Лео Грэттен Кэрролл (англ. Leo Gratten Carroll), известный как Лео Г. Кэрролл или Лео Дж.
Кэрролл (англ. Leo G. Carroll) - британский актёр.
Ранние годы
Лео Грэттен Кэрролл родился 25 октября 1886 года в посёлке Уидон Бек, Нортгемптоншир,
Великобритания, в католической семье. Его отец был военным офицером, имевшим
ирландские корни.
С ранних лет Кэрролл увлекался актёрской игрой, выступая в школьных спектаклях, в
том числе, в постановках опер Гилберта и Салливана. В 1908 году в возрасте 16 лет он
сыграл старика в спектакле «Зал свободы».
В 1911 году Кэрролл сыграл в спектакле «Разерфорд и сын», на следующий год
отправившись с этой пьесой в США. После успеха спектакля на Бродвее в 1912-1913 годах
Кэрролл сыграл ещё в одном бродвейском спектакле «Обыватель» (1913). С началом
Первой мировой войны Кэрролл пошёл служить в британскую армию, и был серьёзно
ранен. После этого Кэрролл окончательно решил отказаться от военной карьеры и
стать актёром.
Театральная карьера
В 1920-е годы Кэрролл добился признания на лондонской сцене, после чего переехал в
США, где с 1924 года стал постоянно работать на Бродвее. На протяжении 1920-х годов
Кэрролл сыграл самые разнообразные роли в бродвейских спектаклях «Опустошение»
(1924), где был также режиссёром, «Водоворот» (1925-1926) по пьесе Ноэла Кауарда,
«Постоянная нимфа» (1926-1927), «Забегаловка» (1927), «Отвлечение» (1928), «Напряжённое
движение» (1928), «Идеальное алиби» (1928-1929), «Новичок и герцог» (1929-1930). Особенно
запоминающимися были его роли в спектаклях «Постоянная нимфа» и «Идеальное
алиби», где он комично сыграл полицейского.
В 1930-е годы Кэрролл был по-прежнему постоянно занят на бродвейской сцене. В
частности, он сыграл в таких спектаклях, как «Миссис Мунлайт» (1930-1931), «Слишком
правдиво, чтобы быть хорошим» (1932), «Троил и Крессида» (1932) по Уильяму Шекспиру, «За
оказанные услуги» (1933), «Маска и лицо» (1933), «Зелёный лавр» (1933-1934), «Женская
лихорадка» (1935), «Главным образом для любящих» (1936), «Прелюдия к ссылке» (1936-1937),
«Маска королей» (1937), «Буря над простаком» (1937), «Любовь к женщинам» (1937), «Оставь
вальс для меня» (1938) и «Два букета» (1938).
В 1940-е годы Кэрролл играл в спектаклях «Любовь к любви» (1940), «Анна Английская» (1941),
«Улица ангелов» (1941-1944), «Покойный Джордж Эпли» (1944-1945), «Круг друидов» (1947), «И не
скажешь» (1948), «Денни меня поцеловала» (1948). Как отмечено в «Нью-Йорк таймс»,
бродвейской публике Кэрролл, вероятно, более всего известен своим инспектором
Рафом в «Улице ангелов» (по этой пьесе поставлен фильм «Газовый свет») и заглавной
ролью в комедии «Покойный Джордж Эпли».
В 1950-е годы Кэррол продолжал работать на Бродвее, сыграв в спектаклях «Мэри Роуз»
(1951), «Подумать только!» (1951-1952), «Время взаймы» (1953) и «Кто-то ждёт» (1956).
Карьера в кинематографе
В 1934 году Кэрролл дебютировал в кино в роли второго плана в мелодраме с Джоан
Кроуфорд «Сэди Макки» (1934). Поначалу он получал небольшие роли, иногда это были
престижные фильмы категории А, такие как мелодрама «
Барреты с Уимпол-стрит» (1934) с Нормой Ширер и Фредриком Марчем . Самыми
известными ролями Кэрролла этого периода стали роль призрака делового партнёра
Эбенезера Скруджа в семейной картине «Рождественский хорал» (1938), а также роль
Джозефа в классической экранизации Уильяма Уайлера «
Грозовой перевал» (1939) с Лоуренсом Оливье и Мерл Оберон в главных
ролях. В том же году Кэрролл сыграл роль второго плана в исторической мелодраме
Майкла Кёртиса «
Частная жизнь Елизаветы и Эссекса» (1939)
с Бетт Дэвис и Эрролом Флинном .
В начале 1940-х годов Альфред Хичкок дал Кэрроллу небольшие роли в своих
психологических триллерах «
Ребекка» (1940) с Оливье и Джоан
Фонтейн и «
Подозрение» (1941) с
Кэри Грантом и Фонтейн, после чего поставил его на важную роль коварного
врача-убийцы в психиатрическом триллере в «Заворожённый» (1945) с Грегори Пеком и
Ингрид Бергман . В том же году Кэрролл сыграл роль американского полковника,
который продаёт военных секреты нацистам, в полудокументальном шпионском нуаре
«Дом на 92-й улице» (1945).
