Добро пожаловать на торрент трекер TrackerOk - Старые традиции в новом времени! Самые новые фильмы, музыка, игры, софт. В подарок 10 Гб новому пользователю. Регистрируйтесь и Заходите – не пожалеете!
Добавлены новые темы оформления. Добавлено новое радио в чате. Добавлены актеры в описании к фильмам и фильмы, которые есть на сайте в биографии актеров. Обновлен файлообменник. Добавлена возможность отключить чат.
 
Привет, Гость
Войти на сайт
Регистрация
Восстановить Пароль

  Популярные торрент-раздачи в персонах кино (профиль, семья, родственники)  
 
Алексей Иванов
Десять дней до весны (1 сезон) (2024) WEB-DLRip
  • Десять дней до весны (1 сезон) (2024) WEB-DLRip
  • Екатерина. Фавориты (4 сезон: 1-16 серии из 16) (2023) / WEB-DL 1080p
  • Екатерина. Фавориты (4 сезон: 1-16 серии из 16) (2023) / WEB-DLRip
  • Пока идут часы [1-4 серии из 4] (2023) WEB-DLRip
  • Пока идут часы [1-4 серии из 4] (2023) WEB-DL 1080p
  • На солнце, вдоль рядов кукурузы (2023) WEB-DL 720p
  • Близко к сердцу (1-4 серии из 4) (2019) WEB-DL 1080p
  • Ретро Коллекция (Николай Крючков. Небесный тихоход, Звезда, Парень из нашего города, Трактористы) / 1939-1949 / РУ / 4 x DVD-5
  • Орлинская: Молния Зевса (4 сезон: 1-4 серии из 4) (2024) WEB-DLRip-AVC от Files-х
  • Соколова подозревает всех (1-3 сезон: 1-12 серии из 12) / 2022 / РУ / WEB-DLRip
  • Большое космическое путешествие / 1974 / РУ / WEBRip (1080p)
  • Ангел или демон (1-2 сезоны: 1-40 серии из 40) / 2013 / РУ / SATRip
 
     

Персоны кино:

Лидия Чарская

Искать раздачи: Лидия Чарская
Лидия Чарская

34

Краткая биография


Имя: Лидия Алексеевна Воронова (Чурилова)
Псевдоним: Лидия Алексеевна Чарская
Дата рождения: 31 января, 1875 | водолей
Место рождения: Санкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти: 18 марта, 1937 | 62 года
Место смерти: Ленинград, СССР
Карьера: Писатель
Жанр:детская литература
Супруга: Борис Чурилов (развод, один ребёнок), Василий Стабровский (развод), Алексей Иванов



Биография


Лидия Алексеевна Чарская (настоящая фамилия Чурилова, при рождении Воронова) - русская детская писательница и актриса.

Бо́льшая часть произведений Чарской посвящена школьной жизни (в основном её книги - о воспитанницах закрытых школ-пансионов), любви, девичьей дружбе («Записки институтки», «Белые пелеринки»). Также одна из излюбленных тем писательницы - приключения потерянных, осиротевших или похищенных детей («Лесовичка», «Сибирочка»). Ею также было написано множество книг и рассказов по истории России («Смелая жизнь», «Газават», «Так велела царица»). Кроме того, писала также сказки («Дуль-Дуль, король без сердца», «Мельник Нарцисс», «Чудесная звёздочка», «Дочь Сказки», «Король с раскрашенной картинки», «Подарок феи», «Царевна Льдинка»).

Детство и юность

Родилась в Санкт-Петербурге 19 января 1875 года у прикомандированного к Николаевской Инженерной академии поручика лейб-гвардии егерского полка Алексея Александровича Воронова и Антонины Дмитриевны Крахоткиной. Они поженились за год до рождения дочери, 18 января 1874 года.

Крёстными родителями будущей писательницы стали её дед по отцовской линии генерал-майор Александр Алексеевич Воронов и тётя по материнской линии Ольга Дмитриевна Крахоткина. Дедом Лидии по материнской линии был петербургский купец Дмитрий Сергеевич Крахоткин, он скончался ещё до её рождения. Отец Лидии изначально был военным инженером и к 1913 году дослужился до генерал-лейтенанта.

