Иван Дмитриев - популярный отечественный актёр, народный артист СССР. Наибольшую
популярность приобрёл после съёмок в картине «
Полосатый
рейс», после которой его в шутку называли "всесоюзным старпомом".
Поклонницы в один голос уверяли, что у этого артиста красивые глаза. Именно глаза
актёра Ивана Дмитриева заставляли трепетать сердца почти всех женщин СССР. Он
играл примерных советских граждан - вдумчивых, положительных, честных, работящих.
Но в его исполнении они становились более тонкими, лиричными и очень
запоминающимися. Иван Дмитриев сыграл более двухсот ролей в театре, и свыше
шестидесяти образов воплотил на экране. Он вполне заслужил, чтобы называться
корифеем отечественного кино и театрального искусства.
В 1932 - 1936 годах учился в Ленинградском техникуме сценических искусств (класс Ю. М.
Юрьева).
С 1936 - актер Ленинградского театра Комедии,
с 1940 - театра Краснознаменного Балтфлота,
с 1948 - актер Ленинградского драматического театра им. В. Ф. Комиссаржевской,
с 1973 - академического театра драмы им. А. С. Пушкина (Александринки), где прослужил 30
лет.
Детство и юность
Родился Иван Дмитриев в городе Вышний Волочок Тверской губернии 30 июля 1915 года.
Хотя другие источники утверждают, что родной город Дмитриева - Грозный. Сведений о
родителях актёра нет.
В 1923-м Иван пошел в местную семилетку. Театр ему нравился с детства, хоть в семье не
было ни одного творческого человека. В 5-м классе начал заниматься в драматическом
кружке, постановки которого часто показывали в местном театре. Все деньги,
полученные за выступления, Ваня не тратил, тщательно копил. У него была мечта -
поехать учиться в Ленинград, и именно для этого ему нужны были деньги.
После окончания школы Дмитриев начал свою трудовую биографию. Его первое место
работы имело непосредственное отношение к искусству - Ивана приняли на должность
суфлёра Вышневолоцкого городского театра. Дмитриев служил в этом театре на
протяжении трёх лет, и за это время попробовал себя в качестве бутафора, помощника
режиссёра и артиста вспомогательного состава. Может быть, он и не ушёл бы из
театра, если бы в один прекрасный день не попал в цирк шапито. У него появилось
новое увлечение - акробатика.
Мечта о Ленинграде сбылась в 1932-м. Иван отправился в город на Неве, чтобы стать
студентом циркового училища. Во время одной из прогулок по городу он прочёл, что в
Ленинградском техникуме сценических искусств набирают абитуриентов на первый
курс. И Иван передумал поступать в цирковое училище - любовь к актёрской профессии
пересилила, да и опыт работы в театре имелся неплохой. Молодой человек отлично
справился с вступительными испытаниями, и стал студентом, попав в мастерскую к
Надежде Комаровской. Спустя четыре года Иван получил диплом об окончании
техникума.
Театральная карьера
Ещё в годы студенчества Дмитриеву посчастливилось выходить на сцену. Начинающий
актёр играл в Государственном академическом театре драмы, его задействовали в
постановках «Борис Годунов» и «Маскарад». Правда, роли были второго плана, но это
не помешало руководителю театра Борису Сушкевичу рассмотреть в Дмитриеве мощный
потенциал. Сушкевич предложил Ивану стать членом труппы, но артист отказался - он
считал, что нужно наработать опыт и актёрское мастерство.
Иван понимал, что рядом с именитыми артистами этого театра он надолго застрянет
на второстепенных ролях, и что большего ему не доверят, так как он почти ничего
пока не умеет. Он решил, что нужно где-то "набить руку", наиграться, обрести
постоянную занятость.
После окончания техникума Дмитриева приняли в труппу Ленинградского театра
комедии. Здесь тоже пришлось довольствоваться небольшими ролями, но он всё равно
чувствовал себя на равных с другими, более известными артистами. В 1938-м молодого
артиста позвали на съёмочную площадку, и он ответил согласием. Но фильм вскоре
заморозили, и Дмитриев остался вообще не у дел. Обратно в театр его не приняли,
потому что руководителю театра Николаю Акимову не нравилось, когда театральные
артисты сотрудничают с кинематографом. Ивану пришлось срочно искать новое место
службы, и он нашёл его в Театре Краснознаменного Балтийского флота. Этим
подмосткам он хранил верность на протяжении десяти лет.
Военные годы
Когда началась Советско-финская война, актёры этого театра переехали на
передовую, и выступали перед солдатами и офицерами. Вместе с труппой театра Иван
Дмитриев прошёл и Великую Отечественную войну. Артист никогда не халтурил, привык
выкладываться в полную силу. В постановке под названием «Сорок первый» он так
правдоподобно перевоплощался в офицера белой армии, что вызвал аплодисменты
зрительного зала. После этого Дмитриеву пришлось выслушивать замечания
партийного управления, ему порекомендовали играть этот образ так, чтобы он не
вызывал сочувствия у зрителей.
Артисту довелось не только выходить на театральные подмостки - он воевал с
оружием в руках, оборонял Ханко, Ленинград, Кронштадт, Таллинн. Ратный подвиг
Дмитриева был оценен по достоинству - он получил орден Красной Звезды и орден
Отечественной войны II степени.
После войны
С 1948 года Дмитриев служил в Театре имени Веры Комиссаржевской. Позже он скажет,
что мечтал найти свой театр, а нашёл настоящий дом, родной и уютный. На сцену этого
театра артист выходил без малого четверть века, воплотил множество интересных
образов. Ивана задействовали в постановках «Дети Ванюшина» (Алексей),
«Преступление и наказание» (Свидригайлов), «Бесприданница» (Паратов) и многих
других. Одновременно с работой в театре Дмитриев сотрудничал с кинематографом.
