Джесси Мэтьюз - английская актриса кино, театра и радио, певица, танцовщица, офицер
ордена Британской империи. В далеком прошлом творческая деятельность Джесси
привлекала внимание огромного числа поклонников, которые ценили и почитали
настоящее искусство.
Джесси Мэтьюз родилась в Сохо (Лондон) в бедной семье продавца овощей и фруктов.
Она была седьмой из шестнадцати детей в семье. Дебют Джесси на сцене состоялся в 12
лет, когда она пела и танцевала в спектакле «Колокольчик в Волшебной стране» в
Лондонском Мюзик-холле. А уже в 1923 году Джесси Мэтьюз впервые появилась в кино -
это был немой фильм «
Милый
бродяга». Джесси никогда не училась петь и танцевать, но природный талант помог
ей сделать карьеру звезды музыкальных комедий и водевилей.
Вскоре Джесси Мэтьюз поехала на гастроли в Нью-Йорк, где стала дублёршей
признанной звезды Гертруды Лоренс. Во время гастролей Лоренс заболела, и для
Джесси Мэтьюз настал звёздный час - она заменила знаменитую актрису в спектаклях.
Успех был ошеломительным: американские газеты именовали Мэтьюз не иначе как
«Танцующая богиня». Бродвейский фурор вознёс Джесси Мэтьюз на вершину славы и в
мгновение ока сделал её любимицей публики.
Позднее сама Мэтьюз говорила, что этот момент стал «её скоростным лифтом к
звёздам». Её переливчатый голос, невероятная грация в танце, изящная фигура,
озорной взгляд и круглые щёчки очень полюбились зрителям. Приходя на спектакли
Джесси Мэтьюз , зритель забывал обо всех своих проблемах и наслаждался
беззаботностью и красотой, царившими на сцене. «Джесси Мэтьюз была глотком
свежего воздуха с дурманом благоухающего сада в затхлом смраде Великой
депрессии» - так писал о ней великий Эрнест Хемингуэй.
Вернувшись в Лондон, Джесси Мэтьюз мгновенно стала примой музыкальной сцены
Старого Света. Для неё специально писали песни Коул Портер, Джордж Гершвин и
Леонард Бёрнстайн. Карьера Мэтьюз в кино стремительно шла в гору: её фильмы «
Как гром среди ясного неба» (1931), «
А вот и
невеста» (1932), «
Человек из Торонто» (1933), «Пятница, 13-е» (1933), «
Венские
вальсы» (1934) неизменно становились хитами. Огромный успех ей принёс мюзикл
«Вечно юная». В 1934 году этот спектакль лёг в основу одноимённого фильма. Это был
самый дорогой мюзикл в истории Европы на тот момент. А песня из этого мюзикла «Over My
Shoulder» стала одним из лучших хитов 20 века и лейтмотивом всей жизни Джесси Мэтьюз .
В 1930-е годы вокруг актрисы разгорелся скандал: в 1929 году Джесси Мэтьюз , будучи
замужем за актёром Генри Литтоном, страстно увлеклась режиссёром Сонни Хейлом,
который был женат. Увлечённая Хейлом Джесси тут же развелась с мужем, а Сонни
разводиться не спешил. Однако, его жена актриса Эвелин Лэй передала в прессу
найденные ею любовные письма Джесси Мэтьюз к её мужу. Бракоразводный процесс
Хейла и Лэй был очень громким, и имя Джесси Мэтьюз постоянно мелькало в
скандальных хрониках. Такая скандализация актрисы, образ которой на сцене многим
казался идеалом, сыграл злую шутку с Джесси Мэтьюз - её популярность упала. Но
Джесси заявила: «Миллионы мужчин и женщин изменяют своим мужьям и жёнам, миллионы
разводятся. Но они не интересны друг другу. Но когда такое происходит с людьми
известными, весь мир ополчается против них. Возможно, это моя плата за личное
счастье». Выйдя замуж за Хейла, Мэтьюз пыталась стать любящей женой и матерью, но
судьба распорядилась иначе: семь её беременностей закончились выкидышами и
родить ребёнка актриса так и не смогла.
В 1941 году, когда брак Джесси с Хейлом трещал по швам, судьба свела актрису с
младшим братом короля Георга VI - Георгом, герцогом Кентским (1902 - 1942). Газеты
трубили о романе принца со звездой. Но вскоре Джесси узнала о том, что её «роман» с
герцогом Кентским был специально организован спецслужбами короля, чтобы
приглушить слухи о гомосексуализме принца. Мэтьюз всегда была пряма и откровенна
и готова была сделать заявление для прессы, но герцог Кентский неожиданно
трагически погиб в авиакатастрофе и разоблачение не состоялось. Но развод с Сонни
Хейлом был неминуем. Тогда же Джесси Мэтьюз сыграла последнюю свою значительную
роль в кино в фильме «
Вечность и
день» (1943), который стал бессмертным шедевром европейского кино.
Попытка Джесси Мэтьюз разоблачить одного из членов королевской семьи привела к
настоящей войне в прессе против звезды. Актрису перестали снимать в кино, уволили
из театра. Критики вовсю трубили о том, что в тяжёлые послевоенные годы Джесси
Мэтьюз воспринимается как символ неуёмной роскоши и раздражает зрителей,
находящихся в условиях разрухи. Некогда блистательная звезда сцены и экрана
вынуждена была перебиваться случайными заработками и жить в нищете - редкие
приглашения на радио, одноразовые роли в сериалах, выступления в варьете в
Австралии и Южной Африке (на столичные сцены Джесси Мэтьюз уже не пускали). К
профессиональным и личным проблемам добавились проблемы со здоровьем - у актрисы
диагностировали рак, с которым она боролась почти 30 лет.
В 1970 году королева Елизавета II вспомнила об опальной звезде и Джесси Мэтьюз за
заслуги перед Англией была награждена Орденом Британской империи. О почти
забытой актрисе тут же заговорили, посыпались предложения о съёмках. На закате
карьеры Джесси Мэтьюз вновь вернулась на экран, и публика встретила очень тепло
её роли в фильмах «
Ангелы» (1976), «
Собака Баскервилей» (1978), «
Непридуманные истории» (1981). В 1979 году Джесси Мэтьюз была удостоена
награды критиков Лос-Анджелеса за роль в моноспектакле.
Джесси Мэтьюз на протяжении всей жизни периодически тяжело болела и скончалась
на 75 году жизни от рака. В 1995 году, спустя 14 лет после ее смерти, на Бервик -стрит в
Сохо, где она родилась, была открыта мемориальная доска. В церемонии принимал
участие Эндрю Ллойд Уэббер.
Джесси Мэтьюз посвящён один из эпизодов документального сериала «Это ваша жизнь»
и один из эпизодов документального сериала «40 минут».