Эрих Поммер (20 июля 1889, Хильдесхайм, Ганновер - 8 мая 1966, Лос-Анджелес, штат
Калифорния) - известный деятель немецкой и американской кинематографии. Он
участвовал в движении немецкого экспрессионизма в эпоху немого кино как
руководитель по производству Universum Film AG (UFA) с 1924 по 1926. Он отвечал за съемки многих
известных картин Веймарской республики - «Кабинет доктора Калигари» (1920), «
Доктор Мабузе, игрок», «Нибелунги», «
Последний человек» (1924), Varieté (1925), Herr Tartüff (1926), «
Фауст» (1926), «
Метрополис»
(1927), и «
Голубой ангел»
(1930) и «Трое с бензоколонки» (1930). Позднее он работал в изгнании в Америке и
вернулся в Германию после войны.
Ранние годы и карьера
Поммер родился в Хильдесхайме, Ганновер, в семье Густава и Анны Поммер. После
практики у Herrenkonfektion Machol & Lewin, Поммер начал свою карьеру в 1907 году в немецком
отделении компании Gaumont, впоследствии перейдя в Венское отделение в 1910 году. В 1912,
Поммер завершил службу в армии и стал представителем французской компании Éclair
в Вене, где отвечал за Центральную и Восточную Европу. С 1913, он был главным
представителем Éclair в Центральной Европе, Дании, Швеции, Норвегии и Польше,
проживая в Берлине. В том же году он женился на Гертруде Леви и стал, совместно с
Марселем Вандалем, генеральным директором Éclair. Под руководством Поммера
компания начинает производство художественных фильмов, включая Das Geheimnis der Lüfte /
Le mystère de l’air. Другие 5 фильмов были представлены в 1915 году.
С финансовой поддержкой Éclair и совместно с Фрицем Хольцем, Поммер основал в 1915
году Decla-Film-Gesellschaft-Holz & Co.(Decla Film Society Holz & Co.) в Берлине. Decla («Немецкий Eclair») выпускала
приключенческие фильмы, детективные истории, драмы, короткометражные фильмы. Её
прокатное подразделение, под руководством Эрманна Сакликауэра, также показывало
иностранные картины. Поммер служил в Первой мировой войне на Западном и Восточном
фронтах, но после ранений вернулся в 1916 году в Берлин, где отвечал за найм учителей
и позднее за Службу фильмов и картин (Bufa). После объединения в 1919 компаний Decla и
Meinert-Film-Gesellschaft, Рудольф Майнерт начинает руководить производством и Эрих Поммер
отвечает за связи с заграницей. Decla становится более амбизиозной. Создаются
бренды «Decla Abenteuerklasse» (включающий картину Фрица Ланга Die Spinnen. 2. Teil: Die Brillantenschiff) и
«Decla Weltklasse» (включающий The Cabinet of Dr. Caligari (1919), режиссёр Роберт Вине).
Decla объединилась с German Bioskop AG, создав Decla Bioskop AG и став в 1920 второй крупнейшей
немецкой кинокомпанией после UFA. Ей принадлежала студия в Нюбальсберге и сеть
кинотеатров. Были созданы две дочерние компании: Uco-Film GmbH и Russo Films. Компания Uco film
GmbH, в основании которой участвовал печатный дом Ullstein, занималась съемкой
продолжительных новелл. Были выпущены Schloß Vogeloed-Die Enthüllung eines Geheimnisses и
Phantom, под руководством
Фридриха Вильхельма Мурнау, а также фильм Фрица Ланга
Dr. Mabuse, der Spieler. Фокусом Russo Films является
адаптация работ мировой литературы. В интервью в 1922 году, Поммер заявил что
международный успех немецких фильмов должен быть связан с производством
качественных картин.