В своей автобиографической повести «За что?» Лидия Чарская пишет, что её мать Антонина умерла в родах, и девочка воспитывалась сёстрами матери. Спустя месяц после того, как Лидии исполнилось 10 лет, в феврале 1885 года Алексей подал прошение, чтобы его дочь приняли на обучение в Павловский институт благородных девиц (ныне Гимназия №209), куда Лидия поступила спустя год. 10 ноября 1885 года Алексей женился в Царском Селе на своей двоюродной сестре Анне Павловне Вороновой, дочери генерала от артиллерии Павла Алексеевича Воронова; от этого брака родилось ещё четверо детей: Павел, Александр, Анна и Наталья.

В Павловском институте Лидия провела семь лет. Впечатления об институтской жизни стали материалом для её будущих книг. Она с 15-ти лет вела дневник, который частично сохранился и отрывки из которого были изданы как её первая книга «Записки институтки», а уже в десять лет она сочиняла стихи.

В августе 1897 года Лидия подала прошение о приёме на драматические курсы в Императорское Санкт-Петербургское Театральное училище. На третьем курсе, играя в экзаменационных спектаклях в Михайловском театре, впервые начала использовать псевдоним Чарская (от "чары", "очарование"). В сентябре 1900 года была утверждена внеклассным художником на действительной службе в Императорских театрах. Окончив курсы спустя год, она поступила в Александринский театр, в котором прослужила до 1924 года.

Литература

За работу в театре платили не слишком много, что в конечном итоге и подтолкнуло Лидию, очень нуждавшуюся в средствах, к писательскому делу: в 1901 году она начала писать повесть «Записки институтки», основанную на её школьных дневниках, которая публиковалась по частям в детском журнале «Задушевное слово» (почти все дальнейшие повести писательницы изначально по частям выходили в этом журнале) под её сценической фамилией Чарская (в дальнейшем, за редким исключением, во всех дореволюционных изданиях её книг её именем на обложках и титульных листах было "Л. А. Чарская" или просто "Л. Чарская").

«Записки институтки» принесли Чарской необычайный успех: она стала поистине "властительницей дум" российских детей, особенно школьниц. Так, в 1911 году комиссия при Московском обществе распространения знаний докладывала на съезде по библиотечному делу, что, согласно проведённым опросам, дети среднего возраста читают в основном Гоголя (34%), Пушкина (23%), Чарскую (21%), Твена (18%), Тургенева (12%).

Журнал «Русская школа» в девятом номере за тот же 1911 год сообщал: «В восьми женских гимназиях (I, II и IV классы) в сочинении, заданном учительницей на тему "Любимая книга", девочки почти единогласно указали произведения Чарской. В анкете, сделанной в одной детской библиотеке, на вопрос, чем не нравится библиотека, было получено в ответ: «Нет книг Чарской». По словам Фёдора Сологуба, "популярность Крылова в России и Андерсена в Дании не достигла такой напряжённости и пылкости".

Повести Лидии Алексеевны переводились на иностранные языки. Была даже учреждена стипендия для гимназистов имени Лидии Чарской.

Чарская писала, что целью её творчества является нравственное воспитание:

«Вызвать добрые чувства в юных читателях, поддерживать их интерес к окружающему, будить любовь к добру и правде, сострадание».

«Этика души ребёнка - это целая наука, целая поэма и целое откровение. К ней надо подступать нежно, чуть слышно».

«С самого раннего детства, как некогда древние эллины демонстрировали культ красоты тела человека, так мы должны воспитывать его душу, пробуждать в нём все гордое, человеческое, прекрасное, к чему он, как к солнцу, должен стремиться шаг за шагом, каждым фибром своего существа».

В статье «Профанация стыда» Чарская выступала против применения телесных наказаний для детей.

