Ван Моррисон (Джордж Иван Моррисон) - северо-ирландский автор-исполнитель,
известный своей уникальной «рычащей» манерой исполнения и гибридом фолк-музыки
(в том числе народных ольстерских мотивов) с американскими стилями - блюзом,
соулом, джазом и госпелом. Талантливый мультинструменталист, который играет на
гитаре, клавишных, ударных, саксофоне и губной гармошке. Для обозначения его
творчества музыковедами изобретён особый термин - «кельтский соул».
Моррисон родился в 1945 году в Белфасте, в семье певицы. Его отец, будучи
неравнодушен к американскому джазу и блюзу, собрал большую коллекцию пластинок
из-за океана. Вместо того, чтобы ходить в школу, мальчик целыми днями слушал эти
записи, а в 15 лет примкнул к ритм-энд-блюзовой группе The Monarchs. После выступлений на
американских базах в Европе группа была распущена, и её место занял новый
коллектив - Them.
Моррисон пытался привить "Them" знойное, неприглаженное звучание южного блюза. В
качестве вокалиста он подражал таким блюзменам, как Хаулин Вулф. Записи Them были
полны юношеской горячности. В 1965 г. их версия «Baby Please Don’t Go» из репертуара Биг Джо
Уильямса ворвалась в лучшую британскую десятку. Однако песню, за которую Them
помнят до сих пор, - неувядаяющую гитарную классику «Gloria» - Моррисон написал и
исполнил сам. Впоследствии её исполняли очень многие - The Doors, Джими Хендрикс, Патти
Смит.
Между тем состав группы постоянно менялся, и на сессии постоянно приглашались
музыканты со стороны (включая юного Джимми Пейджа). Эта нестабильность раздражала
Моррисона, и в 1966 г., во время американских гастролей (и вскоре после совместного
выступления с The Doors), он покинул группу.
Экс-продюсер Them, Берт Бёрнс, живший тогда в Нью-Йорке, пригласил Моррисона
записываться сольно на его лейбле Bang Records. Плодом этого сотрудничества стал
оптимистичный хит «Brown-Eyed Girl», летом 1967 г. добравшейся до верхней десятки Billboard Hot
100. Эта песня остаётся одним из гимнов «лета любви», обозначившего пик движения
хиппи.
Отношения Моррисона, всегда отличавшегося тяжёлым нравом, с Бёрнсом испортились,
когда тот без ведома певца выпустил его дебютный сольник «
Blowin' Your Mind». Разгневанный
Моррисон вернулся в Ирландию и вскоре узнал о смерти Бёрнса от сердечного
приступа. Между тем его контрактные обязательства перешли к наследникам Бёрнса, и
певцу потребовались годы, чтобы окончательно освободиться от этой кабалы. Когда с
него потребовали в соответствии с контрактом записать ещё один диск, он записал
за одну сессию 36 песен с лишёнными смысла импровизированными словами и отослал их
в Америку.
В 1968 г. Моррисон достиг договорённости с Warner Brothers о том, что ему будет позволено
записать альбом без какого-либо нажима со стороны продюсеров. Поскольку он не
находил общего языка с сессионными музыкантами, его оставили одного в студии с
акустической гитарой. Результатом стал цикл поэтических текстов непревзойдённой
в истории рок-музыки сложности, составляющих в совокупности не столько сборник
песен, сколько единое цельное произведение.
Продюсер
Льюис Меренстайн, имевший знакомства в среде
джазменов, наложил на сделанную Моррисоном запись музыкальное сопровождение
лучших сессионных музыкантов того времени. Так родился диск «Astral Weeks» (1968),
регулярно включаемый в списки величайших альбомов рок-музыки. Несмотря на
единодушное восхищение критиков, пластинка отпугнула слушателей своими
джазовыми импровизациями и мрачностью общего настроения. Понадобилось несколько
десятилетий, чтобы она достигла статуса золотой....
Погружение в мистические глубины «Astral Weeks» освободило Моррисона от того
чувства безысходности, которым были отмечены записи 1968 года, когда он жил в
одиночестве и голодал из-за недостатка средств. Стала налаживаться его личная
жизнь, и в записях Моррисона появился оптимизм. Его следующий альбом, Moondance (1970),
не уступая предшественнику по качеству, продолжал линию на сближение фолк-рока с
блюзом и соулом.
Вместо
отчаянных хрипов предыдущего диска слушатели обнаружили на этой мелодичной
пластинке заряд бодрости и энергии. Первая сторона диска состоит из песен, то и
дело включаемых в число лучших за последние 50 лет, - это «Moondance», «Into the Mystic»,
«Caravan» (исполнение которой с The Band запечатлит Мартин Скорсезе в «Последнем
вальсе») и «Crazy Love» (которую Моррисон годы спустя исполнит дуэтом со своим кумиром
Рэем Чарльзом). Журнал Rolling Stone в 2003 г. включил «Moondance» в свой список 500 величайших
альбомов.
