Мануэль де Фалья - испанский композитор, пианист и музыкальный критик.
Родился в Кадисе 25 ноября 1876 года. Большую роль в формировании музыканта сыграли
домашние впечатления - музицирование деда и матери, которая была хорошей
пианисткой, песни няни. Он рано познакомился с зарубежным искусством. В
музыкальных салонах Кадиса исполнялась самая различная музыка, итальянские
оперы Беллини и Доницетти. Его первой учительницей музыки была мать.
В девятилетнем возрасте де Фалья участвовал как хорист в исполнении оратории
Гайдна «Семь слов», выступал в качестве пианиста в различных концертах, увлекался
театром, изучал и самостоятельно анализировал разнообразные произведения,
разыгрывал дома пьесы собственного сочинения. В 20-летнем возрасте он переехал в
Мадрид, где брал уроки фортепианной игры у профессора Траго. Мануэля отличала
высокая требовательность к себе, трудолюбие и настойчивость.
Карьера
Первыми сочинениями Мануэля стали «Вальс-каприс» для фортепиано, и «Испанская
серенада» для скрипки и фортепиано. Затем, проявляя интерес к национальному
искусству, в течении семи лет (1897-1904) он написал музыку для пяти сарсуэл. Большое
влияние на молодого композитора оказало знакомство с Франсуа Педрелем, в лице
которого он нашёл мудрого наставника.
В 1904 году Фалья одержал две блистательные победы: его опера «Короткая жизнь»
получила первую премию на конкурсе, организованном Академией изящных искусств, а
затем он также получил первый приз, выступая в качестве пианиста.
Годы учения вскоре закончились, и в 1907 году композитор прибыл в Париж, где получил
место пианиста и руководителя оркестра маленького театра. В Париже Мануэль де
Фалья провёл семь лет, изучая новую французскую музыку. Здесь он знакомится с
известными музыкантами: Полем Дюка, Морисом Равелем, Исааком Альбенисом, Клодом
Дебюсси, Игорем Стравинским, Сергеем Дягилевым.
В 1911 году он совершает концертную поездку в Англию, где играет свои «Испанские
пьесы», посвящённые Альбенису. В этом произведении для фортепиано проступают
национальные черты, возникают отголоски танцевальных наигрышей стиля фламенко и
песенного напева, близкого по характеру "канте хондо", свидетельствующие о
влиянии искусства блистательных гитаристов, которыми славится родной край Фальи.
«Четыре испанские пьесы» были начаты в Испании, а закончены уже в Париже, и это
сказалось на характере музыки: в ней есть та элегантность и законченность,
которые появились под влиянием общения с французскими друзьями.
В 1914 году, перед отъездом из Парижа, Мануэлем был написан замечательный цикл «Семь
испанских песен» для голоса и фортепиано. Это небольшая, тщательно подобранная
антология испанской народной музыки, свидетельствующая о глубоком проникновении
автора в сущность народного творчества. «Семь испанских песен» - одно из
известнейших произведений Фальи, где в выборе песен автор руководствовался
желанием показать многообразие родного фольклора. Голос и фортепиано слиты в них
в нерасторжимом единстве, что позволяет причислить обработки Фальи к лучшим
произведениям этого жанра. «Семь испанских песен» - это: «Мавританская шаль»,
«Сегидилья мурсиана», «Астуриана», «Хота», «Колыбельная», «Кансьон» и «Поло» -
неистово страстная мелодия, где чисто гитарный эффект звуков хорошо передан
средствами фортепиано.
В Париже Фалья работал интенсивно, но произведения его были немногочисленны - он
долго вынашивал замыслы и тщательно шлифовал все детали своих работ. Данью
увлечения французской поэзией, творчеством Дебюсси, Равеля стали «Три мелодии»
на слова Теофиля Готье. Это песни «Голубки», «Китайское» и «Сегидилья», в которых
главную роль играет ритмический элемент танца, сопровождающий капризный и
строгий напев сегидильи с её типичными оборотами и выкриками.
Вслед за этими песнями Фалья приступил к работе над «Ноктюрнами» (второе название
«Ночи в садах Испании»). Работа была закончена уже по возвращении композитора на
родину осенью 1914 года. Здесь же была завершена работа над балетом
«Любовь-волшебница», в котором нашли отражение легенды андалусских цыган.
Премьера балета состоялась 15 апреля 1915 года в Мадридском театре "Лара".
Балет «Любовь-волшебница» - шаг вперёд в творческой разработке андалусского
фольклора. Наиболее интересными номерами балета являются «Танец страха» и «Танец
огня», а также три песни, в которых отчётливо слышится интонация "канте хондо". В
музыке балета преобладает романтическая пылкость. Партитура балета напоминает
концертную сюиту, что открыло ей впоследствии путь на эстраду. Впервые это
произошло в концертах Национального общества музыки, основанного Мануэлем в
Мадриде совместно с Адольфо Саласаром. Красота мелодического материала,
богатство ритмов, яркость и колоритность оркестровки отличают музыку балета, в
которой лирическая страстность и нежность сочетаются с темпераментом и
фантастикой. Фалья даёт в партитуре подзаголовок - «Симфонические впечатления
для фортепиано с оркестром», точно определяя жанр и характер произведения.
