The Pretty Things — британская рок-группа, основанная в Лондоне в 1963 году.
Название группы происходит от одноименной («Pretty Thing») песни Бо Диддли 1955 года. «
The Pretty Things» стала одной из групп британского вторжения, при этом
исполняла гаражный ритм-энд-блюз, созвучный с «The Rolling Stones», но намного более
жёсткий; затем английскую психоделию, классический и тяжёлый рок, и музыку
близкую к панк-року и новой волне.
Ранние годы
Дик Тэйлор (род. 28 января 1943 года), студент «Sidcup Art College», начал свою музыкальную
карьеру в «Little Boy Blue» и «Blue Boys», где вместе с ним выступали Кит Ричардс и Мик
Джаггер. Когда Брайан Джонс присоединился к группе в качестве гитариста, Тэйлор
перешёл с гитары на бас, и группа стала называться «The Rolling Stones». Несколько месяцев
спустя Дик Тэйлор покинул «The Rolling Stones» и поступил в Лондонскую центральную школу
искусств, где познакомился с Филом Мэем (род. 9 ноября 1944 года). Вместе они и
сформировали «
The Pretty Things»:
Тэйлор снова взял в руки гитару, а Мэй стал вокалистом-фронтменом, играющим также
на гармонике и перкуссионных инструментах. В состав нового коллектива помимо них
вошли также ритм-гитарист Брайан Пендлтон (13 апреля 1944 - 16 мая 2001), бас-гитарист
Джон Стакс (род. 6 апреля 1944) и - вскоре после выхода первого сингла группы —
профессиональный студийный барабанщик Вив Принс (род. 9 августа 1941), ранее
игравший в джазовых коллективах, а также в группе «Carter-Lewis & the Southerners» вместе с
Джимми Пейджем.
«
The Pretty Things» произвели сенсацию в Англии c первыми тремя синглами: «Rosalyn»
(1964) партию барабанов на этой записи исполняет студийный ас и продюсер Бобби Грэм,
«Don’t Bring Me Down» (1964) и «Honey I Need» (1965) и получили известность в Австралии, Новой
Зеландии, Германии, Нидерландах. В США, несмотря на отсутствие гастролей в этой
стране и как следствие широкой известности и коммерческого успеха, группа наряду
с «Yardbirds» и «Them», оказала огромное влияние на гаражные группы, такие как «MC5» и «The
Seeds».
В раннем творчестве «
The Pretty Things»,
классически представленном на первом, одноимённом LP коллектива, преобладал
жёсткий блюз-рок, созвучный вещам Бо Диддли (своё название они заимствовали у его
одноименной песни 1955 года) и Джимми Рида. Начиная со второго альбома, Фил Мэй и Дик
Тэйлор, привносят в репертуар группы композиции собственного сочинения. Группа,
прославившаяся необузданным поведением на сцене и вне её, по результатам тура по
Новой Зеландии в августе 1965 года местный парламент принял решение о пожизненном
запрете на въезд участников группы в страну, и «острыми» текстами, создала также
«Midnight to Six Man» - программное заявление модов.
С конца 1965 года состав группы начал меняться: первым, незадолго до выхода второго
долгоиграющего диска «
The Pretty Things Get the
Picture», ушел скандальный герой новозеландского тура Вив Принс, которому, помимо
этого, принадлежит слава первой британской рок-знаменитости, арестованной за
хранение наркотиков, а также примера сценического и внесценического поведения,
взятого на вооружение его поклонником и последователем — будущим участником
группы «The Who» Китом Муном. Принса сменил Скип Алан (род. 11 июня 1948). Затем в 1966 году
из группы внезапно и таинственно исчез Пендлтон (он пропал из поля зрения
участников коллектива на много лет). Наконец, после ухода и эмиграции в Австралию
Джона Стакса в начале 1967 года в состав группы вошли участники коллектива «The Fenmen»
— клавишник-мультиинструменталист Джон Пови (род. 20 августа 1943) и басист Уолли
Уоллер (род. 9 апреля 1945), вскоре активно включившиеся также и в написание
материала для группы), после чего она снова превратилась в квинтет.