Следующие за «Moondance» три альбома, записанные в
лихорадочном темпе, поддерживали взятую на нём высокую планку. Автор-исполнитель,
переехавший с молодой женой в Калифорнию, смотрел на жизнь как на праздник. Его
зажигательный сингл «Domino» с альбома «His Band and the Street Choir» (1970) дошёл в Billboard Hot 100 до
верхней десятки. В альбом «Tupelo Honey» вошли две самые популярные моррисоновские
мелодии 1970-х - «Wild Night» и «Tupelo Honey». Боб Дилан, исполняя последнюю на концерте, как-то
заметил, что она существовала всегда, а Моррисон стал тем земным сосудом, который
донёс её до людей.
Более депрессивным настроением отмечен альбом «Veedon Fleece»
(1974), написанный Моррисоном после развода с женой и возвращения в Белфаст. Критики
увидели в нём попытку обратиться к национальным корням, к этнической ирландской
музыке, и подвергли эту попытку остракизму. Прошло десятилетие, прежде чем «Veedon
Fleece» был признан по достоинству. Элвис Костелло и Шинейд О'Коннор считают его
лучшим из всего, написанного Моррисоном.
Разочарованный прохладной реакцией публики на его новые работы, Ван Моррисон в
середине 1970-х гг. полностью сворачивает концертную деятельность. Он всегда видел
смысл работы музыканта в живых выступлениях. Студийные записи он рассматривал
как мини-концерты, призванные передать ощущение живого выступления, а синглы
отвергал вовсе как уступку коммерческой стороне шоу-бизнеса. В 1978 г. он возобновил
выступления в поддержку «попсового», по собственному признанию, диска «Wavelength», но
боязнь сцены не покидала его и в 1979 г., когда, выступая на стадионе в Нью-Йорке, он
ушёл со сцены и не вернулся.
Альбомы Ван Моррисона, изданные в 1980-х гг., не принято относить к числу его
удач. На многих пластинках он экспериментирует: так, альбом «Irish Heartbeat» (1988)
представляет собой подборку народных ирландских песен, исполненных вместе с
фолк-коллективом The Chieftains. В текстах тех лет он обращается к темам веры и спасения.
В 1989 г. вышел альбом «Avalon Sunset» - самый успешный за всю его карьеру с коммерческой
точки зрения. Дуэт с легендарным Клиффом Ричардом и новая скрипичная баллада «Have I
Told You Lately» (впоследствии вошедшая в репертуар Рода Стюарта) открыли Ван Моррисона
новому поколению слушателей.
В 1990-м году принял участие в грандиозном благотворительном концерте в Берлине «The
Wall». Там он исполнял припев в песне Comforatbly Numb.
В
каждом из 9 альбомов 1990-х гг. (из которых один концертный) Ван Моррисон
открывается поклонникам с новой стороны. Он гастролирует со своей группой и с
Бобом Диланом, записывает дуэты с блюзменами, которыми он восхищался в юности, и
со своей дочерью. К нему приходит запоздалое признание - о его огромном влиянии на
них говорят Джеф Бакли и Боно из U2, в 1993 г. его имя заносят в Зал славы рок-н-ролла,
его удостаивают нескольких «Грэмми» (в 1996 и 1998 гг.)
В 2006 г. Ван Моррисон порадовал поклонников альбомом «Pay the Devil», который был записан
им в Нэшвилле. Это дань уважения певца музыке кантри. Наконец, в 2007 г. Моррисон
собрал «Someone Like You» и многие другие свои песни, которые прозвучали в известных
фильмах, на сборнике «Van Morrison at the Movies - Soundtrack Hits».
Осенью 2012 г. вышел новый альбом под названием «Born to Sing: No Plan B», также попавший в
лучшую десятку американского чарта продаж.
24 марта 2015 года появился в продаже альбом
Duets: Re-working the
Catalogue. В диск вошли дуэты Моррисона c музыкантами всех жанров и поколений, среди
которых - Марк Нопфлер, Стив Уинвуд, Джосс Стоун, Натали Коул, Taj Mahal, Бобби Вомак, P. J.
Proby, Мик Хакнэлл и родная дочь Вана, Шана Моррисон. Первым синглом на альбоме стал
дуэт Моррисона с Майклом Бабле «Real Real Gone».
Альбом создавался весь 2014 год в доме Вана Моррисона в Белфасте. Вместе с
приглашенными вокалистами, которых артист отобрал лично, Моррисон переписал не
самые известные песни из своих старых дисков, подарив им новую жизнь. Продюсерами
проекта выступили Боб Рок и Дэн Уос, за плечами которых - десятки безупречных
рок-бестселлеров.