Поммер собрал вокруг себя других режиссёров (Карл Фрелих и Фриц Вендхаузен),
сценаристов (Теа фон Харбоу, Карл Майер и Роберт Либман), операторов (Карл Фройнд,
Карл Хоффман, и Вилли Хамистер), архитекторов (Вальтер Рериг и Роберт Герлт), а
также актеров и актрис. В ноябре 1921, Decla Bioskop перешла под контроль UFA, хотя и
обладала небольшой самостоятельностью.
В начале 1923 года, Эрих Поммер вошел в состав правления Universum Film AG как отвечающий за
операции Decla Bioskop. В это же время он становится первым председателем Центральной
Организации Кинематографии, которая сформировала немецкое кино времен
Веймарской республики. В этот период были выпущены многие картины, получившие
международное признание -
Der Letzte Mann (1924), Varieté (1925),
Faust (1926), и
Manon
Lescaut (1926). Высокая стоимость съемок привела UFA к финансовому кризису. Наконец,
вследствие огромного увеличения стоимости картины
Metropolis, контракт Поммера не был продлен.
Работая в Paramount Pictures в США, он произвел два фильма с участием Полы Негри,
Hotel Imperial and Barbed Wire (оба в
1927). После непродолжительной работы в MGM, Поммер возвращается в UFA (1927). Из Америки
Поммер привез организационные и технические новшества. Как продюсер
«Erich-Pommer-Produktion der Ufa», он выпускает
Heimkehr и
Ungarische
Rhapsodie (оба в 1928). Эрих Поммер - пионер многоязыковых версий:
Melodie des Herzens/Melody of the Heart, выпущенная в
конце 1929 в Берлине, включает версию на английском, французском, венгерском языках,
а также немую версию. «Erich-Pommer-Produktion der Ufa» выпускает несколько хитов в последующие
годы, прежде всего картину Джозефа фон Штернберга «
Голубой ангел»
(1930) с участием Марлен Дитрих.
Изгнание и последующее возвращение
Во время «арианизации» Германии в ранние годы нацистского режима в 1933 году, UFA
аннулировала контракт Поммера и он был вынужден работать за границей в Fox Film
Corporation, сначала в Париже, где он выпускает картины Макса Офюльса On a volé un homme (1933) и
Фрица Ланга
Liliom (1934), затем в
Голливуде. В 1936, он работает в Британии для Александра Корды (Fire Over England, 1937). В 1937
году он основал компанию Mayflower Picture Corp. с Чарльсом Лоутоном. Их первый фильм,
Vessel of Wrath (также
известный как The Beachcomber), был единственной попыткой Поммера в режиссуре. В 1938, он
выпустил Sidewalks of London (режиссёр Тим Вилан), с участие Лоутона и Вивьен Ли), и в 1939
фильм Альфреда Хичкока «Таверна „Ямайка“» также с Лоутоном.
В 1939 году он подписал контракт с голливудской RKO Radio Pictures для которой произвел две
картины. После серьёзной болезни в 1941 (он пережил сердечный приступ), его контракт
с RKO не был продлен. Финансовые трудности вынудили его с женой работать на
фарфоровой фабрике. Поммер стал гражданином США в 1944 году.
В 1946 году Поммер вернулся в Германию, где занимал важную должность в службе
кинематографии американского военного правительства Германии и отвечал за
реорганизацию немецкой киноиндустрии, реконструкцию студий и выдачу лицензий.
После нескольких споров, в 1949 году он подал в отставку и вернулся в Америку. Он
пытался запустить Signature Pictures для выпуска немецко-американских фильмов, но
потерпел неудачу.
В 1951 году он открыл «Intercontinental Film GmbH» в Мюнхене, выпустив несколько картин: Nachts auf den
Strassen (1951) and Kinder, Mütter und ein General (1955). Однако, его ограниченные возможности (он
вынужден был передвигаться на инвалидной коляске после ампутации ноги) вынудили
его вернуться в Калифорнию и закончить карьеру продюсера.
Умер в 1966 году в Лос-Анджелесе, Калифорния.
Личная жизнь
До своей смерти был женат на Гетруде Леви. В 1916 году у них родился сын.