Психоделический период
Поэкспериментировав в 1967 году альбоме «Emotions» «
The Pretty Things»
перешли к психоделии, и после выпуска синглов «Defecting Grey» и «Talking About the Good Times», часто
именуемых квинтэссенцией английской рок-психоделии, создала концептуальный
альбом «S.F. Sorrow» (записанный в 1967-68 гг., выпущенный в конце 1968 года) — первую
рок-оперу, на несколько месяцев предварившую выход «Tommy» («The Who», апрель 1969). Альбом
«Abbey Road» записывался в знаменитой студии в сентябре 1967 года, вскоре после «Sgt. Pepper»
группы «Beatles» и «The Piper at the Gates of Dawn» группы «Pink Floyd». Во время записи альбома группу
на время покидает Скип Алан; его место за ударной установкой занимает Джон Ч.
Алдер по прозвищу «Twink» (род. 29 ноября 1944) (играл также в группах «The Fairies», «Pink Fairies»,
«Tomorrow» и «The Stars» — вместе с Сидом Барреттом). Родственные по звучанию пластинки
«Pink Floyd» и «
The Pretty Things»
были спродюсированы Норманом Смитом, который был звукорежиссёром большинства
записей «The Beatles» до 1966 года. «S.F. Sorrow» впоследствии был приобретён компанией «Motown
Records» и выпущен в США под другой обложкой на лейбле «Rare Earth». В результате
проволочек альбом был воспринят широкой публикой как подражание «Tommy» и
коммерческого успеха не имел. После этого, разочарованный чередой неудач, группу
покидает Дик Тэйлор.
За «S.F. Sorrow» последовал хорошо принятый критикой альбом «Parachute» (1970) c вернувшимся
Скипом Аланом, а также Виктором Юниттом из «Edgar Broughton Band» на гитаре), также
отмеченный психоделическим звучанием; журналом «Rolling Stone» он был признан лучшим
альбомом 1970 года, но вновь избежал коммерческого успеха. В том же году группа
выпускает ряд великолепных рок-синглов, где на гитаре дебютирует Питер Толсон
(род. 10 сентября 1951).
Основными авторами материала группы в этот период были Фил Мэй и Уолли Уоллер.
Тогда же коллектив записывает ряд песен для кинофильмов, впоследствии изданных
на серии бутлегов под псевдонимом «Electric Banana»; помимо этого, записывает для
молодого французского миллионера Филиппа ДеБаржа альбом, который
распространялся только среди представителей его социального круга. Этот альбом
был впоследствии издан бутлеггерами, и переиздан официально лишь в конце 2008 года
на виниле, CD-версия вышла в начале 2009 года.
70-е годы
Коммерческие трудности предопределили распад группы: Скип Алан вошёл в состав
«Sunshine», Уолли Уоллер занялся продюсерской деятельностью. В 1971 году Алан ехал в
машине с менеджером Биллом Шепардом и включил кассету с «Parachute». Запись Шепарду
понравилась; а когда Алан сказал, что это его предыдущая группа, тот предложил
снова их собрать. Через три месяца «
The Pretty Things» в
составе — Мэй, Пови, Алан, Толсон и басист Стюарт Брукс — подписали контракт с
«Warner Bros. Records». В этом составе в 1972 году был записан альбом «Freeway Madness», в работе над
которым негласно участвовал и Уоллер (в частности, исполнивший партию
лидирующего вокала в песне «Over the Moon»).
Начиная с этого момента, группа пользовалась скромным коммерческим успехом, но
имела культовый статус, пользуясь особым авторитетом среди критиков и
музыкантов. В музыке «
The Pretty Things»
начала 1970-х годов преобладали блюз и ранний хэви-метал (альбомы «Silk Torpedo» (1974) и
«Savage Eye» (1975), вышедшие на лейбле «Swan Song»). В это время в группе играют бывшие
коллеги Скипа Алана по группе «Sunshine» - басист Джек Грин (род. 12 марта 1951) и
клавишник Гордон Эдвардс (род. 26 декабря 1946).
