Популярные торрент-раздачи в персонах кино (профиль, семья, родственники)
Искать раздачи: Сергей Есенин 15
Краткая биография
Имя: Сергей Александрович Есенин
Дата рождения: 3 октября, 1895 | весы
Место рождения: Константиново, Рязанская область, Российская Империя
Дата смерти: 28 декабря, 1925 | 30 лет
Место смерти: Ленинград, СССР
Карьера: Поэт, сценарист
Жанр: стихотворения ,
драма ,
документальный
Рост: 1.68 м
Супруга: Зинаида Райх (развод,
двое детей),
Айседора
Дункан (развод),
Софья Толстая
(развод)
Биография
Серге́й Алекса́ндрович Есе́нин (1895 - 1925) - русский поэт, представитель
новокрестьянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества -
имажинизма.
Ранние годы
Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября (3 октября по новому стилю) 1895 в
селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина Александра Есенина.
Мать будущего поэта, Татьяна Титова, была выдана замуж помимо своей воли, и вскоре
вместе с трехлетним сыном ушла к родителям. Затем она отправилась на заработки в
Рязань, а Есенин остался на попечении бабушки и дедушки (Федора Титова), знатока
церковных книг. Бабушка Есенина знала множество песен, сказок и частушек, и, по
признанию самого поэта, именно она давала "толчки" к написанию им первых стихов.
В 1904 Есенина отдают на обучение в Константиновское земское училище, а затем - в
церковно-учительскую школу в городке Спас-Клепики.
Первые стихи. Москва
В 1910-1912 Есенин довольно много пишет, и среди стихов этих лет уже встречаются
вполне сложившиеся, совершенные. Первый сборник Есенина "Радуница" вышел в 1916.
Песенный склад стихов, вошедших в книгу, их бесхитростно-искренние интонации,
мелодика, отсылающая к народным песням и частушкам, - свидетельство того, что
пуповина, связывающая поэта с деревенским миром детства, была еще весьма прочна в
период их написания.
Само название книги "Радуница" нередко связывают с песенным складом стихов
Есенина. С одной стороны, Радуница - это день поминовения усопших; с другой - это
слово ассоциируется с циклом весенних народных песен, которые издавна назывались
радовицкими или радоницкими веснянками. По сути одно и не противоречит другому,
во всяком случае в стихах Есенина, отличительная черта которых - потаенная грусть
и щемящая жалость ко всему живому, прекрасному, обреченному на исчезновение: Будь
же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и умереть... Поэтический язык уже в
ранних стихах поэта своеобразен и тонок, метафоры порой неожиданно-выразительны,
а человек (автор) чувствует, воспринимает природу живой, одухотворенной (Там, где
капустные грядки.., Подражание песне, Выткался на озере алый свет зари..., Дымом
половодье зализало ил.., Хороша была Танюша, краше не было в селе...).
После окончания Спасо-Клепиковского училища в 1912 Есенин вместе с отцом приезжают
в Москву на заработки. В марте 1913 Есенин вновь отправляется в Москву. Здесь он
устраивается помощником корректора в типографию И.Д.Сытина. Анна Изряднова,
первая жена поэта, так описывает Есенина тех лет: "Настроение было у него
упадочное - он поэт, никто не хочет этого понять, редакции не принимают в печать,
отец журит, что занимается не делом, надо работать: Слыл за передового, посещал
собрания, распространял нелегальную литературу. На книги набрасывался, все
свободное время читал, все свое жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не
думал, как жить...".
В декабре 1914 Есенин бросает работу и, по словам той же Изрядновой, "отдается весь
стихам. Пишет целыми днями. В январе печатаются его стихи в газете "Новь", "Парус",
"Заря"...".
Упоминание Изрядновой о распространении нелегальной литературы связано с
участием Есенина в литературно-музыкальном кружке крестьянского поэта
И.Сурикова - собрании весьма пестром, как в эстетическом, так и в политическом
отношениях (его членами состояли и эсеры, и меньшевики, и большевистски
настроенные рабочие). Ходит поэт и на занятия народного университета Шанявского -
первого в стране учебного заведения, которое можно было бесплатно посещать
вольнослушателям. Там Есенин получает основы гуманитарного образования - слушает
лекции о западноевропейской литературе, о русских писателях.
