Комиссаренко Елена Евгеньевна - советская и российская актриса театра и кино.
Заслуженная артистка России.
Родилась 15 апреля 1958 года в Липецке.
В 1981 году окончила ЛГИТМиК (курс З.Я.Корогодского) и была взята в театр им.
Ленинского комсомола.
С 1982 по
1985 год работала в ТЮЗе, где
сыграла в спектаклях: «На два голоса», «Наш, только наш», «Наш цирк», «Наш
Чуковский», «Конек-Горбунок», «Профессия» Айзека Азимова» (Мария), «Тени» (Софья
Александровна), «Гибель эскадры» (Оксана).
В 1985 г. была принята в труппу театра им. Ленсовета.
Участвовала в спектаклях: «Вы чье, старичье?» (Лидия Павловна, Валентина), «Зинуля»
(Нина), «Под одной крышей» (Валентина), «Пророк в своем отечестве»
(Коноплева-старшая, Эля), «Двери хлопают» (Арлен), «Круглый стол под абажуром»
(Наташа), «Собачье сердце» (Зина), «Группа» (Клава), «
Крошка» (Тетя Полина), «Адъютантша
Его Величества» (Жозефина), «Лицо» (Аман-Магда), «Близится век золотой» (Каролина
Эшли), «Дверь в смежную комнату» (Руэлла), «Гедда Габлер» (Гедда), «
Владимирская площадь» (Мать Нелли), «Любовь до гроба» (Эва), «
Король, дама, валет» (Марта).
Если вы хотите увидеть самую красивую актрису Санкт-Петербурга, спешите на
спектакль театра "Король, дама, валет" по роману Владимира Набокова, где Елена
Комиссаренко играет роль Марты. На сегодняшний день эта роль стала вершиной
творческой биографии актрисы: Комиссаренко продемонстрировала умение проникать
в самую глубину человеческой психики, в самые затаённые, болевые уголки женской
натуры. Поначалу изысканно-аристократичная, надменно-холодная Марта позволяет
себе ни к чему не обязывающий флирт с молодым героем. Но постепенно она теряет
ощущение реальности, уже не владеет собой: чувство, которое она испытала впервые в
жизни, захватывает её целиком, приводя в конце концов к трагическому финалу.
Сегодня актриса Елена Комиссаренко по праву занимает место ведущей актрисы
труппы. Все её роли сделаны с филигранной точностью.
Победоносный шарм и блистательная эксцентрика характерны для Эвы в спектакле
"Любовь до гроба" А. Николаи. Дерзкая ироничность, чарующая притягательность
незаурядной личности, трезвость оценок, дотошность и одновременно склонность к
авантюрным решениям - эти точно и тонко сыгранные качества в роли Руэллы в
спектакле "Дверь в смежную комнату" А. Эйкбурна позволили Елене Комиссаренко
стать лауреатом высшей санкт-петербургской театральной премии "Золотой софит" в
номинации "Лучшая женская роль сезона". Заметим, что на эту премию актриса
несколько сезонов назад выдвигалась и за замечательную работу - роль Амана-Магды
в спектакле "Лицо" И. Бергмана. Русский мюзикл "Владимирская площадь" А.Журбина,
В.Вербина по роману Ф.М.Достоевского "Униженные и оскорблённые" позволил с полным
блеском продемонстрировать уникальные вокальные данные актрисы. Героиня Елены
Комиссаренко является на сцену как видение, потусторонний, ирреальный персонаж,
то растворяясь, то вновь материализуясь в мистической атмосфере "города-паука,
города-чудовища".
В проникновенных романсах-ариях чуть надтреснутый, низкий, завораживающий голос
актрисы передаёт все изломы и бездны драматической судьбы несчастной обманутой
женщины. В финале спектакля именно Елена Комиссаренко в дуэте с Владимиром
Матвеевым, исполняющим роль Смита (по сюжету - отца героини), даёт острейшую эмоцию
трагического просветления, очищающего катарсиса. Умение чутко уловить стиль и
авторскую поэтику автора пригодились актрисе в работе над ролью Сибиллы в
спектакле по пьесе современного швейцарского драматурга Т.Хюрлиманна "Синхрон".
Елене Комиссаренко удалось создать насыщенный трагикомический коктейль. Её
Сибилла - и грациозно-кокетливая дебютантка Бургтеатра, и пленительная,
манерно-кукольная путешественница, штурмующая Альпы, и неповзрослевшая девочка в
голубом парике (наследство от Мальвины?), и деловитая имитаторша любовных
страстей у микрофона в студии звукозаписи порнофильмов, и тоскующая по подлинным
чувствам жена, и разговаривающая со своим нерождённым ребёнком одинокая женщина.
Актриса словно из разноцветных мозаичных фрагментов складывает судьбу героини,
разгадывает вместе с нами шараду незадавшейся жизни, балансируя при этом на грани
пронзительной лирики и броского гротеска. Сегодня актёрские возможности Елены
Комиссаренко безграничны. Ей подвластны любые роли мирового репертуара.
Марина Дмитревская о Елене Комиссаренко
Вот за что люблю актрису Комиссаренко - это за ее иронический глаз. Она играет на
сцене в бог знает каком - душно-салонном или бульварно-комедийном, но почти всегда
второсортном репертуаре, работает в нем отменно, изящно, стильно, но всегда
(всегда!) подает мне со сцены тайный закодированный сигнал: я понимаю, что это за
роль, но извини, приходится... И я ловлю этот сигнал, благодарная ей за отсутствие
серьезно-драматической интонации. Всегда.
Она отстранена от своих героинь, откидывает роль, как теннисный мячик, потом ловит
ее, жонглирует, кладет в карман, но никогда не залезает внутрь этого целлулоида,
потому что целлулоид - полый, она это знает и не делает вид, что поднимает сто
килограммов. У нее грамм равен грамму.
Иногда внутренний сигнал содержит профессиональные извинения (извини, такая
фигня... Я словила это на «Двери в смежную комнату»), иногда - горделивую грацию
(смотри, что я могу сотворить из этого-то...). Женственность, салонность соединены в
ней с внутренней эксцентричностью настолько, чтобы придать сценической жизни
некий шарм и не допустить в отношения с ролью циническое равнодушие. Часто она
вышивает не по шелку - по бумазее, но знает швы - то стебельчатый, то рококо, и
бумазея становится произведением искусства. Комиссаренко никогда не вышивает
гладью, не ткет монументальные гобелены, она мастер мелкого веселого рукоделья.