папаху и на полном ходу ее
ловил. Папаха улетала чуть ли не под самый купол цирка, и я успевал проскакать
почти полный круг, прежде чем подхватить папаху с пола или над самыми головами
зрителей. Мне как метателю это было несложно, но публика принимала номер на ура,
даже артисты каждый вечер выходили посмотреть на мою «шапку».
- А как же ваш знаменитый трюк из фильма «Не бойся, я с тобой!», когда вы стояли
на двух скачущих лошадях?
- Это называется «аланская езда». Наши предки славились тем, что могли переменить
уставшую лошадь на свежую, не спешиваясь, а перескочив с одной лошади на другую. Но
лошади могут испытывать как симпатии, так и антипатии друг к другу. Поэтому для
выполнения этого трюка мы специально подбираем лошадей со схожими характерами и
даже ставим их на конюшне рядом. Для джигитовки лучше всего подходят кабардинцы,
арабы и орловские рысаки. Чистокровные англичане - очень нервные лошади с
неуравновешенной психикой, а с дончаками и буденновцами мы вообще предпочитаем
не связываться. Это жутко вредные и конфликтные лошади, признающие только одного
хозяина. В них изначально культивировали бесстрашие и суровость, а нам нужно,
чтобы лошадь могла нормально взаимодействовать с окружающими.
- Говорят, что вещий сон спас вас от смерти?
- У меня очень часто сбываются сны. Ещё мама спрашивала в детстве: «Мишенька, тебе
ничего не снилось?». Она про эти вещие сны - знала. И за три дня перед тем, как
спустился сель, мне снилось...
Осенью 2002 года Сергей Бодров-младший, со своей съемочной бригадой снимал в горах
Северной Осетии фильм «Связной». Как известно 20 сентября 2002 года вечером начался
сход ледника «Колка», который за несколько минут накрыл всё Кармадонское ущелье
трёхсотметровым слоем льда и камней. В результате трагедии погибли 127 человек, в
том числе съемочная группа Сергея Бодрова-младшего.
Мне приснилось, что с цирком приехали в Осетию. Я вышел в город... Совершенно
реальный, цветной сон. Иду, разглядываю всё, и уже ищу своих. Но никто не знает, не
может мне указать - где цирк. И вдруг появляется море, из-под ног - огромная волна
воды, а под ней - люди, все в костюмах. Если бы мне не надо было бежать, искать наших -
я бы поплыл с ними. И стоит цирк, а у входа в него - старший брат Ирбек с белой
лошадью и мой ученик Пётр, тоже покойный. Ирбек спрашивает: «Почему ты опоздал,
Мишка?». «Не волнуйся. Я сейчас быстро переоденусь и могу уже выступать». И у видел
покойников. Они ждали меня и не могли дождаться.
А до этого, в конце августа, мне звонил Юлик Гусман: «Я везу в Осетию фильм «Next».
Давай возьмём «Не бойся, я с тобой» - и поедем вместе». Ещё и Олег, племянник,
уговаривал - поехали на халяву? И в те дни, когда мы должны были быть там, - сошёл
сель. Я бы погиб тогда. Ведь я точно, совершенно точно, поехал бы к своим ученикам.
Был бы с ними, это не могло быть иначе. И Гусман чуть не погиб. Он в тот день сидел на
дне рождения у кого-то из членов местного правительства. И его соседке за столом
позвонили, сказали: на фестиваль ехали актеры, и попали в катастрофу. Она
спрашивает: «Юлий Соломонович, наверное, надо поехать к ним?». Конечно, - говорит
он, - это же наши люди. Они поехали, а сель сошёл и уничтожил то место, где они
сидели. А потом объявили, что погиб Бодров, и (совсем тихо)... артисты конного
театра. Семь человек из нашей каскадерской группы...
Мухтарбек Кантемиров ушел из жизни 30 августа 2017 года в Москве.