Тем временем стих Есенина становится все увереннее, самобытнее, порою его
начинают занимать и гражданские мотивы (Кузнец, Бельгия и др.). А поэмы тех лет -
"Марфа Посадница", "Ус", "Песнь об Евпатии Коловрате" - одновременно и стилизация под
древнюю речь, и обращение к истокам патриархальной мудрости, в которой Есенин
видел и источник образной музыкальности русского языка, и тайну "естественности
человеческих отношений". Тема же обреченной скоротечности бытия начинает звучать
в стихах Есенина той поры в полный голос:
...Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть. (1914).
Известно, что в 1916 году в Царском Селе Есенин посетил Н.Гумилева и А.Ахматову и
прочел им это стихотворение, которое поразило Анну Андреевну своим пророческим
характером. И она не ошиблась - жизнь Есенина действительно оказалась и
скоротечной, и трагичной...
Тем временем Москва кажется Есенину тесной, по его мнению, все основные события
литературной жизни происходят в Петербурге, и весной 1915 года поэт решает
перебраться туда.
До революции. Петербург
В Петербурге Есенин посетил А.Блока. Не застав того дома, он оставил ему записку и
стихи, завязанные в деревенский платок. Записка сохранилась с пометкой Блока:
"Стихи свежие, чистые, голосистые...". Так благодаря участию Блока и поэта
С.Городецкого Есенин стал вхож во все самые престижные литературные салоны и
гостиные, где очень скоро стал желанным гостем. Стихи его говорили сами за себя -
их особая простота в совокупности с "прожигающими" душу образами, трогательная
непосредственность "деревенского паренька", а также обилие словечек из диалекта и
древнерусского языка оказывали на многих вершителей литературной моды
завораживающее действие. Одни видели в Есенине простого юношу из деревни, по
мановению судьбы наделенного недюжинным поэтическим даром. Другие - например,
Мережковский и Гиппиус, готовы были его считать носителем спасительного, по их
мнению, для России мистического народного православия, человека из древнего
затонувшего "Града Китежа", всячески подчеркивая и культивируя в его стихах
религиозные мотивы (Иисус-младенец.., Алый мрак в небесной черни.., Тучи с ожереба /
Ржут, как сто кобыл...).
В конце 1915 - начале 1917 годов стихи Есенина появляются на страницах многих
столичных изданий. Довольно близко сходится в это время поэт и с Н.Клюевым,
выходцем из крестьян-старообрядцев. Вместе с ним Есенин выступает в салонах под
гармошку, одетый в сафьянные сапожки, голубую шелковую рубашку, препоясанную
золотым шнурком. Роднило двух поэтов действительно многое - тоска по
патриархальному деревенскому укладу, увлечение фольклором, древностью. Но при
этом Клюев всегда сознательно отгораживался от современного мира, а мятущегося,
устремленного в будущее Есенина раздражали наигранное смирение и
нарочито-нравоучительная елейность своего "друга-врага". Неслучайно несколько
лет спустя Есенин советовал в письме одному поэту: "Брось ты петь эту
стилизационную клюевскую Русь: Жизнь, настоящая жизнь Руси куда лучше застывшего
рисунка старообрядчества...".
Первая мировая война. Революция
И эта "настоящая жизнь Руси" несла Есенина и его попутчиков на "корабле
современности" все дальше. В разгаре Первая мировая война, по Петербургу
расползаются тревожные слухи, на фронте гибнут люди: Есенин служит санитаром в
Царскосельском военно-санитарном госпитале, читает свои стихи перед великой
княгиней Елизаветой Федоровной, перед императрицей. Чем вызывает нарекания со
стороны своих петербургских литературных покровителей. В том "глухом чаду
пожара", о котором писала А.Ахматова, все ценности, как человеческие, так и
политические, оказались перемешаны, и "грядущий хам" (выражение Д.Мережковского)
возмущал не меньше, чем благоговение перед царствующими особами...
Сначала в бурных революционных событиях Есенин прозревал надежду на скорые и
глубокие преобразования всей прежней жизни. Казалось, преображенные земля и небо
взывали к стране и человеку, и Есенин писал: О Русь, взмахни крылами, / Поставь иную
крепь! / С иными временами / Встает иная степь... (1917). Есенина переполняют надежды на
построение нового, крестьянского рая на земле, иной, справедливой жизни.
