Мартин Габел (англ. Martin Gabel) - американский актёр театра, кино и телевидения,
режиссёр и продюсер, работавший в период 1930-70-х годов.
Ранние годы и начало карьеры
Мартин Габел родился 19 июня 1912 года в Филадельфии, Пенсильвания, в обеспеченной
еврейской семье, его отец был ювелиром. После окончания школы Мартин поступил
Лихайский университет (Lehigh University) в Бетлехеме, Пенсильвания, по специальности
английский язык. На последнем курсе он настолько увлёкся театром, что уехал в
Нью-Йорк, где поступил в Американскую академию драматических искусств (American Academy of
Dramatic Arts). Однако в академии, по словам Габела, «обучение полностью вращалось
вокруг того, чтобы сделать из меня подобающего гостя коктейльных вечеринок».
После окончания академии Габел стал членом Чикагской театральной труппы,
добившись в 1934 году успеха благодаря роли забавного игрока на скачках в
комедийном спектакле «Три человека на лошади».
Театральная карьера на Бродвее в 1935-1975 годах
В 1933 году он впервые вышел на нью-йоркскую сцену в спектакле «Человек кусает
лошадь», после чего, по словам Хэла Эриксона, «его роли росли по размеру и
значимости». Габел дебютировал на Бродвее в 1934 году в малозаметном фарсе «Небо -
это предел». За ним последовал чрезвычайно успешный спектакль «Тупик» по пьесе
Сидни Кингсли, который шёл а сцене с октября 1935 года до июня 1937 года, выдержав 687
представлений. Габел сыграл роль Хэнка, подручного крупного гангстера,
приезжающего в бедный район Нью-Йорка, где прошло его детство. Перси Хэммонд,
критик газеты Chicago Herald, оценил актёрскую работу Габела как «одну из десяти лучших
в том году». Как отмечает обозреватель «Нью-Йорк Таймс» Гленн Фаулер,
«последовало ещё несколько значимых ролей, и вскоре Габел прочно закрепился на
нью-йоркской сцене».
После спектакля «Десять миллионов призраков» (1936), снова по пьесе Кингсли, в 1937
Габел стал одним из первых членов театра Mercury, которым руководил Орсон Уэллс .
Габел сыграл в таких, по словам Эриксона, «революционных постановках театра», как
исполнявшаяся в современных костюмах шекспировская трагедия «Юлий Цезарь» (1937-38),
где он играл значимую роль Кассия, а также «Смерть Дантона» (1938), где Габел
исполнял заглавную роль. В 1938 году помимо театра актёр также постоянно работал в
популярном радиосериале Уэллса «Mercury Theatre в эфире».
Продолжая играть на сцене, Габел одновременно занялся театральным
инвестированием и продюсированием. В конце 1930-х годов он и актёр Ричард Уортон
вложили по 100 тысяч долларов в постановку комедии «Жизнь с отцом», что дало им долю
в 40 процентов. Эта комедия, которая шла на бродвейской сцене с 1939 по 1947 год и
выдержала 3224 представления, по сей день является «самой долго идущей
немузыкальной комедией в истории бродвейского театра».
На протяжении 1940-х годов Гейбел в разном качестве принял участие в шести
бродвейских спектаклях, среди них «Требуется молодая пара» (1940, сопродюсер,
постановщик), «Медицинское шоу» (1940, продюсер, актёр), «Сливки в колодце» (1941,
продюсер, режиссёр), «Кафе „Корона“» (1942, продюсер), «Убийца» (1945, продюсер,
постановщик) и «Выжившие» (1948, продюсер, драматург, режиссёр).
В 1950-51 годах Габел исполнял роль графа Кента в бродвейской постановке
шекспировской трагедии «Король Лир». После этого он сыграл в спектаклях «Слабый
голубой свет» (1951), «Лежащая фигура» (1954-55), где создал образ роль арт-дилера,
«Испортит ли успех Рока Хантера?» (1955-56) и «Соперничество» (1959). Он также выступил
продюсером постановок «Видные люди» (1953), «Лежащая фигура» (1954-55), «Спрятанная
река» (1957) и «Ещё раз, с чувством» (1958-59). Среди успешных продюсерских проектов
Габела были также восстановление спектакля «Двадцатый век» (1950-51) с Хосе Феррером
в главной роли, драма «Тигр у ворот» по пьесе Жана Жироду «Троянской войны не
будет» (1955-56), а также лондонская постановка «Моби Дика» в собственном переложении
с участием Орсона Уэллса.
Среди театральных ролей 1960-70-х годов наиболее значимыми стали роль
эксцентричного издателя в комедии «Крупная рыба, мелкая рыбёшка» (1961), которая
принесла ему театральную премию Тони, а также роль профессора Мориарти в мюзикле
про Шерлока Холмса «Бейкер-стрит» (1963). Свою последнюю театральную роль Габел
сыграл в 1974-75 годах в спектакле «Во славу любви».