Всего за 20 лет творчества из-под пера писательницы вышли 80 повестей, 20 сказок, 200 стихотворений. Большая часть её книг была выпущена издательствами «Товарищество М. О. Вольф» и «И. Кнебель». Тем не менее карьера писательницы не сделала Чарскую богатой - гонорары ей выплачивались только за самые первые издания, хотя книги её пользовались огромной популярностью и многократно переиздавались. Большинство книг были написаны в жанре приключенческой повести.

Критика и запрет творчества

После Октябрьской революции Чарская, как и все другие писатели дворянского происхождения с "буржуазно-мещанскими взглядами" в творчестве, попала под запрет, а её книги были причислены к бульварной литературе.

В 1918 году закрылся журнал «Задушевное слово», из-за чего последние две повести, «Мотылёк» и «Дети Рудиных», так и остались неоконченными. Позднее она с огромным трудом опубликовала пять маленьких книжек для детей (рассказ «Пров-рыболов» в 1927 году, сказки «Девочка и белочка» и «Про ленивого мышонка, острого зубёнка» в 1925 году и стихи «Балаганчик» и «Мастер Пепка - делай крепко») под псевдонимом «Н. Иванова» (возможно, что это не совсем псевдоним: Иванова - её фамилия по третьему мужу, «Н» - возможно, сокращение имени героини одной из её книг Нины Джавахи). Какое-то время она работала в журнале «Новый Робинзон». Самуил Маршак, рассказывая о том, как подбирались кадры для работы в журнале, вспоминал:

«Ещё живы были и даже не успели состариться многочисленные сотрудники прежних детских журналов - беллетристы во главе с весьма популярной поставщицей истерично-сентиментальных институтских повестей Лидией Чарской, и всякого рода ремесленники-компиляторы, занимавшиеся популяризацией науки и техники.

Помню, я как-то предложил мечтательно-печальной, и в сущности, простодушной Лидии Чарской, очень нуждавшейся в те времена в заработке, попытаться написать рассказ из более близкого нам быта. Но, прочитав её новый рассказ «Пров-рыболов», подписанный настоящей фамилией писательницы - «Л. Иванова» - я убедился, что и в этом новом рассказе "сквозит" прежняя Лидия Чарская, автор популярной когда-то «Княжны Джавахи».

«Маршак говорит, что я сквожу!» - горестно и кокетливо говорила Лидия Алексеевна своим знакомым, уходя из редакции.

В 1924 году Чарская ушла из театра, жила на актёрскую пенсию, выхлопотанную, как ни странно, беспощадным к её творчеству Корнеем Чуковским. Чуковский с возмущением записал в своём дневнике: «Ей до сих пор не дают пайка. Это безобразие. Харитон получает, а она, автор 160-ти романов, не удостоилась».

В школах устраивались показательные суды над Чарской. В 1920 году была составлена «Инструкция политико-просветительского отдела Наркомпроса о пересмотре и изъятии устаревшей литературы из общественных библиотек», в списке которой упомянуты книги Чарской. В дальнейшем инструкция была пересмотрена и многие книги вновь были разрешены, но произведения Чарской так и остались под запретом. В школах самым обидным для любой девочки было обвинение в том, что она похожа на институтку из книг Чарской. Тем не менее книги Чарской были по прежнему популярны, в том числе среди детей из рабоче-крестьянских семей.

В 1933 году Надежда Крупская выразила протест против запрета на книги Чарской:

«Надо, чтобы была создана критическая литература для ребёнка, написанная самым простым языком, понятным для ребят. Тогда, если ребёнок увидит, что не учитель ему говорит: «Не смей читать Чарскую» - а сам прочитает об этом и поймёт, что Чарская плоха, она потеряет для него интерес. Мы Чарскую слишком рекламируем тем, что запрещаем её. Держать её в библиотеке ни к чему, конечно, но надо, чтобы у самих ребят выработалось презрительное отношение к Чарской.»

