Кент Смит (Kent Smith) - американский актер театра, кино и телевидения.
Ранние годы жизни
Фрэнк Кент Смит (Frank Kent Smith) родился 19 марта 1907 года в Нью-Йорке в семье управляющего
гостиницей. Кент окончил школу-интернат «Philips Exeter Academy» в Нью-Гэмпшире. Затем
поступил в Гарвардской университет, где приобрел ранний актерский опыт и стал
одним из основателей знаменитого летнего студенческого театра «Harvard "University Players"»
в Кейп-Коде, Массачусетс, где играли, в частности, Генри Фонда и Джеймс Стюарт . В
1929 году состоялся професииональный актерский дебют Смита в спектакле «Blind Window» в
балтиморском Театре Форда.
Театральная карьера в 1930-60-е годы
В 1932 году Смит дебютировал на Бродвее в спектакле «Мужчины должны драться» (1932),
после чего постоянно играл на протяжении 1930-х годов, сыграв до 1941 года в 15
спектаклях. Среди его наиболее значимых работ этого периода - спектакли
«Додсворт» (два сезона - 1934, 1935) по роману Синклера Льюиса, «Святая Иоанна» (1936) по
пьесе Бернарда Шоу, «Бескрылая победа» (1937) по пьесе Максвелла Андерсона и
«Кандида» (1937) по Бернарду Шоу.
С началом кинокарьеры в 1941 году Смит перебрался в Голливуд, прервав выступления в
театре. Лишь в 1947 году он снова вышел на бродвейскую сцену в спектакле «История
Мэри Сёрратт» (1947), после чего сыграл Агенобарба в трагедии Шекспира «Антоний и
Клеопатра» (1948). На протяжении 1950-х годов Смит появился в девяти бродвейских
спектаклях, среди них «Король
Ричард II» (1951) Уильяма Шекспира,
«Осенний сад» (1951) Лилиан Хеллман, «Дикая утка» (1952) Хенрика Ибсена, «Тётушка
Чарлея» (1954) и повторно «Святая Иоанна» (1957). В 1954 году на Шекспировском
театральном фестивале в канадском Стратфорде Смит сыграл роль Анджело в «Мера за
меру», а затем в Лос-Анджелесе - в спектакле «Что знает каждая женщина» вместе с
Хелен Хэйес . Одним из последних и самых памятных появлений Смита на сцене была
роль в театре Пасадины в спектакле «О, пустыня!» в 1967 году, где он играл вместе с
женой, актрисой Эдит Этуотер.
Карьера в кино в 1936-72 годы
Смит дебютировал в кино в 1936 году в незапоминающейся роли в детективе «
Дело об убийстве в саду». После съёмок Смит вернулся в Нью-Йорк для
продолжения театральной карьеры, и лишь в 1941 году он подписал контракт со студией
RKO, однако в течение девяти месяцев не получил ни одной роли. Наконец, продюсер Вэл
Льютон выбрал Смита на главную мужскую роль в психологическом хорроре «
Люди-кошки» (1942). Как отмечено на сайте AllMovie, «продюсер отлично
использовал бесцветную игру Смита в роли красивого и порядочного, но не
понимающего происходящего инженера-кораблестроителя Оливера Рида, чтобы
оттенить противоречивый и загадочный характер его жены, харизматичной и опасной
полуженщины-полукошки в исполнении Симоны Симон ». Фильм имел большой успех в
прокате, что привлекло внимание и к Смиту, благодаря чему он стал получать новые
роли.
В 1943 году Смит появился сразу в нескольких фильмах на военную тематику. В
пропагандистском триллере Эдварда Дмитрика «
Дети Гитлера» (1943).
В военной драме Жана Ренуара «
Эта земля моя»
(1943) Смит сыграл небольшую роль борца Сопротивления и брата главной героини (Морин
О`Хара ), которого казнят нацисты. В пропагандистской военной мелодраме Фёдора
Оцепа «
Три русские девушки» (1943) Смит был американским лётчиком-испытателем,
который как волонтёр прибыл в Россию, был ранен в бою и попал в госпиталь, где
влюбился в русскую девушку (Анна Стен ).
После окончания Второй мировой войны Смит сыграл в нескольких значимых фильмах
нуар. В нуаровом хоррор-триллере Роберта Сиодмака «
Винтовая лестница» (1946). Одной из наиболее значимых киноработ в карьере
Смита стала роль в нуаровой мелодраме Винсента Шермана «
Нора Прентисс»
(1947). Хотя фильм имел большой успех у публики, тем не менее, критики отреагировали
на него неоднозначно, как и на игру Смита. В романтической комедии «
Волшебный
город» (1947) Смит сыграл небольшую роль специалиста по изучению общественного
мнения. Более значимой работой стала драма Кинга Видора «
Источник» (1949) по
знаменитому роману Айн Рэнд об архитекторе-новаторе Говарде Роарке (Гэри Купер ).