В 1976 году отношения в коллективе накаляются, и группа прекращает существование;
однако как результат постепенного вовлечения её участников в работу над сольным
проектом Фила Мэя «Fallen Angels» собирается вновь. В записанном после воссоединения (в
составе — Мэй, Алан, Уоллер, Пови, Толсон и вернувшийся после десятилетнего
отсутствия Тэйлор) альбоме «Cross Talk» (1980) проявилось влияние панка и новой волны,
сочетавшееся с характерным хард-роковым звуком; как и большинство их записей,
диск не имел коммерческого успеха. Группа распадается вновь.
80-е и 90-е годы
С новым менеджером, Марком Сент-Джоном,
The Pretty Things в
различных составах эпизодически выступали в 1980-х годах, но к концу десятилетия
практически завершили карьеру. Мэй и Тэйлор реформировали группу для успешного
европейского блюзового тура в конце 1990 годов с группой «Chicken Shack» Стэна Вебба и
Лютером Эллисоном. Этот состав включал ударника Ганса Уотермэна (ранее
участвовавшего в датской группе «Solution»), басиста Роэля тер Вельта и гитариста /
клавишника Баркли МакКея (участвовавшего в группах «Waco Brothers» и «Pine Valley Cosmonauts»
Джона Лэнгфорда). Этот состав регулярно гастролировал по материковой Европе,
играя их ранние блюзовые и ритм-энд-блюзовые песни, до 1994 года.
В начале 1990-х годов Мэй, Тейлор и барабанщик Yardbirds Джим Маккарти сделали ряд
записей под названием «
The Pretty
Things/Yardbirds Blues Band». Помимо этого, в компании с органистом Мэтью Фишером из «Procol
Harum» и участниками группы «The Inmates» они тогда же записали диск под названием «
The Pretty Things 'n Mates» (переиздан в 2008 году под названием «Rockin' the Garage»).
В 1995 году «
The Pretty Things»
вернулись к составу, в котором записывали альбом «Cross Talk», добавив Фрэнка Холланда
на гитаре вместо покинувшего шоу-бизнес Питера Толсона. Их лейбл, «Snapper Music»,
переиздал альбомы группы в формате CD, укомплектовав их бонус-треками, плюс
выпустил концертный DVD, запечатлевший юбилейное исполнение «S.F. Sorrow» на «Abbey Road
Studios», с Дэйвом Гилмором и Артуром Брауном в качестве приглашённых гостей, и был
издан в 1998 году на CD под названием «
Resurrection». «
The Pretty
Things» отыграли тур в США — впервые за несколько десятилетий своей истории.
В 1999 году группа (в составе - Мэй, Тэйлор, Алан, Уоллер, Пови, Холланд) выпускает
студийный альбом «Rage Before Beauty». В начале 2000-х гг. выходят новые записи группы в
формате CD-сингла.
2000-е и сегодняшний день
Ввиду скромного коммерческого успеха группы только Фил Мэй, как основатель и
бессменный участник коллектива, а также автор материала группы, получает
достаточно авторских отчислений от продажи дисков «
The Pretty Things» для
того, чтобы обеспечить своё существование. Все прочие участники группы вне музыки
занимаются профессиональной деятельностью иного рода: Дик Тэйлор работал
шофёром, Уолли Уоллер — электриком, Джон Пови — менеджером по продаже сантехники.
Скип Алан играл концерты с коллективом «Mastergroup».
