Алексей Семёнович Козлов - популярный советский и российский саксофонист и
джазмен, основатель легендарного советского джазового коллектива «Арсенал».
Композитор, исполнитель, актер, публицист, писатель. Участник и лауреат
многочисленных отечественных и зарубежных фестивалей джаза. Автор книг «Рок:
истоки и развитие», «Козёл на саксе». Автор музыки ко многим театральным
постановкам, кино- и видеофильмам. Постоянный резидент клуба «Союз
Композиторов».
Ранние годы
Алексей Семёнович родился в Москве, в семье Козлова Семёна Филипповича, кандидата
психологических наук, и Толченовой Екатерины Ивановны, преподавателя теории
музыки. Его прапрадед по материнской линии - Петр Ильич Виноградов - известный в
Москве меломан, был протоиереем и заведовал ключами Успенского собора в Кремле.
Когда началась Великая отечественная война, отец, будучи инвалидом Первой
мировой войны, все-таки ушел добровольцем на фронт, Алексей с мамой и бабушкой
были эвакуированы осенью 1941 года вместе со всеми семьями сотрудников МГПИ имени
Ленина, где преподавал отец, на Алтай. В Москву они (вместе с комиссованным отцом)
вернулись осенью 1943 года, к поступлению Алексея в школу.
Джазом увлекался с 10 лет: собирал пластинки, подбирал мелодии на фортепиано. Но
джазменом, по его признанию в книге «Козёл на саксе», он решил стать в девятом
классе, наблюдая за игрой популярного барабанщика Лаци Олаха в ресторане
«Аврора».
Поступив после школы в Московский архитектурный институт, Алексей вошёл в состав
местного эстрадного оркестра как барабанщик. Чуть позже он случайно нашёл в
подвале институтского клуба саксофон и вскоре стал играть на нём.
Начало
Начиная с 1957 года, Алексей Козлов стал зарабатывать своей игрой деньги, принимал
участие в создании джаз-клубов и организации концертов.
В 1960 году со своей джаз-группой участвовал в джазовом фестивале в Тарту.
В 1961 году был приглашён со своим квинтетом на постоянную работу в джаз-клуб-кафе
«Молодёжное».
В 1962 закончил МАРХИ и до 1976 года работал научным сотрудником отдела теории
дизайна ВНИИ технической эстетики. Параллельно продолжает выступать.
В 1963 году выходит запись квинтета А.Козлова на гибкой пластинке; с её выходом
помогают композиторы В.Купревич и Д.Шостакович.
С конца 1966 по 1968 год Козлов работал в оркестре «ВИА-66» под управлением Юрия
Саульского.
В 1973 году, на базе экспериментальной джазовой студии ДК «Москворечье» Козлов
начинает собирать молодых музыкантов, получивших опыт в самодеятельных
рок-группах. Он задумывает создать принципиально новый по стилю ансамбль, где бы
соединились свойственное молодежи чувство рок-музыки и его собственный большой
джазовый опыт.
Карьера. «Арсенал»
В 1973 году 36-летний А. Козлов создал ансамбль «Арсенал», заложивший основы
отечественного джаз-рока. Пробившись из подполья на официальную эстраду в 1976 году
и начав гастролировать, «Арсенал» постепенно приобрел широкую известность в
нашей стране и за рубежом. Им записано и выпущено шесть LP и шесть CD, не считая
издания отдельных пьес на сборных пластинках. Одна из пластинок «Арсенала» - «
Своими
руками» была переиздана в США фирмой «East Wind Records».
На «Джаз-Джембори» 1978 года в Варшаве критика высоко оценила в игре «Арсенала»
интересную разработку национально-стилевых элементов музыки, особенно русской.
Известный польский певец Чеслав Немен писал, что он почувствовал в исполненных
ансамблем пьесах родство с музыкой Сергея Прокофьева.
После Польши последовали выступления на «Джаз-Уикэнд» (Венгрия, 1979), «Берлинер
джаз-таге» (Западный Берлин, 1980), «Неделе джаза» (Братислава, ЧССР, 1980). Участвовал
«Арсенал» и в отечественных джаз-фестивалях в Риге (1976), Тбилиси (1978), Москве (1978), а
также фестивалях искусств «Киевская весна», «Белая акация» (Одесса), «Звезды над
Самаркандом» (1979) и в культурной программе Олимпиады-80. В 1980 году увидели свет
сольные диски «Арсенала» фирмы «Мелодия». С конца 1970-х годов в концертных
шоу-вечерах «Арсенала» стали появляться стилизации под танцевальную музыку
1920-х-1930-х годов. Первая такая композиция - «Рэггайм» была сыграна Козловым в 1979
году.
В 1999 г. Алексей Козлов создал новый состав группы «Арсенал».
В июле 2009 года мэтр Алексей Козлов вновь удивляет общественность, собрав новый
состав знаменитой группы «Арсенал», который переходит к более утончённой
эстетике, развивая идеи стиля «New Emotional Music». Это не означает полный отказ от
предыдущего «Funky-fusion». Скорее возможен возврат к ранним формам фанки-джаза. При
всем этом основной принцип «Арсенала» остается неизменным - объединение
импровизаторов, вносящих каждый свой вклад в легендарный проект, созданный
Алексеем Козловым.