Аналогично в 1934 году критик Елена Данько заявила:

«Неправильно было бы зачислить всех читателей Чарской в разряд закоренелых маленьких мещан и махнуть рукой: они-де читают то, что им подсунули бабушки и тётушки. Таких ребят немного. Судя по анкетам, книги Чарской читают пионеры - дети рабочих, служащих, военных, научных работников. Мы знаем, что школа и пионербаза успешно нейтрализуют влияние отсталой семьи на другие стороны жизни школьника. Дело, видно, не в тётушках...

Школьница пишет заметки в стенгазету, организует соревнование в школе и пионеротряде, и она же простодушно вписывает в графу самых интересных книг своей анкеты - «жизнь В. И. Ленина» и повести Чарской. «Детство» и «Макар Чудра» Максима Горького и «За что?», «На всю жизнь» Чарской. Читатель перечисляет своих любимых авторов: Лермонтов, Пушкин, Гоголь и Чарская, Горький и Чарская, Демьян Бедный и Чарская. Имя Чарской встречается в анкетах в сочетании с именами Серафимовича, Безыменского, Шолохова, Фурманова, Бианки, Ильина, Безбородова.

Интерес к книгам Лидии Чарской не мешает читателю интересоваться биографиями революционеров, красочно написанными историческими книгами, книгами по физике, химии и математике, книгами по технологии металлов. Читатель рекомендует приобрести в библиотеку "побольше классиков того времени и этого времени и повести Чарской". Мне известен ряд случаев, когда передовая семья всеми силами противоборствовала увлечению ребёнка этими книгами, а он всё же доставал и читал их, чётко формулируя свои запросы».

Самуил Маршак писал:

«"Убить" Чарскую, несмотря на её мнимую хрупкость и воздушность, было не так-то легко. Ведь она и до сих пор продолжает, как это показала в своей статье писательница Елена Данько, жить в детской среде, хотя и на подпольном положении. Но революция нанесла ей сокрушительный удар. Одновременно с институтскими повестями исчезли с лица нашей земли и святочные рассказы, и слащавые стихи, приуроченные к праздникам.

Дети по-прежнему читали её книги, несмотря на то, что достать их было совсем не просто: очевидцы вспоминали, что соседские ребята приносили Чарской продукты и даже деньги, та взамен давала им почитать свои рукописи. Виктор Шкловский вспоминал: «Она искренне сочувствовала революции, жила очень бедно. Мальчики и девочки приходили к Чарской убирать её комнату и мыть пол: они жалели старую писательницу».

По воспоминаниям современников, после революции Чарская жила в крайней бедности. Например, писателем Владимиром Бахтиным были записаны воспоминания Нины Сиверкиной о её знакомстве с Чарской в 1920-е годы:

«Жила Лидия Алексеевна в крохотной двухкомнатной квартирке по чёрному ходу, дверь с лестницы открывалась прямо в кухню. В этом доме Чарская жила давно, но прежде - на втором этаже, по парадной лестнице. Она очень бедствовала. В квартире ничего не было, стены пустые. Чарская давала детям читать свои произведения - но не книги, а рукописи. Книг никаких в квартире не сохранилось, в том числе и собственных. Была она очень худая, лицо просто серое. Одевалась по-старинному: длинное платье и длинное серое пальто, которое служило ей и зимой, и весной, и осенью. Выглядела и для тридцать шестого года необычно, люди на неё оглядывались. Человек из другого мира - так она воспринималась. Была религиозна, ходила в церковь, по-видимому, в Никольский собор. А по характеру - гордая. И вместе с тем - человек живой, с чувством юмора. И не хныкала, несмотря на отчаянное положение. Изредка ей удавалось подработать - в театре в качестве статистки, когда требовался такой типаж».

Поэтесса Елизавета Полонская сохранила в своём архиве письмо Чарской, написанное в 1920-е годы, в котором писательница рассказывает о своей тяжёлой ситуации: «... Я третий месяц не плачу́ за квартиру и боюсь последствий. Голодать я уже привыкла, но остаться без крова двум больным - мужу и мне - ужасно...»

