Теда Бара (англ. Theda Bara, 29 июля 1885 - 7 апреля 1955), урождённая Теодосия Барр Гудман -
американская актриса, звезда немого кино и секс-символ конца 1910-х годов.
Промоутеры актрисы распространяли мнение, что её имя - это анаграмма фразы Arab Death
(то есть арабская смерть), однако на самом деле Теда - это укороченная форма её
настоящего имени, а Бара - среднее имя её бабушки со стороны матери.
Несмотря на скоротечность карьеры - Бара активно снималась на протяжении всего
пяти лет, с 1915 по 1919 год, - она была одной из самых популярных актрис своего времени
и одним из первых секс-символов кинематографа. Она носила прозвище Вампирша, что
на сленге тех лет было синонимом коварной обольстительницы мужчин, и вошла в
число первых актрис, сформировавших на экране образ женщины-вамп. Впоследствии
его развили актрисы Пола Негри , Нита Нальди и, в ранних фильмах, Мирна Лой .
Будущая актриса родилась 29 июля 1885 года в Цинциннати, штат Огайо, США, в семье
польского эмигранта-еврея Бернарда Гудмана и его жены Полины Луизы, швейцарки
франко-немецкого происхождения. Её отец работал закройщиком в ателье, мать
занималась изготовлением париков. Теодосия была старшим ребенком в семье, в 1888
году у неё появился брат Марк, а в 1897 - сестра Эстер, которая потом тоже стала
играть в кино.
В 1903 году Теодосия окончила школу и поступила в Университет Цинциннати,
параллельно выступая на сцене театра, пока через два года к немалому огорчению
отца её не отчислили из университета. Уехав из Цинциннати на поиски славы, 18
августа 1908 года Теодосия под псевдонимом Тео де Коппе дебютировала на
нью-йоркской сцене в спектакле «Дьявол» по пьесе венгерского драматурга Ференца
Мольнара и затем на протяжении девяти лет играла в театре, однако каких-либо
значительных успехов на этом поприще не достигла.
Голливуд
Возраст актрисы уже приближался к тридцати, когда в 1914 году на очередном кастинге
она познакомилась с режиссёром Фрэнком Пауэллом и произвела на него такое
сильное впечатление, что он немедленно снял её в эпизодической роли в картине «
Пятно», а в 1915
году пригласил на роль Вампирши - женщины-хищницы, которая совращает мужчин и,
бросая, уничтожает их жизни - в драматическую картину «То был дурак», экранизацию
популярной бродвейской пьесы тех лет.
Фильм снискал невероятный успех у публики, и Теда в одночасье стала звездой. На
протяжении следующих пяти лет она появилась в тридцати восьми фильмах,
превратившись в одну из главных актрис студии Fox Film. Её гонорар поднялся со 150
долларов в неделю до 4 тысяч долларов - столько она получала, сыграв в 1917 году
царицу Египта в фильме «
Клеопатра».
Секс-символ эпохи
Эффектная грубоватая красота Теды, насыщенная глубоким эротизмом, её манера
густо подводить глаза, как нельзя лучше подходили к её типажу, и киностудия
нещадно эксплуатировала этот образ. Наиболее характерными работами Теды в амплуа
женщины-вамп были фильмы с говорящими названиями «
Уничтожение» (1915),
«
Грех» (1915), «
Лисица» (1916) и
«
Кровавая роза» (1917). Кроме того актриса воплотила на киноэкране образы
великих женщин, как вымышленных, так и реально существовавших - Клеопатру,
Кармен,
Эсмеральду, Саломею, Джульетту, мадам Дюбарри и Маргерит Готье.
Интерес публики к актрисе дополнительно подогревался различными романтическими
слухами о её прошлом. Так например, на киностудии была придумана более
нетривиальная версия её происхождения - якобы она родилась в 1892 году в сени
пирамид и была дочерью художника-итальянца и актрисы-француженки. Несмотря на то,
что Теда никогда не была в Европе, считалось, что ранее она блистала на сцене
театров Парижа.
Сценические костюмы Теды были достаточно провокационными для тех лет и часто
практически полностью обнажали тело - один из нарядов царицы в «Клеопатре»
состоял из полупрозрачной юбки и лифа в виде переплетённых змей. Сохранились
фотографии Теды, на которых она позирует со скелетом, змеями, хрустальными
магическими шарами и прочими романтическими атрибутами.
Завершение карьеры
Устав играть яркие, но однообразные роли, Теда не раз пыталась сменить амплуа и
несколько раз добивалась своего, сыграв в фильме «Кэтлин Мавурнин» (1919) невинную
ирландскую крестьянку, а в картине «
Под
двумя флагами» (1916) - отважную девушку из Иностранного легиона.
Во время Первой мировой войны актриса с большим энтузиазмом занималась
общественной деятельностью, посещая военные лагеря и жертвуя часть своих
гонораров на военные нужды. В 1918 году она находилась на пике карьеры и уступала в
популярности лишь Чарли Чаплину и Мэри Пикфорд , но уже через год Уильям Фокс,
основатель киностудии Fox Film, потерял интерес к актрисе и звезда Теды закатилась
столь же быстро, сколь взошла. С тех пор она появилась на киноэкране ещё дважды - в
драме «Непокорённая женщина» (1925) и комедии «Мадам Тайна» (1926).
Личная жизнь
В 1921 года Теда вышла замуж за кинорежиссёра и сценариста британского
происхождения Чарльза Брабина . Он не был расположен задействовать жену в своих
фильмах, и Теда прожила остаток жизни в праздности, превратив свои дома в
Голливуде и Нью-Йорке в модные салоны, где собирался цвет
кинематографического сообщества. Её брак, в отличие от многих актёрских союзов,
оказался прочным - супруги были вместе до самой смерти Теды от рака желудка в 1955
году. Чарльз пережил её на два года и умер в 1957 году.
К сожалению большая часть плёнок с фильмами Теды Бары сгорела во время пожара на
киностудии Fox Film. Из перечисленных сохранились лишь «Непокорённая женщина», «
Ист-Линн»,
«То был дурак» и «
Пятно».