Композитор живописует родную южную страну, любуясь богатством её красок и
образов. По тонкости рисунка, мастерству использования инструментов это одна из
лучших партитур композитора. Музыка «Ночей в садах Испании» соткана из народных
интонаций и ритмов. Она подтвердила стремление Фальи к жанровому разнообразию -
он ставил своей целью обогащение родной музыки во всех формах, и решал эту задачу
настойчиво и планомерно, с неизменной требовательностью к своему труду.
В 1919 году Мануэлем была написана фантазия «Бетика», ставшая его последним
произведением для фортепиано. Инструментальные истоки фантазии ведут к технике
андалусийской гитары. Сущность музыкального развития напоминает импровизации
гитаристов, где страстность и неожиданность контрастов подчиняются чёткой
ритмике. В стихию гитарных наигрышей вплетаются напевы "канте хондо", всё
сливается во вдохновенном музыкальном апофеозе Андалусии. Фантазия «Бетика» -
произведение, примечательное по мастерству композиторской работы, умению
строить большие эпизоды на развитии немногих лаконичных элементов. В наследии
Фальи «Бетика» осталась самым крупным его произведением для фортепиано и
последним обращением к андалусийскому фольклору.
7 апреля 1919 года на сцене Мадридского театра "Эслава" была поставлена пантомима де
Фальи «Коррехидор и Мельничиха», затем в результате пересмотра партитуры
пантомимы появился двухактный балет «Треуголка». Премьера балета состоялась в
Лондонском театре "Альгамбра" 22 июля 1919 года и прошла с большим успехом. Музыка
балета сверкает блёстками народного юмора и привлекает богатством
композиторской фантазии. В «Треуголке» же Фалья решительно выходит из образной
сферы своего первого балета, переключаясь из области легенд в атмосферу жизни
испанской провинции. Музыка балета тесно связана со сценическим действием, в ней
много иллюстративных эпизодов. Партитура «Треуголки» состоит из двух частей:
первая почти ничем не отличается от пантомимы «Коррехидор и Мельничиха», вторая
написана позднее для дягилевского спектакля. В освоении технических приёмов
Фалья стремился идти в ногу со временем, не забывая о заветах Педреля и оставаясь
всегда испанским мастером, одарённым чувством живого восприятия требований
жизни, и отвечающим на них в духе собственной индивидуальности.
Появление «Треуголки» в репертуаре балетной труппы Дягилева явилось новым
подтверждением артистической репутации де Фальи, свидетельствовало о росте
внимания к нему во всём мире, а вместе с тем о международном признании достижений
новой испанской музыки. Работой над «Треуголкой» закончился мадридский период
его жизни, оказавшийся чрезвычайно плодотворным.
Гранадский
период[/b]
В 1919 году де Фалья переехал в Гранаду, где жил в атмосфере народной музыки. Одним
из близких друзей композитора стал в эти годы поэт Федерико Гарсиа Лорка, человек
высокой музыкальной одарённости. В его доме часто устраивались спектакли, в
подготовке которых участвовал де Фалья. Сам Лорка говорил: «Мануэль де Фалья - мой
учитель. Он не только большой музыкант - он святой. Он преподал мне великий урок
скромности».
В 1922 году в Гранаде прошёл конкурс народных певцов и гитаристов "канте хондо",
инициаторами которого были де Фалья, Лорка и Андрес Сеговия. Целью конкурса было
привлечение внимания общественности к самобытному искусству, сильно
потеснённому к тому времени эстрадой, поддержка его талантливых представителей,
и в конечном счете, сохранение драгоценного национального наследия.
Организация конкурса требовала большой подготовительной работы, проводившейся и
в самой Гранаде и в её окрестностях - повсюду разыскивались певцы, владеющие
"канте хондо", не затронутые эстрадными влияниями. Усилия увенчались успехом,
удалось провести великолепный праздник народного искусства. К конкурсу было
приурочено издание работы де Фальи «Канте хондо - старинный андалусский стиль
пения и его влияние на музыкальное искусство Европы».
Также Мануэль де Фалья был страстным апологетом гитары и придавал большое
значение разработке её характерных приёмов в музыке испанских композиторов.
Единственное сочинение де Фальи для гитары - это пьеса «Памяти Клода Дебюсси»,
дань памяти его другу и великому композитору. Выбор инструмента объяснялся
просьбой каталонского гитариста Мигеля Льобета написать для него концертную
пьесу. Его призыв нашёл отклик у де Фальи, всегда живо интересовавшегося гитарой,
изучавшего школы игры на ней, консультирующегося с исполнителями. Пьеса «Памяти
Клода Дебюсси» была исполнена в Париже знаменитым гитаристом Эмилио Пуйолем, а
затем вошла в репертуар Андреса Сеговии.