Первый басист группы Джон Стакс переехал в Австралию, где изготавливает
эксклюзивные гитары оригинального дизайна «сигарный ящик»; а в качестве хобби
играет ритм-н-блюз в составе местного коллектива «Paramount Trio». Джон «Твинк» Алдер
участвовал в многочисленных музыкальных проектах в Великобритании, затем в США; в
2006 году принял ислам и переехал жить в Марокко, где в 2011 году, в возрасте 67 лет, стал
отцом новорожденной дочери. Вив Принс живёт в Португалии, где до последнего
времени ухаживал за подсобным сельским хозяйством — апельсиновым садом. Первый
ритм-гитарист «
The Pretty Things»
Брайан Пендлтон скончался от рака лёгких 16 мая 2001 года. В следующем году бывший
клавишник группы Гордон Эдвардс умер от передозировки наркотиков.
В 2003 г. под названием «Growing Old Disgracefully» вышла биография группы, написанная Аланом
Лейки. Книга включала долгую и подробную историю группы, и уделяла особое
внимание судебным разбирательствам против компании «EMI» в 1990-х гг. Переписанная
версия книги ожидалась к выходу в конце 2007 г., в случае согласия всех участников
группы (в настоящий момент выход переиздания отложен на неопределённый срок).
В 2004 году группа отметила своё 40-летие концертом в Брайтоне, который был выпущен в
2006 году в CD/DVD формате.
Также в 2006 году вышла в свет книга «Don’t Bring Me Down... Under» (авторы Майк Стакс, Энди Нилл
и Джон Бейкер - документальная хроника легендарного турне «
The Pretty
Things» по Новой Зеландии в августе 1965 года. Предисловие к книге написали Дик
Тейлор и Вив Принс.
Летом 2007 года «
The Pretty Things» в
том же составе выпустили свой 11-й студийный альбом «Balboa Island» на лейбле «Côte Basque».
Помимо нового материала, альбом содержит записи, выходившие на синглах в начале
2000-х гг. Последняя на сегодняшний день студийная запись этого состава — за
вычетом Фрэнка Холланда, то есть фактически классического состава 1967 года — это
трек «Monsieur Rock», записанный осенью 2008 года и включённый бонус-треком на
CD-переиздание альбома «Philippe DeBarge».
В 2008—2011 гг. концерты группы c программой, основанной на материале ритм-н-блюзового
периода и альбома «S.F. Sorrow» проходили в составе: Мэй, Тэйлор, Холланд, барабанщик
Джек Гринвуд и басист Джордж Перес (иногда — в акустическо-блюзовом трио-формате:
Мэй, Тэйлор и Холланд). Скип Алан вынужден был отказаться от выступлений с группой
из-за проблем со здоровьем. Уоллер и Пови, по сообщениям, вышли из состава группы
из-за разногласий с менеджментом; в 2009 году они выпустили совместный альбом «The
Fenmen: Sunstroke». Весной 2010 года, по случаю 40-летия выхода в свет альбома «Parachute» Уоллер,
Пови, Скип Алан и вернувшийся к музыкальной деятельности Питер Толсон, назвавшие
себя «The Pretties» перезаписали снова программу пластинки, переработав и расширив
композиции, и добавив в качестве бонусов два оригинальных новых трека.
Участвовавший в записи оригинальной программы Фил Мэй поддержал новый проект и
написал дополнительный текст к композиции «What’s the Use», но не принял в участия в
записи из-за обязательств перед основной группой. Диск увидел свет в начале 2012
года под окончательным названием «xPTs: Parachute Reborn».
В декабре 2012 года концертирующий состав «
The Pretty Things»
совершил австралийско-новозеландское турне. В Австралии группа до этого не
выступала никогда; а Новая Зеландия, таким образом, сняла действовавший 47 лет
запрет на въезд в страну для музыкантов коллектива. На одном из австралийских
концертов «
The Pretty Things» к
ним на несколько номеров впервые с 1967 года присоединился басист оригинального
состава Джон Стакс.
В 2013 году «
The Pretty Things»
предприняли турне по Великобритании и Европе, посвящённое 50-летию коллектива.
Последний студийный альбом группы «
The Sweet Pretty
Things (Are In Bed Now, Of Course...)» был выпущен 10 июля 2015 года. Для записи альбома к группе
присоединились барабанщик Джек Гринвуд и бас-гитарист Джордж Вуззи.