В 1947 году Кэрролл сыграл важную роль прокурора в судебном триллере Хичкока «
Дело Парадайна» (1947) с Грегори Пеком в главной роли адвоката, который
влюбляется в свою подзащитную. В том же году у Кэрролла была роль второго плана в
скандальной исторической мелодраме Отто Премингера «
Амбер
навсегда» (1947) с Линдой Дарнелл в заглавной роли, а также важная роль патриарха
семейства в исторической нуаровой мелодраме Роберта Сиодмака «С незапамятных
времён» (1947).
У Кэрролла были также заметные роли второго плана в мелодраме «
Очарование»
(1948) с Дэвидом Нивеном и Терезой Райт и в криминальной мелодраме с Рэем Милландом
«
Такая злая, любовь моя» (1948). В 1950 году Кэрролл «с блеском
продемонстрировал комедийный талант в роли льстивого поставщика провизии» в
комедии «
Отец невесты» (1950)
со Спенсером Трэйси в главной роли . В криминальном триллере Хичкока «
Незнакомцы в поезде» (1951) у Кэрролла была важная роль американского
сенатора и отца главной героини, а в военной драме «
Пустынный лис»
(1951) он сыграл немецкого фельдмаршала Герда фон Рундштедта.
В дальнейшем у Кэрролла были заметные роли второго плана в таких заметных
мелодрамах, как «Снега Килиманжаро» (1952) с Грегори Пеком и Авой Гарднер и «
Злые и красивые» (1952) с Кирком Дугласом и Ланой Тёрнер . Он также сыграл
значимые роли в фильме ужасов «
Тарантул» (1955), криминальной
комедии с Хамфри Богартом «
Мы не ангелы» (1955),
романтической комедии с Грэйс Келли «
Лебедь» (1956) и шпионском триллере с
Полом Ньюманом «
Приз» (1963)[8]. В 1959 году Кэрролл сыграл роль саркастичного руководителя
операции ЦРУ по имени «Профессор» в шпионском триллере Хичкока «
На север через северо-запад» (1959).
Карьера на телевидении
Кэрролл пользовался большим спросом на телевидении, сыграв главные или
постоянные роли в четырёх популярных телесериалах. В 1953-1955 годах вышло 78 эпизодов
ситкома о паранормальном «
Топпер», в котором Кэрролл
продемонстрировал свой комедийный талант.
В 1962-1963 годах Кэрролл играл вторую главную роль немолодого священника, отца
Фитцгиббона, в комедии о буднях католического прихода в небогатом квартале
Нью-Йорка «Идти своим путём» (1962-1963, 30 эпизодов)[2].
Наконец, в 1964-1968 годах вышло 105 эпизодов успешного шпионского комедийного сериала
«
Агенты А.Н.К.Л.», в котором Кэрролл сыграл, вероятно, свою самую
известную роль Александера Уэйверли, руководителя международной секретной
службы, под началом которого служат суперагенты Наполеон Соло и Илья Курякин.
Сериал имел большой успех у зрителей, в результате на основе телесерий было
выпущено несколько полнометражных фильмов, а в 1966-1967 годах вышло 29 эпизодов
спин-оффа «Девушка из А.Н.К.Л.», где Кэрролл вновь сыграл роль Александера
Уэйверли. За эту роль в актер был номинирован на две прайм-тайм премии «Эмми» как
лучший актёр второго плана в драматическом телесериале.
Среди других работ Кэрролла на телевидении можно отметить гостевые роли в
сериалах «
Первая студия»
(1949-1958), «Калифорнийцы» (1957), «Интуиция» (1960), «Час „Юнайтед Стейтс Стил“» (1961), «
Триллер»
(1962), «Ченнинг» (1964), «Хэйзел» (1964) и «Айронсайд» (1970).
Актёрское амплуа и оценка творчества
По мнению многих критиков Лео Г. Кэрролл был одним из наиболее значимых
характерных актёров своего времени. Кэрролл начинал карьеру в театре, сыграв
общей сложности более чем в 300 пьесах, и сцена оставалась любовью всей его жизни. В
1972 году в интервью «Нью-Йорк таймс» он сказал: «Она принесла массу наслаждений
моему уму и сердцу. Я очень многим обязан театру. Он мне не обязан ничем».
Кэрролл пришёл в кино в 1934 году уже зрелым человеком, и благодаря своей солидности
и резким чертам лица часто получал роли отцов, а также дворецких, врачей и
чиновников. Многоплановый актёр традиционной школы, Кэрролл глубоко погружался в
свои роли, чем обратил на себя внимание Альфреда Хичкока. В общей сложности
Кэрролл сыграл в шести фильмах великого режиссёра, это больше чем любой другой
актёр за исключением самого Хичкока.
Личная жизнь
В 1926 году Кэрролл женился на Эдит Нэнси де Сильва, с которой прожил до своей смерти
в 1972 году. У пары был один ребёнок.
Смерть
16 октября 1972 года Кэрролл скончался в Лос-Анджелесе, после продолжительной борьбы
с раком. Ему было 85 лет.