В фильме нуар Винсента Шермана «
Проклятые не плачут» (1950) Смит был скромным грамотным бухгалтером
Мартином Блэнкфордом, который влюбляется в главную героиню, предприимчивую и
беспринципную красавицу (Джоан Кроуфорд ). В мелодраме Марка Робсона «
Моё
глупое сердце» (1950) по рассказу Джерома Дэвида Селинджера Смит исполнил роль
добродетельного мужа главной героини, пьющей, недовольной своим браком женщины
(Сьюзен Хэйуорд ). В мелодраме «Пола» (1952) Смит сыграл университетского профессора
и мужа главной героини (Лоретта Янг ), Действие мелодрамы «
Сайонара» (1957) происходит в
Японии в период Корейской войны, где Смит играет роль генерала и отца невесты
главного героя, военного лётчика-аса (Марлон Брандо ).
В фильме нуар Николаса Рэя «
Девушка с вечеринки» (1958) Смит исполнил важную роль принципиального
прокурора штата, который ведёт непримиримую борьбу с мафией в Чикаго 1930-х годов.
Сдержанно оценив картину в целом, кинообозреватель А. Х. Вейлер тем не менее
отметил в «Нью-Йорк Таймс», что Смит наряду с другими актёрами «вполне
справляется со своей ролью». В криминальной мелодраме «Грабитель» (1958) Смит
сыграл свою последнюю главную роль полицейского психиатра.
С 1960 года кинокарьера Смита пошла на спад. Он появился в мелодраме «Мы не знакомы,
когда встречаемся» (1960) с Кирком Дугласом и Ким Новак , мелодраме «Сьюзен Слейд»
(1961), психологическом триллере «
Игры» (1967) с Джеймсом Кааном и Симоной
Синьоре и вестерне «
Смерть
стрелка» (1969) с Ричардом Уидмарком . Его последним значимым фильмом была
романтическая комедия Мартина Ритта «
Пит и Тилли» (1972), после
которой он появился на экране лишь однажды - в триллере «Билли Джэк едет в
Вашингтон» (1977), слегка обновлённом римейке классического фильма «Мистер Смит
едет в Вашингтон» (1939).
Карьера на телевидении: 1949-77 годы
С начала 1950-х годов Смит стал всё больше появляться на телевидении. В 1960-е годы
Смит играл постоянную роль доктора Роберта Мортона в 53 эпизодах мыльной оперы «
Пейтон-Плейс» (1964-66), а также периодическую роль промышленника,
организующего борьбу с пришельцами, в 13 эпизодах фантастического телесериала «
Захватчики» (1967-68). Смит также был гостевой звездой в разовых эпизодах
таких популярных телесериалов, как «
Сыромятная плеть» (1959-64), «Перри Мейсон» (1961-63), «Сансет-стрип, 77» (1962), «
Час Альфреда Хичкока» (1962-65), «
За гранью возможного» (1963-64), «Профили отваги» (1965), «Человек из А. Н.К. Л.»
(1966), «
Миссия невыполнима» (1967) и «Улицы Сан-Франциско» (1973).
Актёрское амплуа и анализ творчества
Кент Смит был актёром широкого профиля, почти сорок лет постоянно работая в
театре, кино и на телевидении. Киновед Дэвид Хоган назвал Смита «опытным актёром
широкого профиля, время от времени исполнявшим главные роли», а Крейг Батлер
отметил, что он «был отличным актёром в небольших ролях, или в главных ролях,
которые не требовали от него слишком многого». В фильмах 1940-50-х годов Смиту часто
приходилось играть «друзей главных героев или неудачливых женихов», либо играть
«главные роли, в которых ему не удавалось завоевать главную героиню». Ему часто
доставались роли добропорядочных, но нерешительных мужей из профессиональной
среды - врачей, бухгалтеров, инженеров и преподавателей. С 1960-х годов Смит перешёл
преимущественно на характерные роли, часто создавая образы седовласых
чиновников, сенаторов и высокопоставленных военных.
По словам историка кино Гэри Брамбурга, Смит имел «всё для того, чтобы стать
кинозвездой - он был красивым, мужественным, представительным,
высококвалифицированным, и имел богатый театральный опыт. Но по какой-то причине
все эти достоинства не сработали, и звёздного статуса он так и не достиг. Возможно,
его внешний вид был недостаточно хорош, возможно, его затмевали слишком часто
игравшие с ним звёздные актрисы, возможно, ему где-то не хватало харизмы или
сексуальной привлекательности, чтобы зацепить зрителя, а возможно, ему помешал
недостаток эгоизма или стремления стать звездой».
Личная жизнь
Смит был женат дважды. Его первой женой с 1937 по 1954 год была актриса Бетти Джиллетт.
В этом браке у Смита родилась дочь. В 1962 году Смит женился повторно на известной
бродвейской актрисе Эдит Этуотер, с которой прожил в браке до своей смерти.
Смерть
Кент Смит умер от сердечной недостаточности 23 апреля 1985 года в больнице
Вудлэнд-Хиллз, Лос-Анджелес, в которой провёл последние два с половиной года. Ему
было 78 лет.