Анатолий Борисович Гребнев (псевдоним, настоящее имя и фамилия - Густав
Айзенберг), киносценарист и драматург, Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Родился 2 ноября 1923 года в Тифлисе, Грузия, ЗСФСР.
Учёба в ГИТИСе и Литературном институте
В 1949 окончил театроведческий факультет ГИТИСа, курс Павла Маркова, параллельно
учился в литературном институте, курс Сельвинского.
Драматург и киносценарист
По окончании учёбы Анатолий начинает заниматься драматургией и сценарной
деятельностью.
Герои сценариев Анатолия Гребнева, в большинстве своем его современники, оживали
на экране не только потому, что их играли выдающиеся актеры, но и благодаря тонко
прописанным характерам. Десятилетия спустя, пересматривая такие картины, как:
"Дикая собака Динго", "Старые Стены", "Июльский Дождь", "Частная жизнь", "Успех",
"Прохиндиада или бег на месте", "Время желаний", и многие другие - мы видим портрет
времени, и оказывается, что поднятые в тех фильмах человеческие проблемы по
прежнему актуальны. По сценариям Анатолия Борисовича поставили одни из лучших
своих фильмов Марлен Хуциев и Юлий Райзман. Сыграли яркие роли Людмила Гурченко,
Михаил Ульянов, Галина Польских, Леонид Филатов, Анатолий Папанов...
Гребнев получил за сценарий телефильма "Карл Маркс" Ленинскую премию.
Семья
Анатолий Гребнев отец кинодраматурга и режиссёра Александра Миндадзе. Дед
режиссёра и сценариста Екатерины Шагаловой.
Трагический конец
Трагически погиб утром 19 июня 2002, переходя дорогу около Дома творчества в
Матвеевском, куда приехал, как всегда, с намерением поработать. Несчастный случай,
был сбит автомашиной. Только что был закончен очередной фильм по его сценарию - «
Кино про кино», снятый Валерием Рубинчиком. Планировались новые
проекты - «последний сценарист», как называл себя Гребнев, никогда не сидел без
работы. Еще совсем молодым человеком он начал вести дневник. Последняя
дневниковая запись: «Еду в Матвеевское. Зачем?». Похоронен в Москве на
Троекуровском кладбище.
Из воспоминаний Вероники Долиной
Дорогой мой Анатолий Борисович. Мой именно дорогой. Волшебные эпизоды вы написали
для меня. Другим - другие, а мне - мои. Школьницы 60-х, я и ваша Ленка, одноклассницы,
мы катим в троллейбусе к «Аэропорту», и вы, Ленкин папа, оглушаете меня вопросом,
он легкий, но очень уж точный: «А что, деточка, у тебя по русскому, а что по
литературе??». У меня-то 4 и 5, но ведь уйму лет я вспоминаю, как внезапно и
направленно оно прозвучало. Одно из первых посланий. И другие были. Начало 88-го,
звонок: «Вероничка, из США приехал мой друг, такой Александр Моисеевич Володин,
книжку твою привез, вышла в Париже. Ты в курсе?» Вот и Александра Моисеевича я
заполучила из ваших рук... Еще послание: 92-й год, ровно десять лет тому. Самолет на
«Кинотавр». Озираюсь, смущенная, чужая в кино... И вдруг - не чужая: «К нам!» - машут
Швейцеры, улыбается Гриша Горин... Место же держит мне Анатолий Борисович.
Знакомься, говорит, это режиссер Саша Муратов. Ну и полетели. Дорогой мой Анатолий
Борисович, я и Саша Муратов, и наш семилетний Муратов Матвей - это ведь не про кино.
Я все знаю наизусть, само собой. И «
Июльский
дождь», и «Дневник директора», и «Прохиндиаду», и «Молодые годы Маркса», и «
Дом для богатых», и «
Кино про кино».
Это наши молодые годы, да и детские, вы были и есть с нами.