Популярные торрент-раздачи в персонах кино (профиль, семья, родственники)
Искать раздачи: Антон Рубинштейн 15
Краткая биография
Имя: Антон Григорьевич Рубинштейн
Дата рождения: 28 ноября, 1829 | стрелец
Место рождения: Выхватинец, Подольская губерния, Российская Империя
Дата смерти: 20 ноября, 1894 | 64 года
Место смерти: Петергоф, Российская Империя
Карьера: Композитор, дирижёр, пианист
Жанр: Классическая музыка, опера
Рост: 1.66 м
Супруга: Вера Чикуанова (трое детей)
Биография
Антон Рубинштейн - известный пианист, дирижёр и композитор, прославился в русской
культуре как основатель Санкт-Петербургской консерватории и педагог Петра
Ильича Чайковского. Виртуозное исполнение серии из семи фортепианных концертов в
конце XIX века заслужило всемирное признание и познакомило слушателей с
многовековой историей музыки. Талант сочинителя проявился в сотне произведений,
среди которых наибольшей популярностью пользовались опера «Демон», балет
«Виноградная лоза» и оратория «Суламифь».
Детство и юность
Биография Антона Григорьевича Рубинштейна началась 28 ноября 1829 года в небольшом
приднестровском селе Выхватинец Балтского уезда Подольской губернии. Родители,
евреи по национальности, происходили из Правобережной Украины и Прусской
Силезии. В 1833 году все члены фамилии Рубинштейн во главе с отцом Григорием
Романовичем и матерью Калерией Христофоровной приняли православие, получили
право переехать в Москву и открыть собственное дело.
Кроме Антона, в семье были другие дети, которые также прославились в разных
областях науки и культуры. Старший брат будущего пианиста Яков стал доктором, а
сёстры Любовь и София снискали славу учителя музыки и камерной певицы. Младший
ребёнок Николай Рубинштейн посвятил жизнь искусству и вслед за братом в 1866 году
основал вторую российскую консерваторию в Москве, где проработал там до самой
смерти.
Обустроив быт в просторном доме на Ордынке, отец занялся делами на
карандашно-булавочной фабрике, а на плечи матери легли заботы о воспитании и
образовании потомства. Будучи хорошей пианисткой, она научила Антона играть на
инструменте и подготовила к поступлению в класс прославленного педагога
Александра Ивановича Виллуана.
Семилетний Рубинштейн продемонстрировал выдающиеся способности, и с 1839 года
учитель разрешил ему выступать публично. Ещё через год Антон Григорьевич с
наставником отправились с концертами в Европу и побывали в обществе английской
королевы Виктории и великих композиторов Ференца Листа и Фредерика Шопена.
В 1844 году Антон ненадолго вернулся в Россию, а потом в сопровождении матери и
брата Николая уехал в Берлин, чтобы обучаться музыке у знаменитых иностранных
педагогов Теодора Куллака и Зигфрида Дена и заводить знакомства в европейской
культурной среде.
Во второй год пребывания в Германии семья получила известие о кончине Григория
Рубинштейна. Калерия Христофоровна с Николаем отбыли в Москву для организации
похорон, а Антон отправился в австрийскую столицу для совершенствования
исполнительских навыков игры на фортепиано.
Впрочем, самостоятельная жизнь не пришлась по вкусу молодому человеку, а частные
уроки не приносили прибыли. По этим причинам в 1849 году музыкант вернулся на
родину, и благодаря протекции супруги великого князя Михаила Павловича переехал
в Петербург и занялся преподаванием и творческой карьерой.
Музыка
В российском культурном обществе Рубинштейна сразу заметили. Талант пианиста
оценили во время регулярных выступлений перед императорской семьёй и
представителями знатных фамилий. Такой успех позволил повзрослевшему музыканту
познакомиться с именитыми русскими коллегами, среди которых были члены кружка
«Могучая кучка» Михаил Глинка и Александр Даргомыжский, а также прославленные
исполнители Матвей Виельгорский и Карл Шуберт.
Под их влиянием Рубинштейн дебютировал в роли дирижёра, и в 1852 году представил
публике «Дмитрия Донского», ставшего первым крупным произведением собственного
сочинения. За ним следуют короткие оперы «Сибирские охотники», «Месть» и
«Фомка-дурачок», в которых начинающий композитор использовал темы и мелодии
народов России, отдавая дань модным музыкальным веяниям современности.
В середине 1850-х годов Антон Григорьевич предпринял попытки основания в столице
специализированной академии, но не имея поддержки, сдался и оставил эту идею до
лучших времен. К тому же произведения композитора оказались невостребованными, и
ни один российский театр не брался за их постановку. В итоге Рубинштейн уехал за
границу, и с помощью старого знакомого Ференца Листа представил публике
одноактную оперу «Сибирские охотники». Кроме того, музыкант дал сольный
фортепианный концерт в немецком городе Лейпциг, после успеха которого его
пригласили в длительное турне по Европе.
Гастроли, длившиеся четыре года, сделали Антона Григорьевича мировой
знаменитостью и пробудили жажду дальнейшей работы. Находясь на подъёме, пианист
уговорил великую княгиню Елену Павловну выделить средства на создание Русского
музыкального общества, в рамках которого начались регулярные выступления
симфонического оркестра под управлением Рубинштейна.