Христианское мировоззрение в это время переплетается в его стихах с
богоборческими и пантеистическими мотивами, с восхищенными возгласами в адрес
новой власти (Небо - как колокол, / Месяц - язык, / Мать моя - родина, / Я - большевик.
Иорданская голубица, 1918). Он пишет несколько небольших поэм: "Преображение",
"Отчарь", "Октоих", "Иония". Многие строки из них, звучавшие порою
вызывающе-скандально, шокировали современников:
Языком вылижу на иконах я
Лики мучеников и святых.
Обещаю вам град Инонию,
Где живет божество живых.
Не менее знаменитыми стали строки из поэмы "Преображение":
Облаки лают,
Ревет златозубая высь...
Пою и взываю:
Господи, отелись!
В эти же революционные годы, во времена разрухи, голода и террора Есенин
размышляет об истоках образного мышления, которые видит в фольклоре, в
древнерусском искусстве, в "узловой завязи природы с сущностью человека", в
народном творчестве. Эти мысли он излагает в статье Ключи Марии, в которой
высказывает надежду на воскрешение тайных знаков древней жизни, на
восстановление гармонии между человеком и природой, при этом полагаясь все на тот
же деревенский уклад: "Единственным расточительным и неряшливым, но все же
хранителем этой тайны была полуразбитая отхожим промыслом и заводами деревня".
Очень скоро Есенин понимает, что большевики - вовсе не те, за кого хотели бы себя
выдавать. По словам С.Маковского, искусствоведа и издателя, Есенин "понял, вернее,
почуял своим крестьянским сердцем, жалостью своей: что произошла не "великая
бескровная", а началось время темное и беспощадное...". И вот настроение
приподнятости и надежд сменяется у Есенина растерянностью, недоумением перед
происходящим. Крестьянский быт разрушается, голод и разруха шествуют по стране, а
на смену завсегдатаям бывших литературных салонов, многие из которых уже
эмигрировали, приходит весьма разношерстная литературная и окололитературная
публика.
После революции
В 1919 году Есенин оказывается одним из организаторов и лидеров новой литературной
группы - имажинистов. Их лозунги, казалось бы, совершенно чужды поэзии Есенина, его
взглядам на природу поэтического творчества. Чего стоят, например, слова из
Декларации имажинизма: "Искусство, построенное на содержании... должно было
погибнуть от истерики". В имажинизме Есенина привлекало пристальное внимание к
художественному образу, немалую роль в его участии в группе играла и общая
бытовая неустроенность, попытки сообща делить тяготы революционного времени.
Тягостное чувство раздвоенности, невозможность жить и творить, будучи оторванным
от народных крестьянских корней вкупе с разочарованием обрести "новый град -
Инонию" придают лирике Есенина трагические настроения. Листья в его стихах шепчут
уже "по-осеннему", свистят по всей стране, как Осень, Шарлатан, убийца и злодей и
прозревшие вежды Закрывает одна лишь смерть...
"Я последний поэт деревни" - пишет Есенин в стихотворении (1920), посвященному своему
другу писателю Мариенгофу. Есенин видел, что прежний деревенский быт уходит в
небытие, ему казалось, что на смену живому, природному приходит механизированная,
мертвая жизнь. В одном из писем (1920) он признавался: "Мне очень грустно сейчас, что
история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет
совершенно не тот социализм, о котором я думал... Тесно в нем живому, тесно
строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих
поколений".
В то же время Есенин работает над поэмами "Пугачев" и "Номах". Фигурой Пугачева он
интересовался уже несколько лет, собирал материалы, мечтал о театральной
постановке. Фамилия же Номах образована от имени Махно - руководителя
Повстанческой армии в годы Гражданской войны. Оба образа роднит мотив бунтарства,
мятежного духа, свойственный фольклорным разбойникам-правдоискателям. В поэмах
явственно звучит протест против современной Есенину действительности, в которой
он не видел и намека на справедливость. Так "страна негодяев" для Номаха - и тот
край, в котором он живет, и вообще любое государство, где ...если преступно здесь
быть бандитом, / То не более преступно, чем быть королем...
