Майкл Данн (англ. Michael Dunn) - американский актёр кино и телевидения, певец. Первый из
артистов-карликов США отказался от навязанного типажа маленького забавного
человека, умилявшего своими размерами, но искавший роли, требующие
драматического мастерства. Он стал первопроходцем, за которым последовали такие
актёры, как Зельда Рубинштейн , Рикардо Гил, Верн Тройер и другие.
Ранние годы
Гари Нил Миллер (англ. Gary Neil Miller) родился 20 октября 1934 года в городе Шаттак
(Оклахома). Единственный ребёнок в семье. В раннем детстве у него был
диагностирован гипофизарный нанизм, вызванный ахондроплазией (в зрелом возрасте
его рост не превышал 119 сантиметров при весе в 35 килограмм). Когда ему было четыре
года, его семья переехала в Дирборн (Мичиган). Данн был одарён интеллектуально и
музыкально. Он начал читать в три года, рано проявил мастерство при игре на
фортепиано, любил петь и рисовать. Его родители не поддались давлению со стороны
школьной администрации, настаивающей на переводе его в школу для детей-инвалидов
и твердо поддерживали его талант, независимость и интеграцию в общество.
Заболевание значительно ограничило его подвижность, но он катался на лыжах, много
плавал и оставался неплохим пловцом на протяжении всей своей жизни.
Студенческие годы
Он завершил среднюю школу в Детройте (1951 год), а затем поступил в Мичиганский
университет. Однако его занятия были прерваны, когда он был случайно сбит с ног на
лестнице толпой студентов во время перемены. В 1953 году он перешёл в Университет
Майами, где был лучший климат и более развитая коммунальная инфраструктура. Юноша
всегда был энергичен и хорошо известен в студенческой среде: он пел в
любительских шоу и в шутку присоединялся к команде черлидинга. Его товарищ
организовал сбор средств среди студентов под лозунгом «колёса для Гари», на
которые был приобретён автомобиль «Austin» 1951 года выпуска с ручным управлением, и
Миллер получил ещё большую свободу передвижения. В 1956 он оставил Майами и
вернулся в университет Мичигана, где в начале 1957 года завершил обучение.
В студенческие годы произошло важное изменение в жизни и взглядах Гари Нила
Миллера: он оставил Епископальную церковь и принял Крещение по католическим
обрядам. Он жил с родителями в городе Энн-Арбор, где работал профессиональным
певцом, при этом часто посещал собор монашеского ордена Капуцинов при монастыре
Св. Бонавентуры. Там он исполнял различные послушания без рукоположения в сан.
Позже Миллер вспоминал, что служение церкви он считал своей
социально-общественной обязанностью, так как ранее по своему физическому
состоянию не смог отправиться со своими сверстниками на войну в Корее. Однако быт
в огромном здании церкви XIX века был не приспособлен для человека с ограниченными
возможностями. Миллер покидает Мичиган в надежде на успешную сценическую карьеру
в Нью-Йорке.
Артистическая карьера
Молодой человек избрал себе сценический псевдоним Майкл Данн, так как в гильдии
киноактёров США уже был артист под именем Гари Миллер. В одном из Бродвейских
постановок он увидел, а позже подружился с актрисой Фоби Дорин. Вскоре они начали
выступать дуэтом в ночном клубе и имели определённый успех.
Майкл Данн был замечен театральными агентами и с 1962 года регулярно получал
приглашения на роли второго плана в телевизионных фильмах и шоу, среди которых
глава «международной организации зла» мистер Биг в пародийном сериале «
Напряги извилины», Амир в приключенческом сериале «
Тарзан», Александр в одной
из первых серий «Звёздного пути» и других. В 1965 году он был приглашён и начал
постоянно сниматься в телесериале «
Дикий
дикий запад», где исполнял роль сумасшедшего злодея-учёного доктора Мигелито
Ловлесса.
Хорошо известен такой его персонаж, как философствующий карлик Карл Глоккен из
трагикомедии Стэнли Крамера «
Корабль
дураков» (1965 год). За мастерство при воплощение этого образа Майкл Данн был
номинирован на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана. Американский
киновед Эмануил Леви назвал Глоккена в исполнении Майкла Данна - «нравственным
компасом, высмеивающим трагизм, моральную пустоту своих попутчиков», а критик и
режиссёр Майкл Филлипс оценил его как «иногда рассказчика, иногда шекспировского
шута, который всегда знает больше, чем другие, но которого никто не слушает».
Ещё одним безусловно важным этапом в карьере Майкла Данна стала роль
византийского полководца и вельможи Нарсеса в пеплуме Роберта Сиодмака «Битва за
Рим». В начале 1970-х Майкл Данн принял участие ещё в десятке телевизионных и
кино-постановок.
Кроме телевидения и кино актёр участвовал в театральных постановках.
Обозреватель The New York Times Клайв Барнс так отозвался о работе Данна над неожиданной
для него ролью Антея в трагедии «The Inner Journey»: «карлик Майкл Данн настолько хорош,
что пьесу стоит посмотреть только из-за него. Сдержанный, с сердцем обращённым
внутрь себя, с разумом, отображающим страдание, Антей господина Данна заслуживает
любой похвалы, которая только может быть высказана». Данн также был номинирован
на премию «Тони» за свою роль в спектакле «Баллада о грустном кафе»
Смерть
В августе 1973 года, во время съёмок очередного фильма, он неожиданно скончался во
сне в номере одного из отелей Лондона. Авторитетные медицинские специалисты
Великобритании и эксперты Скотланд-Ярда констатировали смерть от естественных
причин, связанных с врождённым заболеванием (сколиоз, влекущий дыхательную
недостаточность и регулярную перегрузку правых отделов сердца). Более поздние
спекуляции журналистов о самоубийстве, хроническом алкоголизме и тому подобные
не имеют под собой оснований.