Тори Эймос (при рождении Майра Эллен Эймос) - американская певица, пианистка,
композитор и автор песен, соединившая в своём творчестве элементы альт-, фолк-
и прог-рока, джаза, экспериментальной электроники, влияния Джонни
Митчелл и Кейт Буш. В основном играет на фортепиано. По состоянию на 2005 год во
всём мире было продано 12 миллионов её альбомов.
Рождение легенды
Тори Эймос родилась 22 августа 1963 года в Ньютоне, штат Северная Каролина, в семье
методистского священника, доктора Эдисона Эймоса имевшего франко-шотландское
происхождение, и Мэри Эллен, уроженки южных штатов, которая имела общие корни с
племенем индейцев чероки. От деда по материнской линии она унаследовала интерес к
природе, музыке и духовности, а родственники по отцовской линии привнесли в семью
строгое религиозное воспитание. С раннего детства Тори начала самостоятельно
подбирать мелодии на фортепиано. В пять лет она прошла прослушивание и поступила
в подготовительную школу консерватории Пибоди в Балтиморе, из которой её
отчислили в одиннадцатилетнем возрасте, когда она увлеклась
рок-н-роллом и утратила интерес к
классике.
10 сентября 1984 года Тори переехала в Лос-Анджелес, где обустроила собственную
небольшую студию звукозаписи и собрала собственную рок-группу "Y Kant Tori Read", в
состав которой вошли Стив Фэррис (игравший до этого в Mr. Mister), Ким Баллард и Мэтт
Сорум, будущий ударник "Guns N'Roses". Здесь в начале 1985 года с ней произошла трагедия:
она пережила сексуальное насилие, что впоследствии не только определило стиль её
творчества, но и дало ей право говорить об этом на весь мир.
1987 - 1991
В 1987 году Тори Эймос подписала контракт с "Atlantic Records" и приступила к работе над
первым альбомом с продюсером Джо Чикарелли, известным по сотрудничеству с такими
исполнителями, как Фрэнк Заппа, Пэт Бенатар и группой "Oingo Boingo". В состав её
коллектива к этому времени, кроме Сорума, входили Стив Кэйтон (позже игравший на
всех её альбомах до 1999 года), басист Брэд Кобб и клавишник Джим Таубер. Синглом был
выпущен трек «The Big Picture» (с композицией «Cool On Your Island» на обратной стороне), а клип к
нему снял режиссёр Марти Коллнер (работавший также с "Aerosmith" и "Whitesnake").
Альбом "Y Kant Tori Read?" вышел в конце мая 1988 года, но к этому моменту группа уже
распалась. Да и альбом получился неудачным настолько, что был просто разгромлен и
критиками, и слушателями. Невероятно, но факт: в самом названии альбома уже был
намёк на этот провал. Ведь переводится оно как "Почему Тори не умеет читать?" Здесь
имелось в виду чтение по нотам, из-за нелюбви к которому Эймос в своё время
исключили из школы при консерватории. Такая реакция прессы на этот, как писала
Allmusic, "невыразительный
поп-металл", отрезвила певицу. «Я стремилась в то время к признанию,
вместо того, чтобы создавать музыку, в которую я верила. Когда мы провалились,
только тогда я поняла, что вся эта затея была построена на песке, а отнюдь не на
камне. Если стремиться только к славе, можно потерять чутьё, потерять причину, по
которой ты создаёшь музыку. Слава должна сопутствовать творчеству, а не быть его
стержнем» - вспоминала она.
В конце 1989 года менеджеры "Atlantic Records" решили дать Эймос второй шанс и предложили до
марта следующего года подготовить материал для новой пластинки. Однако первый
набор её новых песен компания не приняла. В начале 1990 года певица приступила к
сотрудничеству с продюсером Дэвидом Сигерсоном, который, прослушав несколько её
новых песен («Take To The Sky», «Leather»), одобрил выбранное ею направление. Но и эти песни
были забракованы менеджментом лейбла. Тогда Тори в сотрудничестве с Эриком Россе
подготовила ещё четыре композиции («Girl», «Precious Things», «Tear In Your Hand» и «Little Earthquakes»).
Лишь после этого в "Atlantic Records" одобрили подготовку альбома, и в конце 1990 года
отправили Тори Эймос вместе с менеджером Артуром Спиваком в Лондон, в
распоряжение своей дочерней компании "EastWest Records".
В Лондоне Эймос дала несколько концертов в небольших клубах и произвела на
зрителей впечатление чистым голосом и профессиональной игрой на фортепиано.
