Театр
Игорь Васильев родился 20 мая 1938 года в Москве в семье известного столичного
архитектора Алексея Васильева. В 1961 году он окончил Школу-студию при МХАТ, где
обучался на курсе А. Карева, и был принят в труппу этого театра. В 1963 году Игорь
Васильев перешел в «Современник». Там он проработал до
1970 года, сыграв ряд ролей, среди которых: Генрих в «Голом
короле» по сказке
Е.Шварца и Кристиан в «Сирано де Бержераке» Э. Ростана.
В 1970 году Игорь Васильев вернулся в МХАТ. Этой сцене актер остался верен до конца
жизни. В разные годы он был занят в спектаклях: «Сладкоголосая птица юности»
Теннесси Уильямса (Чанс Уэйн), «Три толстяка» Юрия Олеши (канатоходец Тибул),
««Последние дни» Михаила Булгакова (Дантес), «На всякого мудреца довольно
простоты» Александра Островского (Глумов), «Мария
Стюарт» Ф.Шиллера (Лестер), «Валентин и Валентина» Михаила Рощина (Гусев),
«Дядюшкин сон» Ф.М.Достоевского (Мозгляков), «Утиная охота» А.В.Вампилова (Зилов),
«Перламутровая Зинаида» М.Рощина (Юрик), «Бал при свечах» Г.Епифанцева (Понтий
Пилат), «Московский хор» Л.Петрушевской (Саша), «Борис Годунов» А.С.Пушкина
(Басманов), «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского (Свидригайлов), «Сон в
летнюю ночь» Шекспира (Оберон), «Маскарад» М.Ю.Лермонтова (Неизвестный (1996),
«Амадей» Питера Шефера (Барон Готфрид Ван Свитен, Иосиф II), «Новый американец»
С.Д.Довлатова (Баскин), «Учитель словесности» В.Семеновского (Его
Превосходительство) и другие.
Кино. Советский период
Впервые на телеэкране Игорь Васильев появился в 1962 году, снявшись в небольших
ролях в фильмах-спектаклях «
Седьмой
спутник» и «
Интервью
у весны». Спустя год состоялся его дебют в кино: в фильме режиссера Якова
Базеляна «
Город -
одна улица», поставленном на Ялтинской киностудии, он сыграл роль Сенечки.
Широкая известность к Игорю Васильеву пришла в 1975 году, когда на экраны страны
героико-приключенческий телесериал «
Вариант
«Омега». Сюжет фильма был основан на реальных событиях - действиях советской
разведки в оккупированном гитлеровцами Таллинне. В центре интриги -
интеллектуальная схватка советского разведчика Сергея Скорина, внедренного в
разведорганы
фашистской Германии (эту роль исполнил Олег Даль), и немецкого контрразведчика
барона Георг фон Шлоссера. Последнего и сыграл Игорь Васильев. Удивительно, но
будучи персонажем отрицательным, его герой притягивал зрителя своим умом,
аристократизмом и обаянием.
Надо отметить, что аристократизм у Игоря Васильева был врожденным - и во
внешности, и в поведении. Благородные черты лица, осанка, умные глаза,
завораживающий голос - с такими данными ему была бы обеспечена слава где-нибудь в
Голливуде. А вот в советском кинематографе такой типаж, к сожалению, был не очень
востребован. Тем не менее, в активе актера - целый ряд работ,
оставивших заметный след в памяти зрителей.
Так в 1977 году в детективе режиссера Александра Файнциммера «
Трактир на Пятницкой» Игорь Васильев блестяще исполнил роль
следователя Сергея Николаевича Зайцева, человека умного, доброго и
проницательного. Создатели картины переносили зрителя в неспокойные 20-е годы, в
столицу, наполненную преступниками разных мастей. В этой сложной обстановке и
происходила работа уголовного розыска...
Нередко актер появлялся на экране в ролях иностранцев (кому же еще играть такие
роли, как не ему с его-то аристократизмом?). В знаменитом приключенческом
детективе Вениамина Дормана «
Похищение «Савойи» (по мотивам повести А.Щеперского «Рейс 627») Игорь
Васильев сыграл наемника, наркокурьера и убийцу-рецидивиста Лансье (он же Поль
Латире). Остросюжетный фильм,
рассчитанный, прежде всего, на подростковую аудиторию, вызвал большой интерес у
отечественных зрителей. Успешно демонстрировался он и в других странах.
Также стоит отметить его Парадье в совместной советско-швейцарской военной драме
«
Бархатный
сезон», повествующей бойцах интербригады, сражающейся в Испании в 1938 году. А в
экранизации знаменитого фантастического произведения Юрия Беляева «
Завещание профессора Доуэля», осуществленной в 1984
году режиссером Леонидом Менакером, Игорь Васильев создал образ талантливого
химика доктора Роберта Корна, оказывающегося циничным дельцом и убийцей.
Кино. 90-е, 2000-е годы
В начале 90-х Игорь Васильев снялся в нескольких картинах, самой заметной из
которых стал детектив «
Плащаница Александра Невского». В этой картине
его героем стал подпольный миллионер Семен Петрович Бурдюков, известный также
как преступник по кличке «Шаман». Эта роль стала одной из последних, сыгранных им
в советском кинематографе.
После распада Советского Союза Васильев снимался крайне мало. А те редкие работы,
сыгранные им в 90-е годы, сложно назвать удачными. Так украинские комедии «
Выстрел в гробу» и «
Бравые парни»,
даже не смотря на участие в них целого ряда знаменитых актеров, не выдерживают
никакой критики.
В начале нового века Игорь Васильев был приглашен режиссером Кириллом
Мозгалевским на главную роль в картину «
Искушение Дирка Богарда» - биографическую ленту, повествующую о
жизни удивительного английского актера Дирка Богарда, ставшего классиком
мирового кинематографа, работавшего с такими мастерами, как Висконти и
Фассбиндером.
Позже актер снялся в нескольких популярных телесериалах, создав ряд интересных
персонажей: вице-премьер российского правительства Валентин Николавич Свиридов
в криминальной драме «
Время
жестоких», Глеб Дмитриевич Ферапонтов в детективе «
МУР есть МУР-3»,
Игорь Владимирович Мироненко в криминальном сериале «
Гражданин начальник-3». А самой яркой работой этого
периода (последнего в его жизни) стала роль Старухи в историко-приключенческом
сериале «
Пером и
шпагой», поставленном по роману Пикуля.
Личная жизнь
О своей личной жизни Игорь Васильев не любил распространяться. Известно, что в
свое время он был женат на актрисе Ирине Мирошниченко (был ее третьим по счету
мужем). После расставания сохранили теплые, дружеские отношения.
В жизни Игорь Васильев был очень эрудированным и интересным человеком, он много
читал, и с ним доставляло удовольствие общаться. Элегантный, красивый, он обладал
изысканным вкусом, любил модно одеваться, всегда был знаком с последними
тенденциями в моде. Игорь Васильев дружил с известным модельером Вячеславом
Зайцевым, который шил ему одежду. Своим гардеробом актер нередко пользовался и на
съемках.
Финал
Игорь Васильев работал до конца жизни. Его последней работой на сцене стала роль
старика по имени Али в спектакле Московского художественного театра «Тутиш»,
поставленном режиссером Мариной Брусникиной по рассказу Алексея Торка «Пенсия»
в 2007 году. В конце того же года - 23 декабря - Игорь Васильев скончался от инфаркта.
Похоронили Игоря Алексеевича на Троекуровском кладбище Москвы, а 30 декабря 2007
года спектакль был сыгран в его память.