Артист считал, что перед камерой артист не может врать, нужно держать интонацию,
мимику. Дмитриев был уверен, что кинематографические артисты, никогда не
выходившие на театральные подмостки, теряют очень много, им просто недостаёт
актёрского мастерства. Только на театральной сцене можно приобрести абсолютно
неоценимый опыт. Зрители всегда восторгались уникальной культурой слова Ивана
Дмитриева - он умел говорить на сцене так, что его было отчётливо слышно даже на
последних рядах зрительного зала.
Сразу после войны актёр снимался в лентах исторического жанра - «
Мусоргский»,
«
Академик Иван Павлов», «Белинский». После этого фильмография Дмитриева
пополнилась и другими жанрами - драмой «Крутые горки», комедией «За витриной
магазина», ещё одной драмой «
Неповторимая весна». Но всесоюзная слава пришла к нему после съёмок в
ленте «
Полосатый
рейс», где Дмитриев стал старшим помощником капитана корабля Олегом
Петровичем.
К концу 1950-х годов в моду вошли картины совместного производства с иностранными
режиссёрами. Дмитриеву поступило сразу два приглашения на съёмки в таких лентах.
Первая - советско-индийская лента «Хождение за три моря», вторая -
советско-китайская «
В едином
строю». Дмитриеву больше понравился сценарий второй ленты, и он дал согласие на
съёмки. Но особой популярности этот фильм не получил, в отличие от «Хождения за
три моря».
К концу 1960-х Иван Дмитриев приобрёл невероятную популярность. Именно тогда пришло
решение о смене театра - актёр посчитал, что ему тесновато на родных подмостках.
В 1973-м Иван получил приглашение от Государственного академического театра драмы
имени Пушкина. На сцене этого театра артист дебютировал в спектакле «На дне», где
сыграл Сатина. Режиссёрами этого спектакля стали Владимир Эренберг и Леонид
Вивьен. Вскоре копилка работ актёра пополнилась и другими классическими
персонажами. Ивана задействовали в спектаклях «Зимняя сказка» (Старый пастух),
«Похождения Чичикова» (Ноздрёв), «Отелло» (Брабанцио), «Плоды просвещения» (Фёдор
Иванович).
Есть в его репертуаре и работы по современным пьесам. Дмитриев играл в спектаклях
«Иней на стогах» (автор Леонид Моисеев), «Ночью без звёзд» (автор Александр Штейн),
«Ивушка неплакучая» (автор Михаил Алексеев). Но, как позже признавался сам артист,
его герои были какими-то стандартными, бледными, не оставившими в сердце никаких
следов. Дмитриев как-то сказал, что в этой драматургии отсутствуют настоящие
характеры.
Несмотря на тотальную занятость в театре, Иван продолжал активно сотрудничать с
кинематографом. Он побывал на съёмочной площадке картины «
Песнь о
Маншук», потом снялся в детективной ленте «
Ювелирное
дело» и драме под названием «Антонина Брагина». В общей сложности артист
воплотил на экране свыше шестидесяти образов. После 1983 года Дмитриев не снимался.
Перерыв в работе длился до 2002-го, когда он сыграл свою последнюю роль в кино - отца
Дмитрия в мелодраме «
Время любить».
Личная жизнь
Первый раз артист женился на актрисе Александре Дэльвин. Девушка тоже служила в
Театре Краснознамённого Балтийского флота, где они и познакомились в 1938-м году.
Спустя два года влюблённые оформили свои отношения официально.
Александра вспоминала, как Иван пытался привлечь её внимание, какие только
фортели не предпринимал. То решил удивить её глотанием шариков от пинг-понга, то
вставал на лестнице в стойку, то ещё как-то хулиганил. Начальник театра по фамилии
Гитцович уже принял решение о списании Дмитриева из театра, но за него вступилась
Александра, предложившая взять хулигана на поруки.
На следующий день после свадьбы молодожёны и вся труппа театра погрузились на
линкор «Октябрьская революция» и отправились в Таллинн, с постановкой «Цветёт
сирень». Так гастроли заменили новоиспечённым супругам свадебное путешествие.
В декабре 1941-го у супругов родилась дочка Наталья, но ее не стало спустя несколько
месяцев. Холод, голод, блокада Ленинграда, где уж тут выжить маленькому
ребенку-грудничку. Чтобы пережить горечь потери, супруги усыновили
четырёхлетнего мальчика Колю, а в победном 1945-м у них родилась своя дочь, которую
назвалии Ксенией. В 1947 году внезапно нашлись родственники усыновлённого мальчика
и увезли его в Ташкент.
Иван Петрович никак не мог смириться с тем, что у него забрали сына, он успел
прикипеть к нему всей душой. Александра позже вспоминала, как они выхаживали
мальчика, как официально усыновили его, и он стал Колей Дмитриевым. Мальчишка
считал Ивана и Александру своими родителями, звал их не иначе, как папа и мама.
В 1949-м брак распался. Спустя некоторое время актёр снова устроил свою личную
жизнь, и женился на женщине по имени Галина. В феврале 1958 года супруга подарила
Ивану сына Антона. В июне 2000 года Антон Дмитриев скоропостижно скончался в
возрасте 42-х лет от сердечной недостаточности, а вскоре умерла и жена актера.
Иван Дмитриев скончался 23 октября 2003 года в Санкт-Петербурге. Местом упокоения
артиста стали Литераторские мостки Волковского кладбища.
По материалам biographe.ru