Композитор
Алексей Козлов - автор около 100 композиций, среди которых «Опасная игра» (1975),
«Сюита в ля-бемоль мажоре» (1976), «Башня из слоновой кости» (1976), «
Генезис» (1978), «Регтайм» (1978), «Тайна» (1980), «Незнакомка» (1982), «Небесный
голос» (1983), «Загадочный сон» (1984), «Воспоминание об Атлантиде» (1988), «
Живая вода» (1988),
«Искушение» (1988), «Желтое небо» (1989), «В манере “пиццикато”» (1991), «Горы Киммерии»
(1992), «Песня капель» (1992), «Юность героя» (1992), «Болеро» (1993), «
Легенда» (1993),
«Последняя любовь» (Памяти Заболоцкого) (1994), «Вальс во французском стиле» (1999),
«День рождения» (2001), «От судьбы не уйдешь» (2004), «Вечный Монк» (2005), «Связь времен»
(2006) и многие другие.
Дискография Алексея Козлова насчитывает более 40 альбомов, записанных фирмами
«Мелодия», «Московские окна», «Арсенал», «Пролог-мьюзик», Polskie Nagrania, East Wind, Anima Vox,
Solyd Records, Sintez Records, Boheme Music, JRC, Berg Sound. В 2001-2002 годах А. Козлов выпустил на фирме «ИДДК»
серию из 32 CD по истории джаза, а также серию «Инструменты в джазе» в формате МР-3.
А. Козлов активно сотрудничал с театрами, был музыкальным руководителем
популярных спектаклей А. Васильева по пьесам В. Славкина «Взрослая дочь молодого
человека» и «Серсо», написал музыку и участвовал как исполнитель в спектакле по
пьесе В. Павлова «Джазмен» (антреприза Союза театральных деятелей), с которым
выезжал в 1990 году на театральный фестиваль в Вудсток (США). Им также написана
музыка к спектаклям «Лунин» Э. Радзинского (Театр на Малой Бронной), «Панночка» по
«Вию» Н.В. Гоголя (Севастопольский Украинский драмтеатр), «Человек-невидимка» М.
Розовского (Красноярский музыкальный театр).
Помимо джаза. Сольная карьера
В 1989 году вышла его первая книга «Рок-музыка: истоки и развитие». В 1998-м была
опубликована его автобиографическая книга «Козёл на саксе». Автор сборника
«Джаз, рок и медные трубы», куда включены биографические рассказы и
публицистические статьи по вопросам культуры, истории стилей и социологии.
С 1986 года Алексей Козлов ведет журналистско-публицистическую деятельность по
пропаганде джаза и рок-музыки в СССР. В 90-е годы он становится автором-ведущим
теле-программ «Весь этот джаз» ( 1-й канал ) и «Импровизация на тему» ( ТВ-Центр). Его
книга об истории рок-культуры «Рок: истоки и развитие» вышла в издательстве
«Мега-сервис». Издательство «Вагриус» выпускает книгу воспоминаний А. Козлова в
серии «Мой ХХ век».
В 1990 году Алексей Козлов участвовал в международном театральном фестивале в
Вудстоке (США) в качестве актера, композитора и музыканта. В 1993 г. выступал в Туре
(Франция) и в Бонне (ФРГ) с камерным оркестром «Солисты Москвы» п/у Юрия Башмета. В
1994 г. вел мастер-класс на факультете джаза в университете штата Оклахома (США). В 1995
г. вместе с «Арсеналом» и грузинской певицей Тамарой Гвердцители был на гастролях
в США, где выступил в Карнеги-Холле, в Нью-Йорке.
Алексей Козлов - один из пионеров отечественной практики в области мультимедиа и
освоения электронных музыкальных технологий, начиная с конца 70-х годов. Он автор
музыки ко многим театральным постановкам, кино- и видеофильмам и рекламным
роликам.
В 1996 году А. Козлов создал концертную программу, основанную на сотрудничестве с
Государственным струнным квартетом имени Дмитрия Шостаковича. Она построена на
переосмыслении классических произведений разных жанров. Последний проект
Алексея Козлова ( 1998 г. ) - трио «ARS NOVA», исполняющее музыку в стиле «New Emotional Music».
В 2010 году Алексей Семёнович Козлов принял участие в киевском фестивале «Сходы до
Неба».
О музыканте
Личность Алексея Козлова, как типичного представителя культурного андеграунда
сталинско-брежневских времен, представлена в ряде отечественных и зарубежных
изданий (в романе писателя Василия Аксенова «Ожог», в известной на Западе книге
американского журналиста Хедрика Смита «The Russians»). Имя Алексея Козлова
упоминается в книге американского историка Фредерика Старра «Red and Hot», в целом
ряде зарубежных джазовых энциклопедий и словарей, изданных в Польше,
Чехословакии, Эстонии, Дании и др., а также в отечественных изданиях (Музыкальная
энциклопедия и Большая Советская энциклопедия ( т. 8, статья «Джаз» )).
Его имя занесено в международный справочник «The International Who's Who» (Europa Publications Ltd.,
London).
Личная жизнь
Алексей Семенович женат вторым браком. Его сын Сергей от первого брака стал одним
из лучших кинооператоров России. У Ляли и Сергея прекрасные отношения.
Супруга - Абсалямова Ляля Абдурахмановна, преподаватель английского языка.
Сын - Козлов Сергей Алексеевич, кинооператор, дважды лауреат Национальной
кинематографической премии «Ника». Подарил Алексею Семёновичу внука Стёпу.