Есть актеры, которые так прочно ассоциируются с каким-то одним образом, что
представить их в других ролях практически невозможно. Дэнни Ли - один из таких.
Хотя в амплуа неподкупного и честного полицейского он вписался лишь в середине
своей кинокарьеры, всего за несколько лет он сросся с ним настолько, что люди на
улице зачастую обращаются к нему, как к настоящему полицейскому инспектору.
Дэнни Ли появился на свет 6 августа 1952 года в Шанхае. Когда Дэнни было два года, его
семья (у него четыре брата и сестра) перебралась в Гонконг. В школе Дэнни учился не
очень хорошо и с младых ногтей был вынужден работать, чтобы помогать родителям. Ли
всегда уважал полицейских и после окончания школы даже пытался поступить в
полицейскую академию - к нашему всеобщему счастью, вступительные экзамены он не
сдал (сам Ли не любит рассказывать об этом, но говорят, что всему виной его астма) и
поэтому был вынужден искать себя в других областях.
В 1970-м году Дэнни поступил на актерские курсы при телеканале TVB и уже в следующем
году начал появляться в кино (небольшие роли в «Смертоносном дуэте» (The Deadly Duo) и
«Безумная гонка за любовью» (Mad Love Chase)), а в 1972-м получил одну из главных ролей в
историческом эпике Shaw Bros «Водная грань» (Water Margin). Нельзя сказать, что Дэнни
мгновенно стал звездой, но к середине 70-х он был уже сложившимся актером с
несколькими центральными ролями за плечами - в том числе в культовой классике Shaw
Bros «Инфракрасный человек» (Super Inframan, 1975). Из других ролей Дэнни того периода стоит
отметить фильм «Брюс и я» (Bruce Lee and I, 1976), в котором Ли сыграл своего знаменитого
однофамильца.
Вторая половина 70-х в гонконгском кино прошла под знаком кунгфу-боевиков, и хотя
Дэнни часто приходилось сниматься в таком кино, параллельно он пытался начать
новый тренд. Например, в 1977 году он снялся в гонконгской версии «Кинг Конга» под
названием «
Могучий
пекинец» (The Mighty Peking Man) и драме «Девушки по вызову» (Call Girls), а в 1978 году основал
свою собственную кинокомпанию. Правда, плыть против течения оказалось куда
труднее, чем Дэнни полагал поначалу, и первый фильм его студия выпустила лишь в 1981
году - это был не очень-то удачный боевик «
Палач» (The Executor), примечательный
главным образом тем, что это первый фильм, в котором Ли сыграл в паре с будущей
суперзвездой Чоу Юн-Фатом.
В том же 1981 году на студии Shaw Bros выходит фильм «В одну сторону» (One Way Only), на котором
Ли впервые попробовал себя в качестве режиссера - правда,вместе с оператором
Ламом Най-Чоем, будущим создателем «Эротической истории призраков» и «Седьмого
проклятья», для которого этот фильм также стал режиссерским дебютом. Большим
хитом лента не стала, но Дэнни понравилось работать не только перед камерой, но и
за ней, и уже в следующем году он снимает уже для своей студии картину «Веселые
ребята» (Funny Boys, 1982), которую также продюсирует. А уже в 1983-м, когда мода на
кунгфу-фильмы потихоньку начинает сползать на нет, снимает экшен-комедию «О! Мои
копы!» (Oh! My Cops), которую полностью посвящает работе современной полиции.
«Мои копы» становятся кассовым хитом, чего не скажешь о следующем фильме Ли -
«Законе с двумя фазами» (Law with Two Phases, 1984), хотя именно с этой картины принято вести
отсчет будущего образа Дэнни Ли. Это мрачная криминальная драма, в которой Ли
сыграл сурового и непримиримого борца с преступностью - и хотя зрители не
проголосовали за фильм «рублем», посчитав его слишком жестоким, критики оценили
его работу. Ли получил за эту ленту награду HKFA как лучший актер и номинацию на этот
приз как лучший режиссер, но главное - фильм очень понравился гонконгским
полицейским, и с этого момента Дэнни на долгие годы стал их кумиром. Говорят, что
это очень льстит самому Ли - как сказал один из режиссеров, работавших с ним, он
действительно считает себя настоящим копом!
Нельзя сказать, что с этого момента все фильмы, которые снимал и в которых
снимался Ли, были вариациями на одну и ту же тему, но количество полицейских
боевиков в фильмографии Дэнни с каждым годом увеличивалось и увеличивалось.
Периодически Ли позволял себе расслабиться и разбавлял строгие полицейские
процедуры юмором, но в целом он упрямо гнул одну и ту же линию. Вообще вторая
половина 80-х стала для Ли поистине золотым временем - «для себя» он снимал
триллеры о работе полицейских, а другие гонконгские киношники охотно приглашали
его на роли суровых копов в быстро набиравшие популярность боевики о другой
стороне закона - триадах. Так, Ли сыграл в «Городе в огне» (City on Fire, 1987), дилогии
«Богат и знаменит» (Rich and Famous, 1987) и, конечно же, «Наемном убийце» (Killer, 1989),благодаря
которому его имя узнали не только в Гонконге. Интересно, что представители студии
не горели желанием брать на эту роль Ли, но за актера вступились Джон Ву (очень
многое для своего режиссерского почерка почерпнувший из «Закона с двумя фазами»)
и Чоу Юн-Фат.
В начале 90-х Ли набрел на еще одну золотую жилу - фильмы о маньяках, в которых он
элегантно сочетал так любимые им полицейские триллеры и вакханалию жестокости,
столь обожаемую гонконгскими кинозрителями. Открыл эту вереницу «Доктор
Ягненок» (Dr. Lamb, 1992), продолжили «
Беги и убивай» (Run
and Kill, 1993) и хитовейшая «
Нерассказанная история» (Untold Story, 1993), а дальше подобные ленты
начали появляться с пулеметной скоростью. Интересно, что их рецепт практически не
менялся - Дэнни Ли в них играл командира полицейского отряда (почти всегда
состоявшего из одних и тех же лиц - Паркман Вонг, Майкл Чоу, Эрик Кей, Эмили Кван),
который ловил опасного маньяка и силой выбивал из него признания в его жутких
деяниях. В процессе детективы не чурались даже самых бесчеловечных методов
допроса, но Ли всегда в своих фильмах давал понять, что он всецело на их стороне,
подчеркивая свое мнение натуралистичными сценами убийств, совершенных маньяком.
В какой-то степени Ли превратился в гонконгский вариант нашего Глеба Жеглова.
Во второй половине 90-х, впрочем, Ли начал потихоньку отходить от актерства - он все
больше и больше сосредотачивался на продюсерской деятельности и работе своей
второй студии Magnum Films (основанной в 1987 году). С 1996 по 1999 год он снялся всего в
четырех фильмах - в 80-х он за год снимался в большем количестве картин! Вновь перед
объектив камеры Ли вернулся лишь с наступлением Миллениума и даже в этот
упадочный для гонконгского кино период ухитрился засветиться в нескольких
любопытных проектах - например, «Неукротимой мании» (Untouchable Mania, 2000). Тем не менее, в
2004-м году он вообще уходит из кино на долгих четыре года - пока непонятно, что Ли
планирует делать дальше, но в 2008 году вышли два фильма с его участием, в первом из
которых он вновь предстал в своем излюбленном амплуа полицейского - «Фатальный
ход» (Fatal Move) и «Плейбои-полицейские» (Playboy Cops).
Источник: Hong Kong cinema, Борис Хохлов