Летом 1991 года, под впечатлением просмотра фильма «Тельма и Луиза» и собственных
воспоминаниях о потрясениях юности, она написала новую песню «Me And A Gun», и в тот же
вечер исполнила её со сцены акапелла, вновь произведя сильный эффект. Лейбл "EastWest"
принял решение выпустить дебютный альбом певицы в 1992 году, и это решение было
одобрено менеджером Дугом Моррисом из "Atlantic", прилетевшим в Англию специально,
чтобы прослушать подготовленный материал. Он остался доволен, и более того, решил
бросить основные силы на её раскрутку именно в Великобритании, а не в Америке, и
оказался прав.
В ноябре 1991 года «Me And A Gun» был выпущен на EP (с би-сайдом «Silent All These Years»), и релиз был
отмечен в британской прессе. В конце ноября со второй из этих песен Эймос впервые
появилась на британском телевидении.
1992 - 1995
Альбом "Little Earthquakes" вышел 13 января 1992 года и поднялся до 15 места в UK Albums Chart. В
прессе появились восторженные рецензии, где Тори Эймос сравнивали с Кейт
Буш, Дженис Иэн, Джони Митчелл, Шинейд О`Коннор, Маргарет О`Хара и Патти Смит.
«Кажется, что Тори Эймос не может предложить ничего, кроме своей потрясающей
гениальности!» - писал о ней журнал "Melody Maker". В США этот альбом вышел на "Atlantic Records"
в феврале 1992 года, уже после выпуска клипа к песне «Silent All These Years».
Первое американское выступление Эймос состоялось 20 апреля 1992 года в
нью-йоркском зале "Bottom Line". Фрагменты этого концерта были впоследствии включены в
видео «Little Earthquakes» (оно вышло в октябре того же года). Исполнив в шоу Дэвида
Леттермана два дня спустя песню «Crucify», она отправилась в турне, провела 18
концертов в США, затем выступила в Канаде и вернулась в Лос-Анджелес, откуда
вылетела на гастроли в Австралию.
30 июля в Луисвилле началось четырёхмесячное турне Эймос по США, организованное
менеджером Джоном Уизерспуном, и прошедшее при участии звукорежиссёра Яна Торна.
9 сентября она побывала с родителями в Лос-Анджелесе на церемонии вручения наград
MTV, где была номинирована в категориях «Лучший новый артист года», «Лучшее женское
видео», «Прорыв в видео» и «Лучшая кинематография». Тур завершился в ноябре 1992
года концертами в городах Австралии и новозеландском Окленде. А незадолго до
этого Тори Эймос узнала, что избрана президентом Общества анонимных жертв
сексуального насилия.
В 1993 году Эймос побывала в Вене, заручившись поддержкой компании «Bosendorfer», и с
этих пор стала использовать предоставлявшиеся ей этой фирмой рояли. Для работы
над следующим альбомом певица обустроила собственную студию в Таосе,
штат Нью-Мексико. Она вспоминала об этом времени так: «Когда я приехала в
Нью-Мексико, я почувствовала там его прошлое. Ты стоишь на этих равнинах и видишь,
как лошади спускаются через холмы, и вся эта земля жива и хранит в себе все
воспоминания. Это стало ещё одной причиной, по которой я решила записать свой
следующий альбом здесь».
В студийной работе приняли участие также сопродюсер Эрик Россе и два инженера -
Веб Джонс (гитара, вокал) и Пол МакКенна (бас, ударные). Тори покинула Таос лишь
однажды, чтобы посетить дом Трента Резнора в Беверли-Хиллз. Подготовив материал
альбома, Эймос вернулась в Лондон, где выпустила британский сингл «Cornflake Girl», куда
вошли кавер-версии песен Джими Хендрикса, Билли Холидей и Джони Митчелл.
Американским синглом была выпущена песня «God», клип на которую сняла режиссёр
Мелоди Макдэниел.
Альбом "Under the Pink" вышел в феврале 1994 года. Он дебютировал на вершине британского
хит-парада и в первую же неделю стал «золотым». В США альбом был выпущен двумя
месяцами спустя. Критики по обе стороны океана отметили мастерство Эймос,
соединившей разные музыкальные стили (поп, джаз, арт-рок, фанк) и сумевшей проявить
в этих песнях как чувственность («Baker Baker»), так и агрессивность («The Waitress»). Многие
поставили её в один ряд с Пи Джей Харви и Бьорк, лидерами новой волны
интеллектуального женского рока.