Следующим шагом композитора стала организация музыкальных учебных классов, где
одарённая молодёжь могла оттачивать навыки исполнительского искусства. Когда к
осени 1861 года число студентов возросло, в Санкт-Петербурге открыли первую
российскую консерваторию, а Антон Григорьевич начал исполнять обязанности
директора, дирижёра и преподавателя инструментовки и фортепиано.
Творческая элита во главе с представителями «Могучей кучки» не сразу приняла
идею создания академического музыкального учреждения. Лишь в 1871 году, после того
как одним из первых учеников Рубинштейна стал Чайковский, композитор Николай
Римский-Корсаков согласился присоединиться к профессорскому составу.
При дворе консерватория также вызывала негативные мнения, и после конфликта с
правящей фамилией директора вынудили уйти в отставку. Правда, в 1887 году Антон
Григорьевич вернулся и руководил учебным заведением последующие несколько лет.
Именно в этот период знаменитый русский художник Илья Репин нарисовал портрет,
изображавший Рубинштейна за любимым занятием.
Во время преподавания Рубинштейн хотел научить студентов быть истинными
художниками, постоянно стремящимися к совершенству. Для того, чтобы развивать
собственное мастерство, пианист продолжал концертировать и сочинять песни,
романсы, симфонии и другие произведения. В начале 1870-х годов композитор сочинил
оперу «Демон», основанную на одноимённом произведении Лермонтова, а затем три
года ждал решение Мариинского театра о постановке.
Сразу после премьеры лирическая драма с проникновенными мелодиями оставила
публику и критиков равнодушными, но после смерти автора, когда главную партию
спел знаменитый Фёдор Шаляпин, опера стала знаменитой и на протяжении нескольких
сезонов собирала аншлаги в разных странах.
Другими удачными творениями композитора стали симфония «Океан», оратории
«Христос» и «Суламифь» и исторические оперы «Нерон», «Маккавеи» и «Фераморс».
Остальные произведения не смогли превзойти славу создателя, который ни на минуту
не прекращал радовать публику своей фортепианной игрой.
В 1872-1873 годах музыкант в компании скрипача Генрика Венявского дал за восемь
месяцев 215 концертов в Северной Америке, а спустя 10 лет триумфально выступил во
всех европейских столицах. Цикл, состоящий из восьми выступлений в каждом городе,
вошёл в историю музыки и до сих пор считается непревзойдённым рекордом того
времени.
В последний раз публика увидела пианиста на благотворительном мероприятии в
Санкт-Петербурге незадолго до смерти, в 1893 году.
Личная жизнь
О личной жизни Антона Рубинштейна известно совсем немного. Основные факты
связаны с Петергофом, где пианист с молодой женой Верой Чикуановой впервые
появился в 1866 году.
В дальнейшем семья, в которой появились трое детей, приобрела дом в этом
живописном городке под Санкт-Петербургом и разместилась в деревянной постройке с
башней, террасой и фруктовым садом.
Кабинет Рубинштейна находился на втором этаже и был оборудован согласно его
скромному вкусу. Там находились чёрный рояль, диван и этажерка с нотами, а на
стенах висели фотографии жены и детей: Якова, Анны и Александра. Именно там
композитор сочинил мелодию «Стрёкот цикад» и другие произведения, наполненные
звуками природы.
Гостеприимная хозяйка Вера Александровна окружала мужа уютом и не давала
скучать, приглашая в гости членов культурного общества России. На даче
Рубинштейнов часто бывали московский голова Сергей Третьяков (один из
основателей галереи, названной впоследствии его именем), художник Эрнст Липгарт,
музыкант Карл Давыдов и поэт Яков Полонский.
Смерть
В 1893 году Рубинштейн потерял младшего сына Якова Антоновича, умершего в 20-летнем
возрасте. Утрата, усугублённая серьёзной простудой, подхваченной на гастролях в
Дрездене, подкосила здоровье пианиста.
Вернувшись на дачу в мае 1894 года, Антон Григорьевич с головой окунулся в работу и
окончательно добил измотанный организм. Врачи и близкие просили его изменить
образ жизни и уделить время отдыху, но музыкант никого не слушал.
В итоге к концу осени Рубинштейн постоянно пребывал во взбудораженном состоянии
и начал страдать от бессонницы и боли в левой руке. Вечер 19 ноября пианист провёл
за картами в компании друзей и близких, а ночью у него возникли трудности с
дыханием, едва позволившие дожить до приезда врачей. Растирание и подача
кислорода не спасли великого музыканта, и причиной его смерти 20 ноября 1894 года
стал острый сердечный приступ.
В течение недели гроб с телом Рубинштейна стоял в зале петергофской дачи, а затем
его перевезли в Троицкий собор столицы и после отпевания похоронили на кладбище
Александро-Невской Лавры.
По материалам 24smi.org
Композитор
Оперы
1888 «Горюша»
1884 «Попугай»
1883 «Среди разбойников»
1880 «Купец Калашников»
1875 - 1876 «Нерон»
1872 - 1874 «Маккавеи»
1871 «Демон»
1862 «Фераморс»
1861 «Дети степей»
1853 «Фомка-дурачок»
1852 «Сибирские охотники»
1852 «Месть»
1849 - 1850 «Дмитрий Донской»
Полный список произведений