Владимир Андреевич Атлантов - выдающийся советский и российский оперный певец
(тенор).
Родился 19 февраля 1939 года в Ленинграде, в семье оперных певцов. Отец - Атлантов
Андрей Петрович (1906-1971), бас, солист МАЛЕГОТа и Ленинградского театра оперы и
балета имени Кирова. Мать - Елизарова Мария Александровна (1897-1978), лирическое
сопрано, педагог, заслуженная артистка РСФСР, солистка МАЛЕГОТа и Ленинградского
театра оперы и балета имени С. М. Кирова, затем - консультант по вокалу в Кировском
театре.
Владимир Атлантов вырос за кулисами театра. Он рано начал заниматься сольным
пением: в возрасте 6 лет поступил в Ленинградскую государственную академическую
хоровую капеллу имени М. И. Глинки, которую окончил по специальности дирижера
хора. В 1957 году он был принят на открывшееся подготовительное отделение при
вокальном факультете Ленинградской государственной консерватории. Спустя два
года Владимир Атлантов поступил на вокальный факультет консерватории в класс
Петра Гавриловича Тихонова (тенор), оперный класс Алексея Николаевича Киреева,
где столкнулся с определенными вокальными проблемами (неправильными навыками
певческого дыхания, приобретенными в результате хорового пения в детском
возрасте). По личной просьбе Атлантов был переведен в класс Натальи Дмитриевны
Болотиной (драматическое сопрано). По словам певца, преодолеть вокальные проблемы
ему помог метод Карузо, с которым он познакомился в книге Фучито Сальва и Бейера
"Искусство пения и вокальная методика Карузо" (1935). Занятия шли настолько успешно,
что уже в 1962 году, еще будучи студентом 4-го курса, Атлантов был принят в труппу
Кировского театра стажером. В 1963 году Атлантов успешно окончил консерваторию и
поступил в Кировский театр уже на должность солиста.
Учась на последнем курсе консерватории, в оперной студии при ней он подготовил и
спел три партии: Ленского в опере "Евгений Онегин", Альфреда в "Травиате" и Хозе в
"Кармен". Эти же партии впоследствии вошли в репертуар певца в Кировском театре.
В 1962 году Владимир Атлантов получил серебряную медаль на II Всесоюзном конкурсе
вокалистов имени М. И. Глинки и был направлен на вокальную стажировку в Милан, в
Школу усовершенствования оперных певцов при театре "Ла Скала", где провел два
сезона (1963/64, 1964/65). Певцы из СССР занимались вокальной техникой у прославленного
маэстро, в прошлом известного лирического тенора Э. Барра, а также готовили по две
за сезон оперные партии с бывшим ассистентом Тосканини, дирижером и
концертмейстером Э. Пьяцца. За свой первый сезон в школе при "Ла Скала" Владимир
Атлантов подготовил партии Герцога Мантуанского и Рудольфа (оперы "Риголетто" и
"Богема"). За второй сезон - партии Ричарда (опера Верди "Бал-маскарад") и
Каварадосси (опера "Тоска" Пуччини). Именно в Италии Атлантов приобрел свои
основные технические навыки.
По возвращении из Италии в 1965 году Атлантов подготовил и спел в Кировском театре
во время его гастролей в Москве партию Альваро в опере Верди "Сила судьбы". Услышав
его знаменитый американский импресарио С. Юрок, работавший с артистами из
Советского Союза, пригласил Атлантова в его первое заграничное турне для
выступления в "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке, но тот не смог добиться
официального разрешения им воспользоваться.
В 1966 году, в возрасте 27 лет, Атлантов исполнил на сцене Кировского театра под
управлением дирижера Константина Симеонова одну из своих коронных ролей - партию
Германа в "Пиковой даме" Чайковского. В том же году Атлантов стал победителем
(первая премия и золотая медаль) III Международного конкурса имени П. И.
Чайковского, на котором тогда конкурс по специальности "сольное пение" был
объявлен впервые. После этой победы Владимира Атлантова перевели в Большой театр.
Ранее, за время работы в Кировском театре, он несколько раз выступил в Большом
театре в качестве гастролера. Его первыми спектаклями в Москве в 1964 году стали
"Травиата" (4 октября) и "Евгений Онегин" (7 октября).