Тори Эймос говорила об этом альбоме следующее: «Under The Pink - это импрессионистская
живопись, я не предполагала писать дневник, как это было с "Little Earthquakes". Критики
замечают разницу и говорят, что "Under The Pink" не так откровенен, как "Little Earthquakes". Это
было откровенно, но не в форме исповеди... Я писала "Under The Pink" как пейзаж, и вы должны
окунуться в этот ландшафт... Я не хотела повторяться. Я была в сердце пустыни,
поэтому я создала альбом так, как создают живопись. И я до сих пор чувствую, что его
воспринимают не так, как должны воспринимать. Это очень глубокая работа, и нужно
окунуться в это, чтобы ощутить множество аспектов, спрятанных в этом альбоме».
24 февраля 1994 года певица начала мировое турне в поддержку альбома. В мае того же
года она появилась на обложках двух музыкальных журналов: "Q" и "Vox"
2 июня 1994 года Тори Эймос получила специальную награду (за композицию «Me And A Gun»)
от Кризисного центра по проблемам насилия RAINN (Rape, Abuse and Incest National Network) - «за
замечательную работу, которая позволила всем нам свободно говорить о любых
формах давления и сексуального насилия». Впервые подобная награда была вручена
певице. А вскоре в Вашингтоне Эймос объявила о том, что основала горячую линию
доверия под эгидой центра RAINN.
В июле она выступила в балтиморском зале "Meyerhot Hall" перед аудиторией, где
присутствовали профессора и студенты консерватории Пибоди, той самой, из которой
её исключили в 11 лет. После выступления директор консерватории Роберт Пирс вручил
Тори благодарность губернатора штата Мэриленд за организацию горячей линии для
жертв сексуального насилия.
В ходе продолжившегося турне Эймос успела записать несколько дуэтов - сначала
с Майклом Стайпом (до сих пор не изданный сингл «It Might Hurt A Little Bit», который должен
был войти в фильм «Дон Жуан де Марко»), далее с Томом Джонсом («I Wanna Get Back With You»:
песня вошла в его альбом The Lead And How To Swing It), а затем - с Питером Гэбриэлом («Party Man»,
саундтрек к фильму «Виртуальность») и кумиром своего детства Робертом
Плантом («Down By The Seaside»).
1996 - 1998
Идея следующей пластинки возникла у Тори Эймос на Гавайях, куда она отправилась
после разрыва с давним бойфрендом Эриком Росси. Запись была осуществлена
в Ирландии - в старинном доме георгианской архитектуры и ирландской церкви.
Альбом "Boys for Pele", вышедший в 1996 году, вызвал скандал провокационной обложкой -
певица снялась для обложки в провокационной позе и держащей в руках винтовку, во
вкладыше к обнажённой груди присосался поросёнок. По звучанию и текстам это был
самый амбициозный и сложный альбом в её карьере. Критики, оценивая эту работу
Эймос, к единому мнению не пришли, но альбом всё же поднялся до 2-го места в США и
Англии, и вскоре стал платиновым. В ходе одного из интервью певица откровенно
рассказала о собственном опыте приёма галлюциногенов и написанной об этом песне
«Father Lucifer».
Летом 1997 года, находясь в Корнуолле, она приступила к работе над следующим
альбомом "From the Choirgirl Hotel", который записывался с привлечением большого количества
сессионных музыкантов. Он вышел в мае 1998 года, и вновь приятно удивил критиков
масштабными аранжировками и появлением элементов танцевальной музыки и джаза.
Альбом поднялся в первые десятки британского и американского хит-парадов и стал
лучшим альбомом 1998 года по версии журнала Q. На гастроли в поддержку лонгплея
Эймос впервые вышла со стабильной рок-группой: в её состав вошли барабанщик Мэтт
Чемберлен, басист Джон Эванс и гитарист Стив Кэтон.
1999 - 2009
В 1999 году Тори Эймос выпустила двойной альбом "To Venus and Back", включавший в себя
концертный диск "Live: Still Orbiting" и 11 новых треков, озаглавленных "Venus Orbiting". В числе
тем песен пластинки были нераскрытые убийства огромного числа женщин на границе
США и Мексики, галлюциногенные растения и биография Наполеона Бонапарта.
Пятинедельный промотур певица провела совместно с Аланис Мориссетт, однако
часть концертов турне пришлось отменить (у Эймос случился выкидыш). В
автобиографии «Piece by Piece» (2005) она рассказала, что менеджеры лейбла дали ей всего
два дня на выздоровление и заставили продолжить выступления. Это и стало одной из
главных причин её разрыва с "Atlantic" в 2002 году.