Карьера в кинематографе в 1947-1980 годах
В 1947 году Габел попробовал себя в роли кинорежиссёра, поставив нуаровый
психологический триллер «
Потерянное мгновение» (1947) по роману Генри Джеймса с Робертом
Каммингсом и Сьюзен Хэйуорд в главных ролях. Назвав его «великолепным
готическим фильмом», современный киновед Деннис Шварц посетовал, что абел
«больше не поставил ни одной картины».
В начале 1950-х годов Гейбел обратился к актёрской игре. Среди его картин этого
периода Фаулер выделил фильмы нуар «
Четырнадцать часов» (1951), «М» (1951), «
Вор» (1952), «
Криминальная полоса в прессе США» (1952) и «
Ставка на мёртвого жокея» (1957).
Среди последующих картин Габела критики выделяют мистическую криминальную
мелодраму Альфреда Хичкока «
Марни» (1964), где он сыграл небольшую
роль налогового консультанта и босса главной героини, у которого она крадёт 10
тысяч долларов. В дальнейшем Габел сыграл небольшие роли в популярных комедиях «
До
свидания, Чарли» (1964) и «
Развод по-американски» (1967). Он вновь сыграл мафиози в неонуаровом
детективе «Леди в цементе» (1968) с Фрэнком Синатрой в главной роли, после чего
последовала роль коррумпированного начальника тюрьмы в вестерне «
Жил-был
обманщик» (1970) и психиатра в чёрной комедии «
Первая полоса»
(1974). Свою последнюю кинороль куратора отдела холодного оружия в музее
«Метрополитен» Габел сыграл в криминальной драме «
Первый смертельный грех» (1980), продюсером и исполнителем главной
роли в которой был Синатра.
Карьера на радио и телевидении
На радио Габел добился признания критики в качестве страстного рассказчика в
радиопередаче о победе во Второй мировой войне «На триумфальной ноте», которая
вышла в эфир 8 мая 1945 года.
Он был закадровым рассказчиком в 26 эпизодах телесериала «Альманах» (1953), сыграл
гостевые роли в телесериалах «Городская знаменитость» (1954), «
Театр 90» (1959), «
Пьеса недели» (1960), «
Триллер» (1960) и «
Есть оружие - будут путешествия» (1960-61). В 1961 году
Габел сыграл роль Эркюля Пуаро в пилотной серии одноимённого сериала, который в
итоге вышел в эфир как эпизод программы «Театр от „Дженерал Электрик“». Он также
сыграл в эпизодах телесериалов телефильмах «
Харви» (1972), «Улыбнись Дженни, ты
мертва» (1974) и «Заказ на Черри-Стрит» (1977).
Актёрское амплуа и анализ творчества
Как отметил Гленн Фаулер в «Нью-Йорк Таймс», «Мартин Габел, карьера которого в
качестве актёра, режиссёра и бродвейского продюсера охватила четыре
десятилетия», хотя и «играл в голливудских фильмах и на телевидении, однако более
всего его знают по игре на бродвейской сцене».
Вместе с тем, по мнению автора биографии актёра на Turner Classic Movies, «Габел был также
широко известен благодаря своим экранным ролям». По словам Фаулера, в 1930-60-е годы
«он завоевал признание как „мастер на все руки“, обычно играя характерные роли и
роли второго плана, некоторые из которых были достойны наград». При этом Эриксон
отмечает, что «он часто играл опасных и отрицательных персонажей», в частности, в
фильмах «М» (1951) и «
Криминальная полоса в прессе США» (1952), но
при этом часто выступал и в образе врачей или психологов.
Личная жизнь
В 1946 году, после службы в армии во время Второй мировой войны, Габел женился на
актрисе Арлин Френсис. За свою карьеру она сыграла в нескольких фильмах, а также в
нескольких бродвейских пьесах, продюсером которых был Габел. Кроме того, начиная
с 1950 года и до середины 1970-х годов она была постоянным участником популярного
телеконкурса «Какова моя профессия?». Габел также неоднократно принимал участие
в этом телешоу в качестве гостя.
В течение многих лет Габелы жили в собственном доме в Маунт Киско, штат Нью-Йорк,
но с середины 1960-х годов их главным местом жительства стала квартира в гостинице
«Ритц Тауэр» на Парк-авеню в Нью-Йорке. Они переехали в манхэттенскую гостиницу,
когда по словам Френсис, «её выкинула из кухни её собственная повариха». Габел с
удовольствием согласился на предложение попробовать жить в гостинице. В 1947 году у
пары родился сын Питер.
Смерть
22 мая 1986 года у Габела случился неожиданный сердечный приступ в тот момент, когда
он находился в своей квартире в гостинице «Ритц Тауэр». Его срочно доставили в
одну их нью-йоркских больниц, где в приёмном покое была констатирована его смерть.
Ему было 73 года.