Уильям Бендикс - американский актёр кино, театра и телевидения, который «сделал
карьеру, исполняя роли симпатичных здоровых простаков, хотя иногда с не меньшим
успехом он играл зловещие и трагические роли». С выступающей челюстью, сломанным
носом, плотный и дородный, Бендикс достиг уровня популярности, практически
неслыханного для характерного актёра, называя себя «столь же красивым, как
грязный забор».
Уильям Бендикс родился в Нью-Йорке в 1906 году в семье музыканта. Уже в пятилетнем
возрасте Бендикс сыграл свою первую роль в немом фильме на студии „Витаграф“,
где подрабатывал его отец. В 16 лет Бендикс попробовал себя в роли актёра в
театральной труппе „Генри Стрит сеттлмент“.
В 1927 году он женился и через своего тестя получил должность управляющего в
продовольственном магазине в Нью-Джерси, где проработал несколько лет. Когда
бизнес развалился, Бендикс работал по программе Федерального театрального
проекта в Нью-Джерси, получив несколько небольших ролей в недолго идущих
постановках Театральной гильдии. Первой заметной театральной работой Бендикса
стала роль полицейского Круппа в постановке „Время твоей жизни“ по Уильяму
Сарояну, которая шла на Бродвее и гастролировала по стране в 1939-40 годах. Благодаря
этой роли Бендикс подписал свой первый контракт на съёмки в Голливуде.
Его голливудским дебютом была главная роль нью-йоркского таксиста в комедии
„Бруклинская орхидея“ (1942). Роль владельца таверны в романтической комедии
„Женщина года“ (1942) принесла Бендиксу первый заметный успех. За роль второго
плана в военной драме „Остров Уэйк“ (1942) студии „20 век Фокс“ Бендикс был
удостоен своей единственной номинации на Оскар. В том же году Бендикс сыграл
молчаливого следователя в детективной комедии „Кто это сделал?“ (1942) с участием
Эбботта и Костелло.
В фильме „Дневник Гуадалканала“ (1943) Бендикс исполнил роль симпатичного
рядового с бруклинским акцентом. Вскоре Бендикс стал одним из ведущих
голливудских актёров, специализирующихся на ролях такого рода, при этом эти роли
были весьма заметными, а часто и главными».
Наверное, лучшая и самая памятная игра Бендикса была в фильме «
Спасательная шлюпка» (1944), где он «трогательно исполняет роль выжившего
в кораблекрушении симпатичного доверчивого моряка Гаса, которому должны без
анестезии удалить ногу из-за гангрены».
В 1944 году Бендикс начал многолетнюю работу на радио в комедийной постановке
«Жизнь Райли» (1944-51). В роли постоянного сбиваемого с толку работника самолётного
завода Честера Райли, Бендикс идеально воплотил в эфире образ простака с золотым
сердцем.
Бендикс играл и главные роли, в частности, в фильмах «Волосатая обезьяна» (1944) и
«История Бэйба Рута» (1948). «Создание образа Хэнка Смита в „Волосатой обезьяне“ по
пьесе Юджина О’Нила, возможно, стало лучшей экранной работой Бендикса, а роль
знаменитого бейсболиста Бэйба Рута прославила его больше других, хотя сам фильм
оценивается как одна из худших спортивных биографий и как один из худших
биографических фильмов Голливуда»[2]. Бендикс исполнил также одну из главных
ролей в военной драме «Колокол для Адано» (1945), а в комедии «Дело в шляпе» (1945),
навеянной сюжетом романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», предстал в образе
самого себя.
Благодаря своей внешности Бендикс часто приглашался на небольшие комические
роли. В частности, в музыкальной фантазии с участием Бинга Кросби «Янки из
Коннектикута при дворе Короля Артура» (1949), «играя рыцаря Круглого стола Сэра
Саграмора в полных доспехах и в парике пажа, он красноречиво, со своим бруклинским
акцентом изъясняется на несравнимом среднеанглийском диалекте!».
После одной из главных ролей в фильме «
Макао» (1952), Бендикс редко появлялся на
экране, снимаясь не чаще раза в год на протяжении второй половины 1950-х годов".
В 1953 году на телевидении начал демонстрироваться сериал «Жизнь Райли» с
Бендиксом в главной роли. «Шоу быстро нашло свою аудиторию, эта семейная
программа успешно шла в течение пяти лет, и как его частичный владелец, Бендикс
финансово сильно выиграл от её широкой демонстрации на местных каналах».
В промежутке между своими обязательствами на малом экране, Бендикс продолжал
работать и в большом кино. В снятом в Национальном парке Глейшер (штат Монтана),
трехмерном приключенческом триллере «Опасное задание» (1954) он сыграл рейнджера, а
в нуаровом триллере «
Побег» (1955) - лидера группы бежавших из тюрьмы заключённых.
В 1955 году Бендиксу сделали операцию в связи с язвой желудка, что на некоторое
время притормозило его карьеру, но скоро он вновь появился на экране в
характерных ролях в военно-морских триллерах времён Второй мировой войны «
Боевые позиции» (1956) и «Погребение в море» (1958), вновь с Аланом Лэддом.
Бендикс сыграл небольшие, но памятные роли в дорогостоящих комедиях «
Мальчики отправляются гулять» (1962) с Ким Новак и «
За любовь или за деньги» (1963) с Кирком Дугласом.
Последними работами Бендикса в кино стали военная драма «
Молодые и отважные» (1963), «
Законы беззаконных» (1963) и «
Молодая
ярость» (1965). «Последние два фильма относятся в категории так называемых
„стариковских вестернов“, скромным ковбойским фильмам со стареющими любимыми
ветеранами жанра».
Через некоторое время после завершения работы над «Молодой яростью» Бендикс был
госпитализирован. Помимо проблем с желудком, приведшим к недоеданию, у него
развилось воспаление лёгких.
Уильям Бендикс умер 14 декабря 1964 года.