Крупным артистическим начинанием Фальи было создание в Гранаде симфонического
оркестра "Бетика", целью которого стало распространение классической музыки.
Концертами дирижировал сам де Фалья. Оркестр "Бетика" одним из первых возродил в
стране культуру камерно-оркестрового исполнительства. Деятельность оркестра
продолжалась долгие годы, способствуя музыкальному просвещению народных масс.
Первые годы жизни в Гранаде явились также воплощением замыслов новых
произведений. Так появился «Балаганчик мастера Педро» по роману Сервантеса
«Дон-Кихот». Его концертная премьера состоялась 28 марта в Севилье, и в последующие
годы он неоднократно исполнялся во многих городах с постоянным успехом.
«Балаганчик» стал последним произведением Фальи для музыкального театра.
Символично, что сочиняя музыку для театра марионеток, де Фалья обратился не к его
традиционным сюжетам, а к великому наследию Сервантеса, ввёл в действие самого
рыцаря Печального образа. Об этом произведении, самобытном по стилю и форме,
прекрасно сказал Франсис Пуленк: «Балаганчик» мне всегда представляется
явлением музыкального искусства, подобным шедеврам Ренессанса, где драгоценные
камни как будто в беспорядке, но так талантливо вставлены в чудесную оправу".
В Гранаде де Фалья написал пьесу для камерного оркестра и голоса
«Психея», концерт для клавесина, сыгранный впервые в Барселоне в 1926 году, сонет
Кордове для голоса и арфы (1927). Здесь же появились замыслы одного из самых
крупных произведений Фальи «Атлантида», которое так и осталось незаконченным.
За 10 лет жизни в Гранаде Фалья обрёл многие духовные ценности и очень изменился.
Альфредо Казелла, очарованный де Фальей, оставил яркое описание его внешности:
«Его тип был стопроцентно андалусским и казался взятым полностью с какого-нибудь
портрета Эль Греко. Высокий лоб, тёмные глаза, прямой нос, тонкие губы, выражение
аскетическое, но временами страстное, иногда имевший вид земного человека, иногда
- старинного монаха». Все, знавшие де Фалью, вспоминают о нём, как о незаурядной
личности, сложной и высокоинтеллектуальной, с ее чисто испанскими национальными
чертами. Он вызывал в воображении образ идальго - благородного, гордого. Но
внутренний мир композитора был непростым, полным конфликтов при всей
свойственной ему сдержанности и замкнутости, дававших себя чувствовать в период
духовных кризисов.
В 1931 году де Фалья отправился в Лондон, а затем на Международный фестиваль в
Венецию вместе с Андресом Сеговия, затем в Цюрих и Сан-Ремо. Оттуда он отправился
на Мальорку, где он провёл несколько недель. По просьбе Классической капеллы
Пальмы он сделал переложение «Ave Maria» Виктории и сам провёл её премьеру. Один из
слушателей вспоминал: «Руками, взглядом, лицом он больше чем дирижировал; умолял и
держал в пальцах невидимые огненные чётки». В Пальме была написана «Баллада о
Мальорке» для смешанного хора и продолжена работа над «Атлантидой».
В 1933 году де Фалья принял участие в Фестивале Шопена, после чего возвратился на
родину и прожил там до осени 1939 года. В этот период композитор написал оркестровую
сюиту «Педрелиана» - своё последнее законченное произведение. Она носит чисто
ретроспективный характер - композитор уходит в прошлое, в мир воспоминаний о
дорогих для него людях, ищет в них опору в переживаемые им трудные и печальные
времена.
Последние годы[/b]
В 1939 году де Фалья побывал в Аргентине, где выступал с концертами, а в 1941-м он
окончательно обосновался там в небольшом городке Альта Грасия. Музыка никогда не
уходила из его помыслов: «Я чувствую потребность жить со своей музыкой и носить её
в себе, долго хранить её, чтобы позволить расцвести на досуге этому таинственному
организму, который станет моим произведением. Я не понимаю, как артист может не
работать всё время, и как работать всё время, не находясь в одиночестве».
Мануэль де Фалья скончался 14 ноября 1946 года. Его тело было перевезено в Испанию и
торжественно погребено в соборе Кадиса.
Послесловие[/b]
Мануэль де Фалья завершил период испанского музыкального возрождения и стал в
нём самой крупной личностью. Он говорил, что для художника существует только один
путь - непрерывной работы и исканий, и лишь вступив на него, он сможет выполнить
свою миссию. Поэтому композитор и призывал учиться у великих мастеров прошлого и
современности, учиться без подражания, творчески осваивая то, что ближе всего
собственной индивидуальности художника.
По материалам Википедии и toropow-music.narod.ru