Следующим релизом Эймос стал сборник кавер-версий "Strange Little Girls", названный так по
одной из песен группы "The Stranglers". В нём певица собрала композиции, написанные
мужчинами о женщинах, и перевернула сюжеты с ног на голову, представив их с точки
зрения женщин-героинь этих песен (например, в своём кавере на песню Эминема «'97 Bonnie
& Clyde» она поёт от лица женщины, умирающей в багажнике машины, которую её муж ведёт
к озеру, чтобы утопить тело). Критика в отношении альбома вновь разделилась во
мнениях, но пластинка, тем не менее, поднялась в первую пятёрку американских
чартов. Концертный тур в поддержку альбома оказался самым коротким: он продлился
три месяца с перерывами.
В 2002 году Тори Эймос подписала контракт с "Epic Records" и выпустила "Scarlet's Walk", альбом
«сугубо американской тематики» (как сказала о нём сама Тори), стимулом к созданию
которого послужили события 11 сентября 2001 года. В аранжировках здесь
главенствующую роль впервые сыграла ритм-секция, а фортепиано звучало только как
вспомогательный оттеночный инструмент.
В 2003 году вышел DVD «Welcome to Sunny Florida», куда вошли фрагменты турне 2002-2003 годов, одного
из самых кассовых в Америке того года. Затем последовал сборник "Tales of a Librarian" (c
двумя ранее неизданными композициями), которым певица выполнила последние
обязательства перед "Atlantic Records".
В основу песен следующего, восьмого альбома Эймос, "The Beekeeper", легли несколько новых
для неё тем: древнее искусство пчеловодства, гностические Евангелия с их
мистическими сюжетами, а также вопрос об ослаблении исторической роли женщины,
вызванном подъёмом христианской церкви. В последнюю минуту она включила в альбом
песню «Toast», посвящённую памяти своего брата Майкла, который погиб в
автокатастрофе в ноябре 2004 года. Альбом вновь вошёл в первую пятёрку США и стал
самым её коммерчески успешным релизом в Германии.
В 2004 году в рамках "Original Sinsuality Tour" Тори Эймос выступила на фестивалях Гластонбери и
Meltdown. В числе новых каверов при этом она исполняла «Can’t Get You Out of My Head» Кайли
Миноуг, «People Are Strange» группы "The Doors", «Hyperballad» певицы Бьорк и «Red Rain» Питера Гэбриэла.
Затем вышла автобиографическая книга «Piece by Piece» (2005), написанная Эймос в
соавторстве с журналисткой Энн Пауэрс. По окончании турне Эймос выпустила
сборник официальных бутлегов - бокс-сет из 12-ти дисков с концертными материалами
"The Original Bootlegs". В 2006 году вышли двойной DVD "Fade to Red: The Video Collection" и "A Piano: The Collection" -
сборник синглов, ремиксов, демоверсий и ранее не издававшихся материалов.
1 мая 2007 года Тори Эймос выпустила альбом "American Doll Posse", центральным образом
которой была женщина-воин. Мировое турне в поддержку альбома стартовало в Риме в
конце мая 2007 года.
2009 - ...
19 мая 2009 года на "Universal Republic" вышел десятый студийный альбом Тори Эймос "Abnormally
Attracted To Sin", первый после её ухода из "Epic". В обзоре на этот альбом критики отметили,
что в его лирике переплетены три основных линии: викторианский декаданс,
мифология и иронический постмодернизм.
10 ноября 2009 года вышел одиннадцатый альбом "Midwinter Graces", который стал первым из
серии так называемых "сезонных" альбомов. Особенность таких альбомов в том, что в
них входят песни, посвящённые текущему времени года. В случае с Тори в этом
альбоме присутствуют песни, посвящённые новогодним праздникам. Среди них есть
как написанные самой Тори, так и каверы, исполненные ею.
На данный момент её последним студийным альбомом является "Resistance", который вышел в
2020 году. Этот диск стал семнадцатым в её долгой творческой биографии. Сейчас Тори
продолжает активно гастролировать и радовать публику незабываемыми живыми
выступлениями и новыми песнями.
Личная жизнь
С 22 февраля 1998 года Тори Эймос состоит в браке со звукорежиссёром Марком Хоули. 5
сентября 2000 года у них родилась дочь. Также у Тори есть дочь от первого брака,
родившаяся в 1993 году.
По материалам Википедии