В 1967 году молодой певец занял призовые места на престижных международных
конкурсах в Софии (III Международный конкурс, первая премия) и в Монреале
(Международный конкурс вокалистов, четвертая премия). В том же году, во время
знаменитых первых обменных гастролей двух театров, Владимир Атлантов в составе
труппы Большого театра пел в Милане на сцене "Ла Скала".
На сцене Большого театра Владимир Атлантов исполнил 18 партий, из них 13 новых.
Голос Владимира Атлантова - лирико-драматический тенор - исключителен по красоте
тембра, выразительности и мощи. Природный артистизм, счастливая сценическая
внешность и техническая свобода позволили певцу создавать на сцене оперные
образы, захватывающие нетривиальностью психологических характеристик и
звуковым великолепием. Многие из них - Германн, Каварадосси, Хозе,
Отелло, Канио - вошли в
историю Большого театра как эталоны исполнительского мастерства. Вершинными
достижениями певца являются также образы Дон Жуана и Самозванца.
Партия
Отелло стала одной из самых ярких работ Владимира Атлантова в Большом
театре. Именно в этой роли воплотились неукротимый темперамент певца, его
необыкновенная лиричность и высокая трагедийная патетика. После его выступления
в роли
Отелло в Большом театре и за рубежом (впервые за границей - в 1980 году, в
Мюнхене) в прессе появились сообщения о том, что Атлантов признан лучшим
Отелло. Певец
был награжден призом "Золотое перо критики" (Висбаден, 1972). В 1978 году он в числе семи
лучших теноров мира был приглашен выступить в концерте, посвященном 100-летнему
юбилею Энрико Карузо, проходившему в неаполитанском театре "Сан Карло". В 1987 году
Владимир Атлантов был удостоен почетного титула Каммерзенгера Венской
государственной оперы.
В 1988 году Владимир Атлантов покинул Москву и Большой театр, продолжив оперную
карьеру за границей. Первой новой ролью певца за рубежом стал Князь Андрей в
"Хованщине" Мусоргского, поставленной в Венской государственной опере в 1989 году. В
том же году певец впервые выступил в партии Самсона в опере Сен-Санса "Самсон и
Далила" в театре Западного Берлина. В 1995 году в Сан-Франциско в гастрольном
спектакле Мариинского театра Владимир Атлантов спел новую для себя партию Финна
в опере "Руслан и Людмила" Глинки. За рубежом певец впервые исполнил партии Луиджи
в опере "Плащ" Пуччини и Ричарда в опере "Бал-маскарад" Верди. Наиболее часто
исполняемыми партиями Владимира Атлантова за рубежом оставались Германн, Канио и
Отелло.
Уехав из России, Владимир Атлантов выступал на лучших сценах мира: "Ла Скала" (1990),
"Метрополитен-опера" (1993, 1994), "Ковент-гарден" (1989, 1993), Венская государственная опера
(1988-1993), “Опера Бастиль” в Париже (1991, 1992), театр "Колон" в Буэнос-Айресе (1995), в
оперных театрах Гамбурга (1988, 1989, 1992, 1993, 1995), Штуттгарта (1988-1993), Барселоны (1988, 1992),
Западного Берлина (1988, 1989, 1991, 1993), в Термах Каракаллы в Риме (1990, 1994), в Мюнхене (1991,
1993, 1994), Лас-Пальмасе (1988, 1989), Питтсбурге (1990), Сан-Франциско (1990, 1996), Коста-Меса, США
(1992, 1995, 1996), Филармонии Бостона (1991), Японии (Нагасаки, Осака, Токио; 1991, 1994), на
фестивалях в Брегенце (1991), Арена ди Верона (1994). Последний спектакль с участием
Владимира Атлантова - "Паяцы" состоялся 1 марта 1996 года в Дортмунде (Германия).
Постоянно проживает в Вене.
Атлантов считает себя представителем петербургской вокальной школы. Признан
одним из величайших теноров современности.
Супруга - Милашкина Тамара Андреевна (1934 г. рожд.), выдающаяся оперная певица,
лирико-драматическое сопрано, народная артистка СССР, лауреат Государственной
премии РСФСР. Дочь - Атлантова Лада Владимировна, пианистка, декан музыкального
факультета ГСИИ.