Заграница
Осенью 1921 года в Москву приехала знаменитая танцовщица Айседора Дункан, с которой
вскоре Есенин сочетался браком. Супруги отправляются за границу, в Европу, затем в
США. Поначалу европейские впечатления наводят Есенина на мысль о том, что он
"разлюбил нищую Россию", но очень скоро и Запад, и индустриальная Америка начинают
казаться ему царством мещанства и скуки. В это время Есенин уже сильно пьет, часто
впадая в буйство, и в его стихах все чаще звучат мотивы беспросветного
одиночества, пьяного разгула, хулиганства и загубленной жизни, отчасти роднящие
некоторые его стихи с жанром городского романса. Недаром еще в Берлине Есенин
пишет свои первые стихи из цикла Москва кабацкая: Снова пьют здесь, дерутся и
плачут / Под гармоники желтую грусть...
Брак с Дункан вскоре распался, и Есенин вновь оказался в Москве, не находя себе
места в новой большевистской России. По свидетельству современников, когда он
впадал в запои, то мог страшно "крыть" советскую власть. Но его не трогали и,
продержав некоторое время в милиции, вскоре отпускали - к тому времени Есенин был
знаменит в обществе как народный, "крестьянский" поэт.
Последние годы
Несмотря на тяжелое физическое и моральное состояние, Есенин продолжает писать -
еще трагичнее, еще глубже, еще совершенней. Среди лучших стихов его последних лет -
"Письмо к женщине", "Персидские мотивы", небольшие поэмы "Русь уходящая, Русь
бесприютная", "Возвращение на Родину", "Письмо матери" (Ты жива еще, моя старушка?..),
"Мы теперь уходим понемногу в ту страну, где тишь и благодать..." И, наконец,
стихотворение "Отговорила роща золотая", в котором сочетаются и истинно народная
песенная стихия, и мастерство зрелого, много пережившего поэта, и щемящая, чистая
простота, за которую его так любили люди, вовсе далекие от "изящной" словесности:
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит коноплянник
С широким месяцем над голубым прудом...
В конце декабря 1925 года Есенин приезжает из Москвы в Ленинград. В ночь на 28 декабря
в гостинице "Англетер" Сергея Есенина убили спецслужбы инсценировав
самоубийство.
Посмертная судьба произведений Есенина в советской России во многом связана с
большевистской идеологией и ее вождями. Особенно заметную роль в унижении и
практически запрещении произведений поэта сыграли Злые заметки Н.Бухарина, где
он, в частности, писал: "Идейно Есенин представляет самые отрицательные черты
русской деревни, так называемого "национального характера": мордобой, внутреннюю
величайшую недисциплинированность, обожествление самых отсталых форм
общественной жизни...".
Так вплоть до периода "оттепели" середины 50-х годов Есенина издавали крайне редко
и в основном одно и то же. Зато многие его произведения распространялись в
списках, ходили по рукам, на стихи Есенина создавали песни, которые были горячо
любимы и хорошо известны в самых широких слоях общества.
Личная жизнь
В 1913 году Сергей Есенин познакомился с Анной Романовной Изрядновой, которая
работала корректором в типографии «Товарищества И. Д. Сытина», куда Есенин
поступил на работу. В 1914 году они вступили в гражданский брак. 21 декабря 1914 года
Анна Изряднова родила сына, названного Юрием (расстрелян по ложному обвинению в
1937 году).
В 1917 году познакомился и 30 июля того же года обвенчался в селе Кирики-Улита
Вологодской губернии с Зинаидой Райх, русской актрисой, будущей женой режиссёра
В. Э. Мейерхольда. Поручителями жениха были Павел Павлович Хитров, крестьянин из
деревни Ивановской Спасской волости, и Сергей Михайлович Бараев, крестьянин из
села Устья Устьянской волости, поручителями невесты - Алексей Алексеевич Ганин и
Дмитрий Дмитриевич Девятков, купеческий сын из города Вологды. Свадьба
происходила в здании гостиницы «Пассаж». От этого брака родились дочь Татьяна
(1918-1992), журналистка и писательница, и сын Константин (1920-1986) - инженер-строитель,
футбольный статистик и журналист. В конце 1919 (или в начале 1920) года Есенин покинул
семью, а на руках беременной сыном (Константином) Зинаиды Райх осталась
полуторагодовалая дочь Татьяна. 19 февраля 1921 года поэт подал заявление о разводе,
в котором обязался материально обеспечивать их (официально развод оформлен в
октябре 1921). Впоследствии Есенин неоднократно навещал своих детей, усыновлённых
Мейерхольдом.