Личная жизнь

3 ноября 1894 года Лидия Воронова вышла замуж за ротмистра лейб-гвардии 2-го Стрелкового батальона Бориса Павловича Чурилова. Через два года, 15 декабря 1896 года, у них родился сын Георгий. К декабрю 1916 года Чурилов дослужился до подполковника Московского жандармского полицейского управления железных дорог. Согласно документам Курского Епархиального начальства от 28 августа 1901 года, 7 сентября того же года брак Бориса и Лидии был признан расторгнутым, а сама Лидия осуждена на "всегдашнее безбрачие" и епитимию сроком на семь лет, в то время как за Борисом оставалось право вступить во второй брак. Георгий остался с матерью.

27 апреля 1914 года Лидия вышла замуж за Василия Ивановича Стабровского, сына потомственного дворянина санитарного врача Ивана Семёновича Стабровского. Он был моложе её на 17 лет. Дата и причина расторжения брака остались неизвестны.

15 мая 1920 года Лидия вышла замуж за красноармейца Алексея Никифоровича Иванова. После заключения брака оба взяли двойную фамилию Ивановы-Чарские. Алексей пережил Лидию на пять лет и скончался в январе 1942 года во время блокады.

Смерть

Лидия Алексеевна скончалась 18 марта 1937 года в Ленинграде. При этом во многих советских и российских источниках местом смерти Чарской указывается сочинский район Адлер, где она якобы была похоронена на Православной улице, а на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге якобы находится только её кенотаф. Однако доктор филологических наук Евгения Путилова указывает, что Чарская как в силу своего социального положения, так и в силу своего здоровья физически не могла выехать из города и скончалась именно в Ленинграде в 1937 году, где и была похоронена на Смоленском кладбище.

Творческое наследие

В 1991 году издательством «Детская литература» переиздана «Сибирочка», в 1993-м в издательстве «Семья и школа» вышла книга сказок «Три слезинки королевны» с оригинальными иллюстрациями Анны Данилевич, а в 1994-м появился в продаже сборник «Волшебная сказка», в который вошли повести «Княжна Джаваха», «Лесовичка» и «Волшебная сказка». Сейчас книги Чарской активно переиздаются, многие повести включаются в серии типа «Детская библиотека» издательства ЭКСМО, «Школьная библиотека» и прочие.

Также в последние несколько лет православное издательство «Русская миссия» издаёт «Полное собрание сочинений Лидии Чарской», однако названия многих книг изменены - «Лесовичка» превратилась в «Тайну старого леса», «Люда Влассовская» стала «Выпускницей», «Записки институтки» изданы под названием «Павловских затворниц».

Серия книг, посвящённых Нине Джавахе, ярко иллюстрирует историю Грузии XIX века: природные условия, взаимоотношения между разными слоями населения и любовь грузин к своей родине.

По материалам Википедии



Библиография


1916 «Тайна Института»
1915 «Волшебная сказка»
1913 «Сестра Марина»
1912 «Джаваховское гнездо»
1912 «Щелчок»
1912 «Под колесом старой мельницы»
1912 «Особенная»
1912 «Некрасивая»
1912 «Счастливчик»
1909 «Вторая Нина»
1909 «За что?»
1909 «Лесовичка»
1908 «Записки маленькой гимназистки»
1908 «Сибирочка»
1907 «Сирена»
1905 «Смелая жизнь»
1903 «Княжна Джаваха»
1901 «Записки институтки»

Расширенный поиск:

  Счетчики  
 
Яндекс.Метрика
 
     

Спасибо Вам
Мы благодарны этим людям в поддержке сайта:
BurnXXX, juk50, Semen semenih, Александр, kuk62, Nikolaha74
Предлагаем участвовать в помощи нашего сайта. Поставьте оценку 5 и получите:
  • 1.00 GB к отдаче


Проголосовать!

 
.:TrackerOk - Старые традиции в новом времени © 2024 Tesla v. Pearl (V8):.
Страничка сформирована за 0.016 секунд.