В 1920 году Есенин живёт у своего литературного секретаря Галины Бениславской. На
протяжении всей жизни неоднократно с ней встречался, иногда жил у Бениславской
дома, вплоть до женитьбы на С. А. Толстой осенью 1925 года.
В 1921 году поэт с 13 мая по 3 июня гостил в Ташкенте у своего друга, ташкентского
поэта Александра Ширяевца. По приглашению директора Туркестанской публичной
библиотеки 25 мая 1921 года Есенин выступил в помещении библиотеки на литературном
вечере, устроенном его друзьями, перед слушателями «Студии искусств», которая
существовала при библиотеке. В Туркестан Есенин приехал в вагоне своего друга
Колобова - ответственного работника НКПС. В этом поезде он и жил всё время своего
пребывания в Ташкенте, затем в этом поезде совершил путешествие в Самарканд,
Бухару и Полторацк (нынешний Ашхабад). 3 июня 1921 года Сергей Есенин уехал из
Ташкента и 9 июня 1921 года вернулся в Москву. По стечению обстоятельств бóльшая
часть жизни дочери поэта Татьяны прошла в Ташкенте.
Осенью 1921 года в мастерской Г. Б. Якулова Есенин познакомился с танцовщицей
Айседорой Дункан, на которой он женился 2 мая 1922 года. При этом Есенин не говорил
по-английски, а Дункан едва изъяснялась по-русски. Сразу после свадьбы Есенин
сопровождал Дункан в турах по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и США.
Обычно, описывая этот союз, авторы отмечают его любовно-скандальную сторону,
однако этих двух художников, несомненно, сближали и отношения творчества. Тем не
менее, их брак был краток, и в августе 1923 года Есенин вернулся в Москву.
В 1923 году у Есенина завязалось знакомство с актрисой Августой Миклашевской,
которой он посвятил семь проникновенных стихотворений из цикла «Любовь
хулигана». В одной из строк, очевидно, зашифровано имя актрисы: «Что ж так имя твоё
звенит, Словно августовская прохлада?» Примечательно, что осенью 1976 года, когда
актрисе было уже 85, в беседе с литературоведами Августа Леонидовна призналась,
что роман с Есениным был платоническим и с поэтом она даже не целовалась.
12 мая 1924 года у Есенина родился сын Александр после романа с поэтессой и
переводчицей Надеждой Вольпин - впоследствии известный математик и деятель
диссидентского движения, единственный ныне живущий ребёнок Есенина.
18 сентября 1925 года Есенин женился в третий (и последний) раз - на Софье Андреевне
Толстой (1900-1957), внучке Л. Н. Толстого, в ту пору заведующей библиотекой Союза
писателей. Этот брак также не принёс поэту счастья и вскоре распался.
Неприкаянное одиночество стало одной из главных причин трагического конца
Есенина. После смерти поэта Толстая посвятила свою жизнь сбору, сохранению,
описанию и подготовке в печать произведений Есенина, оставила мемуары о нём.
Согласно воспоминаниям Н. Сардановского и письмам поэта, Есенин какое-то время
был вегетарианцем.
Библиография
1925 «Страна советская»
1925 «Песнь о великом походе»
1925 «Персидские мотивы»
1925 «О России и революции»
1925 «Избранные стихи»
1925 «Берёзовый ситец»
1924 «Русь советская»
1924 «Москва кабацкая»
1923 «Стихи скандалиста»
1923 «Исповедь хулигана»
1922 «Собрание стихов и поэм»
1922 «Пугачёв»
1922 «Избранное»
1922 «Автобиография»
1921 «Трерядница»
1921 «Ржаные кони»
1921 «Радуница»
1921 «Преображение»
1921 «Исповедь хулигана»
1921 «Иисус-младенец»
1920 «Триптих» Поэмы
1920 «Трерядница»
1920 «Руссеянь»
1920 «Россия и Инония»
1920 «Ключи Марии»
1920 «Голубень»
1918 «Сельский часослов»
1918 «Радуница»
1918 «Преображение»
1918 «Иисус-младенец»
1918 «Голубень»
1916 «Радуница»
1916 «Первый сборник стихов С. Есенина»
Сценарист
Ссылки